Стратегии работы с родителями спортивно - одаренных детей
в рамках проекта МАУДО ДЮСШ №6
«Будь спортивным здоровым успешным»
Комиссарова Т.Н.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6»
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития спортивно-одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования. Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть. Одаренные дети рано определяют свой профессиональный путь, который не всегда совпадает с мнением родителей. Если будущее ребенка - спорт, то ранняя специализация играет важную роль в развитии дарования. Набор методик и владение ими помогает педагогу выявить дарования ребенка и убедить в этом родителей.
Несмотря на то, что проблема спортивного отбора до настоящего времени получила большое развитие, ее актуальность не только не снижается, а возрастает с новой силой. Это связано с тем, что существующая практика отбора в спорте пока не может быть оценена, как достаточно эффективная и соответствующая современным требованиям.
С 2014 года в МАУДО ДЮСШ №6 реализует проект: «Будь спортивным, здоровым, успешным», цель которого - проектирование и внедрение системы, обеспечивающей выявление и дальнейшее развитие одаренных детей в спортивном плавании в условиях детско-юношеской спортивной школы. Реализация проекта предполагает три этапа:
1.Диагностико-организационный этап (сентябрь – декабрь 2015 г.) разработка моделей и механизмов системы целенаправленного выявления, обучения и развития, поддержки и сопровождения одаренных детей, развитие системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
2.Организационно-практический этап (2016 - 2019 гг.): реализация основных целей и задач. Перевод образовательного процесса на качественно новый подход к выявлению и сопровождению одаренных детей
3. Рефлексивно-обобщающий этап (сентябрь – декабрь 2019 г.): контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, путей их решения и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении. Обобщение созданных положительных образовательных практик и их закрепление в локальных нормативных актах школы, сборнике методических разработок.
Внедрение модели и механизмов выявления, поддержки и сопровождения спортивно - одаренных детей реально выполнимо в условиях образовательного учреждения в течение 4 лет (со 1 по 4 классы), хотя этот процесс является непрерывным.
Педагогическая стратегия развития одаренности спортсменов-пловцов включает четыре позиции.
Повышение педагогического мастерства тренеров-преподавателей.
Важным условием результативной и качественной образовательной деятельности является грамотная кадровая политика и наличие профессиональных кадров.
82% выпускников МАУДО ДЮСШ №6 продолжают работу в качестве тренеров-преподавателей. Общая численность тренеров-преподавателей (отделение плавания) составляет 11 человек.
Эффективное выстраивание работы по повышению уровня мастерства педагогов позволяет ежегодно осуществлять повышение их квалификации как в соответствии с перспективным планом, так и вне плана на уровне РОО «Спортивная федерация плавания Тамбовской области». Естественно, что мотивировать детей на содержание и процесс обучения может только тот, кто сам увлечен этим содержанием, кто ориентирован на пробуждение детского интереса. Для успешного развития способностей одаренных детей тренер-преподаватель сам должен обладать подобными качествами ( могу и хочу этим заниматься). Основная проблема - это время, которое нужно уделять одарённым детям. И желание педагога этим заниматься. Преодолеть вышеназванную проблему можно стимулируя педагогов к этой деятельности.
2. Формирование мотивационной сферы учащихся.
При выявлении одаренных детей учитываются следующие особенности: 1) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе; 2) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в плавании; 3) потенциальные возможности ребенка.
Мы создаем как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных детей.
Помощь одаренным детям в самореализации их спортивной направленности:
• создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
• организация и участие в соревнованиях.
Поощрение одаренных детей: публикация в СМИ, премии и гранты на региональном и муниципальном уровнях, поощрение в рамках ежегодного чествования спортсменов МАУДО ДЮСШ №6 в номинациях: «лучший спортсмен», «юное дарование».
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Работа с родителями одаренных детей:
• психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка (консультации);
• совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей (участие в открытых занятиях, соревнованиях, мероприятиях).
Каждому ребенку свойственны чувство долга и ответственности, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию, в какой-то мере интересно содержание и процесс обучения, свойственна боязнь неудачи.
Важным является то, какие мотивы преобладают, доминируют и, а какие находятся в подчиненном положении. Наиболее желательно с точки зрения одаренности доминирование мотивов, связанных с плавательной подготовкой. Доминирование этой группы мотивов характеризует одаренного ребенка. Это одна из ведущих характеристик детской одаренности (Дж. Рензулли, Е. П. Торранс и др.).
3.Развитие способностей учащихся.
Анкета Дэвида Льюиса содержит характеристики, способные определить предрасположенность к той или иной сфере. «Если у ребёнка спортивные способности, то он: энергичен и всё время хочет двигаться, смел до безрассудства и не боится синяков и шишек, любит спортивные игры и всегда в них выигрывает, хорошо развит физически, имеет хорошую пластику, координирован в движениях, ловко управляется с лыжами, коньками, велосипедом, имеет спортсмена - кумира, которому старается подражать; с удовольствием посещает уроки физкультуры и спортивные секции.».
Несмотря на то, что проблема спортивного отбора до настоящего времени получила большое развитие, ее актуальность не только не снижается, а возрастает с новой силой. Это связано с тем, что существующая практика отбора в спорте пока не может быть оценена, как достаточно эффективная и соответствующая современным требованиям. До выхода Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". 2013 года отбор заключался в случайном комплектовании групп. А затем по ходу тренировочного процесса проводился периодический отсев занимающихся из спортивной секции. В настоящее время отбор осуществляется в рамках тестирования. Как показывает практика это не всегда эффективный метод.
Для решения этой задачи необходима, прежде всего, специально создаваемая развивающая образовательная среда.
4. Развитие потребности в поисковой и исследовательской активности.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
Итак, на основе базовой программы и данной схемы педагог может разрабатывать индивидуальный маршрут.
Рассмотрим подробнее этапы:
- Диагностика уровня развития способностей воспитанника и его индивидуальных особенностей. Очень важен и примечателен тот факт, что педагогические работники в своей практической деятельности, чтобы не проглядеть, не потерять одаренность проявляют большое внимание к установлению уровня способностей и их разнообразия у детей. И, наоборот, теряя дарование, талант и просто заметные способности, педагоги образовательных учреждений теряют и всех остальных.
Определение цели и задачи маршрута. Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями.
- Определение времени. Этот этап не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим воспитанником срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.
- Определение роли родителей воспитанника в реализации маршрута. Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной деятельности со своим ребенком.
- Разработка учебно-тематического плана. Педагогу необходимо совместно с воспитанником и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.
- Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов. Рассмотрим его подробнее. Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.
В рамках работы придерживаемся следующих принципов работы с одаренными детьми:
1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
2. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
Пробудить интерес к содержанию предмета химии, развивать интеллектуальные и творческие способности у моих учащихся я стараюсь, используя в своей работе различные современные педагогические технологии и их элементы. С самого начала своей педагогической деятельности являюсь сторонником развивающего и проблемного обучения.
Количество одаренных спортсменов-пловцов внесенных в банк данных одаренных детей Тамбовщины составило 70% от общего количества учащихся. Появились первые результаты - призовые места на Всероссийском уровне и уровне ЦФО России у спортсменов - пловцов МАУДО ДЮСШ №6.
Основной целью внедрения разнообразных моделей сетевого межведомственного взаимодействия является создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности.
Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора или зеркала, которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. У участников сети наблюдается потребность друг в друге, в общении равных по статусу специалистов и учреждений.
Нормативной основой сетевого взаимодействия являются: закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 и Концепция развития дополнительного образования детей (утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва).
Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации»: «В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Таким образом, важнейшей задачей организаций дополнительного образования является укрепление и развитие воспитательного потенциала, в том числе посредством организации сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования, включая в расширяющуюся сферу образовательного сотрудничества программы и проекты работы с одаренными детьми, реализуемые в совместном осуществлении семинаров, конференций, круглых столов, работы специализированных групп. Своевременная диагностика способностей детей, соответствующее их потребностям программное обеспечение, предъявление им заданий более высокого уровня и профессионализм педагога, способного работать с одаренными детьми - это слагаемые успеха.
Беда в том, что не все из них об этом знают. Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания: 1. Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся. 2. Неподготовленность учителей к индивидуализации обучения. 3. Проблемой остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей. 4. Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей. 5. Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников. Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере. Проблема обучения и развития одарённых детей требует пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности. Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.
Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью.
Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных состоит именно в различии уровня, силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.
При разработке теоретических основ программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения:
1. Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность.
2. Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся прежде всего в высокой познавательной и исследовательской активности.
3. Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых – на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и / или приводящих к феномену диссинхронии.
4. Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И.Панов). одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа.
Одаренность может проявляться:
как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;
как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся
Необходимо помнить, что к работе с одарёнными детьми должен быть готов в первую очередь тренер-преподаватель. От того, как они позиционируют себя в образовательном процессе, умеют ли организовывать учебную деятельность, стремятся ли научить каждого своего ученика, готовы ли сами учиться и повышать квалификацию, зависит очень многое.