СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стратегии смыслового чтения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Стратегии смыслового чтения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка»






Стратегии смыслового чтения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка


































Читательская грамотность рассматривается сегодня как одна из самых важных компетентностей, характеризующих готовность к жизни в современном обществе. Читательская компетентность подразумевает сформированность у учащихся навыков и умений оперирования письменной информацией: поиск нужных текстов, их отбор и организацию в соответствии с определенной темой, их адекватное прочтение и интерпретацию, устную и письменную репрезентацию прочитанного. Таким образом, читательская компетентность включает в себя понятия «грамотность» (навыки чтения, письма, счета и работы с документами), «минимальная грамотность» (способность читать и писать простые сообщения), а также «функциональная грамотность» (способность человека использовать навыки и умения чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом).

Сегодняшние школьники испытывают множественные проблемы и затруднения, связанные с пониманием текста:

  • не понимают смысла прочитанного;

  • строят общение при помощи отдельных слов, словосочетаний, коротких фраз;

  • владеют ограниченным словарным запасом;

  • не ставят знаки препинания, не используют заглавных букв, не владеют интонацией, что ведет к непониманию, неумению структурировать информацию,.

  • пользуются чужими мыслями, фразами, часто просто их переписывая, не понимая смысла;

  • не владеют приемами сжатия информации: исключения, обобщения, упрощения, то есть приемами передачи смысла информации своими словами.

  • ученики даже не пытаются прочитать текст полностью, делают вывод о содержании текста по первым фразам, остальное домысливают сами по «шаблонным» представлениям о данной теме;

  • стараются запомнить информацию слово в слово (без понимания), что невозможно.

В то же время ФГОС провозглашает , что "... чтение в современном обществе носит "метапредметный" или "надпредметный" характер, и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям". Следовательно, федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования, предъявляя требования к  метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, выделяет «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» в качестве обязательного компонента. Владение навыками чтение обеспечивает успешное прохождение государственной итоговой аттестации как в 9-х, так и в 11-классах.

Возникает необходимость системного подхода к обучению чтению и информационной обработке текста всеми участниками образовательного процесса. Это показывают результаты диагностической работы по проверке сформированности навыков чтения у учащихся 8 классов.

Целью диагностической работы проведенной в начале 2018-2019 учебного года в 8б классе МБОУ «Средняя школа 68» было выявление уровня владения навыками чтения. Учащиеся получили текст и задания, проверяющие уровень сформированности навыков чтения , результаты диагностики представлены в таблицею


















Критерии

Показатель критерия

Результат по классу

2018-2019

2019-2020

2020-2021

Поиск информации и понимание прочитанного

Умение

определять тему и главную мысль текста

Определил и записал тему и главную мысль текста

45 %

61 %

78%

Умение

составлять план текста

Составил простой план, в котором отразил все смысловые части, последовательность частей не нарушена

48%

57%

80%

Умение

восстанавливать последовательно сть событий

Последовательность событий не нарушена

72%

84%

92%

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

Ответ оформлен как законченное речевое высказывание, подтвержденное информацией из текста

38 %

51 %

78 %

Преобразование и интерпретация информации

Умение

объяснять

новые

(незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст

Объяснил значение нового слова (сочетания слов), опираясь на содержание текста

27%

40%

56%

Объяснил значение нового слова (сочетания слов), используя не информацию из текста, а имеющиеся знания

23%

42%

42%

Оценка информации

Умение устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

Высказал личное отношение к тексту, объясняя свое мнение

19 %

27%

54 %

Высказал свое отношение на уровне нравится - не нравится, не смог оценить полезность информации для себя

35 %

53%

42%

Целью данной работы является:

На основе использования методов и приемов организации смыслового чтения на уроках русского языка совершенствовать навыки чтения, восприятия , анализа и создания вторичного текста

Задачи:

  1. Изучение состояния исследуемой проблемы в педагогической теории, в методической литературе с целью уточнения содержания основных понятий

  2. Анализ стратегий смыслового чтения, способствующих активному формированию читательских умений

  3. Проведение диагностики уровня сформированности навыков смыслового чтения;

  4. Обобщение опыта работы в форме статей, выступлений на конференциях, открытых уроков. .

Таким образом выявляется необходимость планомерной работы по развитию навыков смыслового чтения на уроках русского языка и во время внеурочной деятельности. Эта потребность была учтена при составлении тематического планирования и нашла в нем отражение.

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе с применением стратегий смыслового чтения

«Русский язык 5-9 классы» (автор-составитель .М.Рыбченкова), М.: «Просвещение», 2012

Номер урока

Тема

Возможные приемы работы с текстом

дата

1

Текст и его структура.

Визуализация. Предтекстовые стратегии

Приемы понимания и запоминания прочитанного. Приемы интерпретации текстов

 

2

Средства и способы связи предложений в тексте

Просмотровое чтение. Ознакомительное чтение: поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со сжатием информации).

 

3

Функциональные разновидности современного русского языка.

Просмотровое чтение. Изучающее чтение. Критическое (оценочное) чтение.

 

4

Публицистический стиль.

Аналитический способ чтения: Чтение с остановками, чтение про себя с пометками, вопросы поле текста, стратегия «Тайм-аут»

 

5

Научный стиль.

Инфографика

 

6

Практикум по теме «Текст. Функциональные стили речи»

Критический или оценочный способ чтения. Вопросы открытые и закрытые

 

7

Обучение подробному изложению.

Приемы понимания и запоминания прочитанного. Приемы интерпретации текстов

 

8

Второстепенные члены и их роль в предложении.

Аналитический способ чтения: Чтение с остановками, чтение про себя с пометками, вопросы поле текста

 

9

Основные группы односоставных предложений и их особенности.

Просмотровое чтение. Ознакомительное чтение: поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со сжатием информации).

Инфографика

 

10

Понятие о простом осложненном предложении

Авторские приемы создания целостного восприятия художественного текста. Особенности аргументации автором своих утверждений.

 

11

Обобщение темы «Предложения с однородными членами»

Синтетический или интерпретационный способ чтения. Термины, ключевые слова, ключевые предложения, ключевые абзацы и способы их интерпретации.

 

12

Презентация проектных работ

Вопросы открытые и закрытые. Презентация работы. Читательская конференция. Дискуссия: виды, правила проведения. Дебаты: технология подготовки. Инсценировки. Оценивание и редактирование устного речевого высказывания.

 

13

Обобщение по теме «Предложения с обособленными членами»

 Синтетический или интерпретационный способ чтения. Термины, ключевые слова, ключевые предложения, ключевые абзацы и способы их интерпретации.

 

14

Урок-конференция «Языковая картина мира»

Дискуссия: виды, правила проведения. Дебаты: технология подготовки. Инсценировки. Оценивание и редактирование устного речевого высказывания.

 

15

Цитаты. Знаки препинания при цитировании

Способы критического прочтения художественной литературы. Стратегии работы: «Экскурсия по книге», «Список тем», «Цитаты»

 





Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе с применением стратегий смыслового чтения

Русский язык 5-9 классы» (автор-составитель .М.Рыбченкова), М.: «Просвещение», 2012

Номер урока

Тема

Возможные приемы работы с текстом

дата

1

Русский язык как развивающееся явление

Требования к логическому определению понятий. Алгоритм построения дерева понятия, «скелетной» карты понятий.

 

2

Язык и культура.

Просмотровое чтение. Ознакомительное чтение: поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со сжатием информации).

 

3

Р.Р.Сжатое изложение.

Приемы понимания и запоминания прочитанного. Приемы интерпретации текстов. Стратегии компрессии текстов.


 

4

Официально-деловой стиль

Термины, ключевые слова, ключевые предложения, ключевые абзацы и способы их интерпретации.

 

5

Основные жанры официально-делового стиля

Просмотровое чтение. Изучающее чтение. Критическое (оценочное) чтение. Инфографика

 

6

Русский язык — язык русской художественной литературы (


Критический или оценочный способ чтения. Вопросы открытые и закрытые.

Авторские суждения. Приемы понимания и запоминания прочитанного. Приемы интерпретации текстов.

 

7

Особенности языка художественной литературы

Способы критического прочтения художественной литературы. Стратегии работы: «Экскурсия по книге», «Список тем», «Цитаты», «Загадки», «Следуйте за персонажем»

 

8

Основные изобразительные средства языка и их использование в речи

Аналитический способ чтения: Чтение с остановками, чтение про себя с пометками, вопросы после текста

 

9

Чтение и его виды


Просмотровое чтение. Ознакомительное чтение: поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со сжатием информации). Виды поисково-просмотрового чтения: чтение «по диагонали», чтение «слалом», чтение «по двум вертикалям», чтение «островками», чтение «пинг-понг». Изучающее чтение. Критическое (оценочное) чтение. Интегральный алгоритм чтения. Дифференциальный алгоритм чтения

 

10

Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения

Авторские приемы создания целостного восприятия художественного текста. Особенности аргументации автором своих утверждений.

 

11

Интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями

Синтетический или интерпретационный способ чтения. Термины, ключевые слова, ключевые предложения, ключевые абзацы и способы их интерпретации.

 

12

Классификация сложноподчинённых предложений

Вопросы открытые и закрытые. Презентация работы. Читательская конференция. Дискуссия: виды, правила проведения. Дебаты: технология подготовки. Инсценировки. Оценивание и редактирование устного речевого высказывания.

 

13

Функционирование сложноподчиненных предложений в тексте

 Синтетический или интерпретационный способ чтения. Термины, ключевые слова, ключевые предложения, ключевые абзацы и способы их интерпретации.

 

14

Бессоюзное сложное предложение и его функция в тексте

Способы критического прочтения художественной литературы. Стратегии работы: «Экскурсия по книге», «Список тем», «Цитаты».

 

15

Р.Р. Сочинение-рассуждение (по тексту или цитате)

Создание на основе прочитанного новых (вторичных) текстов

 



Мы всегда должны суметь вовлечь учащихся в содержание, заинтриговать их, поощрять учащихся делать предположения, прогнозы, выражать собственные чувства и эмоции. Думаю, на современном этапе информационной перенасыщенности учителя не испытывают сложности в том, чтобы найти информацию, трудность заключается в том, чтобы обеспечить соответствие заданий и темы текста. Успешность формирования навыка смыслового чтения напрямую зависит от правильно подобранных приемов стратегии смыслового чтения. Ведь самые интересные тексты могут быть скучны и неинтересны, если скучны и неинтересны задания, тогда как сложные и однообразные тексты могут быть прочитаны с интересом, если задания будут активизировать воображение учащихся, если будет присутствовать дух соревнования на занятии, юмор и комфортная атмосфера на уроке.

Что такое текст? (урок в 8 классе)


Цель: учащийся научится распознавать и понимать текст.

Задачи:

  1. Сформулировать понятие текст.

  2. Создать условия для развития умений учащихся выделять признаки текстов.

  3. Научить определять типы визуализации текстовых источников.

Ход занятия.

  1. Мотивационно-целевой этап

Задание №1. Игра «Текст или не текст» (работа в микрогруппах)

Каждой группе предлагаются одинаковые наборы печатного материала, из которого необходимо найти тот, который является текстом.

  1. Со времен глубокой древности лебедь служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. В одной легенде говорится о лебединой песне, которую эта птица поет якобы перед своей гибелью.
    Однако лебедь не относится к певчим птицам. Гогот или гулкие трубные звуки можно услышать весной. В это время лебеди возвращаются с зимовки и пролетают парами в поднебесье.

Лебедь неповторимо изящен в каждом своем движении: при плавании, при купании, при подъеме на крылья.

Гнездятся лебеди по глухим озерам, в камышах. Это чуткие и осторожные птицы. Заботы о воспитании лебедят делят между собой мать и отец. В неволе белый лебедь быстро становится ручным. Он мирно живет в зоосадах рядом с черным лебедем - гостем из Австралии.

  1. На западе уже догорала заря. Во все стороны расходятся круги, летят брызги. Быстрыми шагами миновал я заросли кустов.

 Утки отплывают в камыш и прячутся. Здесь они ждут, когда мы перестанем плескаться, возиться в воде.

Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. Никто её не беспокоил. Спала на ветке большой ели. Я выбрался на опушку и пошёл через поле. Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом.

  1. дСяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
    - Калушата! Калушаточки! Бутявка!
    Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит:
    — О ее! О ее! Бутявка-то некузявая!
    Калушата Бутявку вычучили.
    Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
    А Калуша волит калушатам:
    — Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
    А Бутявка волит за напушкой:
    — Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

  1. Этап освоения и применения нового материала

Задание №2.Обсудите в группах, по каким признакам можно отличить текст от не текста? Признаки текста напишите ни липких стикерах и прикрепите к схеме, «Признаки текста», нарисованной на доске.

Предполагаемый результат: (общая тема, разделение на абзацы связанные по смыслу и т. д.)

Сформулируйте вывод, что такое текст? (текст — это упорядоченный набор слов, предназначенный для того, чтобы выразить некий смысл).


 Текст – единица речи. Он не существует в готовом виде, как, например, слово в языке. Текст всегда кто – то создает. У текста есть автор (авторы).  

1) Вспомните,  какие признаки текста вы уже знаете? (Заглавие, тема, основная мысль, идея).

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА:

  1. Заглавие (зависит от содержания).

  2. Тема (о чем этот текст?).        

  3. Основная мысль, идея (в чем нас убеждает?).

  4. Делимость на смысловые части: НАЧАЛО (то без чего текст не может существовать), ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (может делиться на более мелкие смысловые части), КОНЕЦ (последняя смысловая часть).

  5.  Смысловая и структурная  связанность всех частей (раскрывается общая тема и идея).

  6.  Композиционная завершенность (обычно возвращает к заглавию или началу рассказа).

  7.  Стилистическое единство (художественный, разговорный, официально – деловой, научный, публицистический).

Работа с упр. 15 учебника Л.М. Рыбченковой


    1. Некоторые тексты можно представить в разных видах.

Задание №3. Рассмотрите учебник биологии 5 класс. Каким образом текст представлен в учебнике (предполагаемые ответы: напечатанная информация, рисунки, схемы)

Перед вами представлена информация о фотосинтезе, но в разных вариантах

Вариант1.



Вариант 2.

Фотосинтез – это процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету при участии фотосинтетических пигментов хлорофиллов у растений.

Прием «Послушать – сговориться-обсудить»

- Каковы плюсы и минусы такого представления информации? Ответы обсудите в группах и представьте в виде таблицы

Вариант 1.

Вариант 2

+

-

+

-


Проверка таблиц осуществляется посредством поочередного перечисления группами + и – двух вариантов представления информации.

Работа с упр. 19 учебника Рыбченковой.

  1. Внимательно изучите таблицу и озаглавьте ее.

  2. Опираясь на информацию, представленную в таблице,расскажите о средствах связи предложений в тексте.

  1. Контрольно-оценочный

Задание для микрогруппы. Придумайте короткий текст к этим изображениям.



  1. Рефлексия

Составить синквейн по теме «Текст».

Примеры работ учащихся

Текст.
Огромный, важный.
Оповещает, информирует, выражает.
Раскрывает обозначенную тему.
Статья.


Текст.
Официальный, креативный.
Воспринимается, редактируется, дополняется.
Передает основную идею.
Материал.


Текст.
Авторский, рукописный.
Напечатали, придумали, написали.
Графическая или звуковая запись речи.
Книги.


Текст.
Рекламный, открытый.
Озвучили, прокомментировали, пояснили.
По телевизору свежие новости и анонсирование.
Известия.


Чтение и его виды (урок в 9 классе)

Уметь читать, значит уметь мыслить.

Цель: учащийся осознает значение чтения для жизни человека.

Задачи:

1.Выявитьпервичные знания учащихся о роли чтения в жизни людей.

2.Создать условия, обеспечивающие развитие умений выделять основные признаки разных видов чтения.

3.Обеспечить развитие навыков первичного анализа источников информации на основе внешних данных книги.

Ход занятия.

  1. Мотивационно-целевой этап

Задание №1.

Прием «Оратор» За 1 минуту убедите своих товарищей в том, что чтение имеет огромное значение в жизни любого человека (участвует один человек по желанию)

Прием «Профи». Перед вами три карточки, на каждой из которых написано название профессии человека, вам необходимо вытянуть одну из карточек и без подготовки, объяснить какое значение имеет чтение для этой профессии (на карточках профессии: дворник, космонавт, художник, участвуют 3 человека)

  1. Этап освоения нового материала.

    1. Задание №2.

Прием «Послушать – сговориться-обсудить»

Работа в микрогруппе. Посовещаться и ответить на вопрос:

С какой целью люди читают? Свои размышления представите в виде схемы (ЧИТАТЬ, ЧТОБЫ)



? ? ? ?

Количество стрелочек может быть по вашему желанию увеличено.

По истечению трех минут, каждая группа представляет свои варианты схемы.

(примерные ответы ребят: читать, чтобы получать знания, научиться что-то делать, получать удовольствие, решать жизненные проблемы).

    1. Учитель: Значение чтения крайне велико для человека, прочитанное заставляет человека начать размышлять, а значит мыслить. Но читать можно по-разному. Существует несколько видов чтения, а какие это виды чтения и чем они отличаются друг от друга, вы должны выяснить сами.

Задание № 3. Игра «Собери пазл».

Каждой из групп выдается половина ватмана, на котором нарисована таблица «Виды чтения» и информация на стикерах, которую нужно вставить в соответствующую часть таблицы. По истечении 10 минут каждая группа представляет свой вариант таблицы.

ВИДЫ ЧТЕНИЯ

ЧТО НУЖНО ПОНЯТЬ

КАК ЧИТАТЬ







Информация для составления таблицы:

  1. Ознакомительное чтение

  2. Изучающее чтение

  3. Читать или нет? Какая информация содержится в тексте? Для кого написан текст?

  4. В чем замысел автора? Что нового есть в тексте для меня как для читателя?

  5. Перелистывание, рассматривание рисунков, быстрое чтение заголовков, отдельных фрагментов текста.

  6. Перелистывание, рассматривание рисунков, быстрое чтение заголовков, отдельных фрагментов текста.


Правильное заполнение таблицы

ВИДЫ ЧТЕНИЯ

ЧТО НУЖНО ПОНЯТЬ

КАК ЧИТАТЬ

Ознакомительное чтение


Читать или нет? Какая информация содержится в тексте? Для кого написан текст ?


Перелистывание, рассматривание рисунков, быстрое чтение заголовков, отдельных фрагментов текста.


Изучающее чтение


В чем замысел автора? Что нового есть в тексте для меня как для читателя?


Перелистывание, рассматривание рисунков, быстрое чтение заголовков, отдельных фрагментов текста.




Дополните содержание таблицы информацией, содержащейся в упр.28 учебника.

Какие сведения вы добавили?

Опираясь на данные таблицы предположите, какой из видов чтения необходимо использовать при чтении учебника, просматривании газаты или журнала, изучении документов, чтении художественной литературы.

Обсуждение полученных результатов: у кого получилось или не получилась, в чем причина ошибок?

  1. Этап применения.

Работа с упр. 25

Вам предстоит прочитать фрагмент текста, который называется «От текста к смыслу». Попробуйте по названию текста определить, о чем идет речь.


Работа с текстом упр. 27 учебника.

Создание памятки «Правила поиска информации в Интернете»

  1. Контрольно-оценочный этап

Задание №5 по вопросу каждой группе:

Укажите, какой вид чтения следует использовать в каждом конкретном случае.

1 . Прочитать текст параграфа учебника, составить план, ответить на вопросы

2. Подобрать в периодических изданиях материалы, в которых рассказывается о жизни Амурского тигра.

3. Прочитать статью о работах Ч. Дарвина и подготовить сообщение на заданную тему.

  1. Рефлексия

Индивидуальная работа.

Письменно каждый ответьте на вопрос:

Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить»



Предложенные методы и приемы работы над формированием и развитием навыков смыслового чтения показали свою результативность. Проведенный в течение трех лет мониторинг показал, что хорошо ориентируются в содержании прочитанного 92 % учащихся, умеют отвечать на вопросы по содержанию текста 78%.

Уровни овладения навыками смыслового чтения

2018-2019

%

2019-2020

%

2020-2021

%

Высокий

31

37

41

Средний

47

49

51

Низкий

22

14

8



Предложенные стратегии совершенствования навыков смыслового чтения учащихся можно использовать в рамках любого УМК.





































Приложение1

Диагностическая работа проверки навыков чтения.



Прочитайте текст и выполните задания.

1) XXI век называют веком информационных технологий. 2) Интернет заменил книги. 3) Теперь ответ на любой вопрос можно получить одним нажатием клавиши. 4) Это облегчает процесс обучения.  5) В условиях, когда информация играет главную роль, получение хорошего образования становится основной целью современного человека. 7)Хорошо это или плохо? 8)Уверена: учиться нужно всегда, везде и всем независимо от возраста, социального положения и материального достатка. 9) «Но зачем?» - спросите вы.  10) Ведь в наше время можно получить хорошую работу и не имея образования… 11) Оказывается, дело тут не в материальной выгоде, но в духовной, прежде всего. 12) Учиться надо, чтобы развивать свои способности. 13) Они есть у каждого, но если их не развивать, то способности постепенно иcчезнут. 14) Приятно быть человеком, у которого ни к чему нет таланта? 15) Конечно, нет! 16) Поэтому мы идем в детский сад, в школу, в кружки и клубы по интересам. 17) Там преподаватели помогают нам не только обнаружить талант, но и привить интерес к чему-то новому. 18) Развитие способностей - важный шаг к становлению  личности. 19) Учиться надо, чтобы обогащать внутренний мир, развивать чувство прекрасного. 20) Умение насладиться произведениями искусства и по достоинству оценить их может только человек просвещенный. 21) Образование помогает сформировать богатое мировоззрение, которое играет далеко не маловажную роль, к примеру, в выборе профессии. 22) Чтобы получить хорошую работу, тоже надо много знать, понимать и уметь. 23) И дело даже не в зарплате. 24) Можно иметь высокооплачиваемую, но скучную работу, а можно иметь не просто высокооплачиваемую, но еще и интересную. 25) Конечно, в наше время найти такую работу непросто, однако возможно, если очень захотеть. 26) Хорошее образование, владение языками и разносторонние знания, несомненно, могут помочь при устройстве на работу. 27) Учиться надо, чтобы реализовать свой потенциал. 28) Умный, образованный и эрудированный человек способен реализовать себя во всем, за что бы ни взялся.

29) Образование помогает развивать коммуникативные способности. 30) Умение налаживать контакты с людьми разных возрастов и разных социальных групп всегда будет цениться. 31) Случайная беседа, например, о погоде может в дальнейшем вылиться в сотрудничество или даже дружбу. 32)Образованному и коммуникабельному легче принять верное решение, найти правильный выход из затруднительного положения и стать счастливым. 33) Образованному человеку легче найти свое место в обществе. 34) Чтобы правильно оценить свои возможности, нужно быть грамотным и просвещенным. 35) Грамотному человеку легче адаптироваться к переменам в жизни, потому что жизнь постоянно развивается не только в технологическом плане, но и в идеологическом и психологическом. 36) Во времена буржуазной революции во Франции людям, прожившим в обществе с устоявшимися ценностями, пришлось полностью менять уклад собственной жизни. 37) Кто имел права и свободы - оказался в неволе, а кто жил без прав - обрел их. 38) Перестроиться сумели те, кто был грамотен. 39)Человек не должен останавливаться в своем развитии, так как жизнь не стоит на месте. 40) Каждый день появляется что-то новое, открывается что-то неизвестное. 41) Знать все на свете невозможно, но нужно к этому стремиться, потому что нет предела человеческому совершенству.

(По материалам Интернета)



1. Определите стиль текста и тип речи

2. На какой вопрос отвечает автор этой статьи? Сформулируйте его.

3. Вы заметили, что текст дан без деления на смысловые части? Сколько в тексте абзацев? Укажите начало каждого абзаца по образцу: 1 - (№ предложения), 2 – (№ предложения)

4. Пользуясь информацией из вышеприведенной статьи, приведите не менее 6 аргументов о пользе учения.

5. Какой вывод можно сделать на основании полученной из текста информации? Сформулируйте его.

6. Выпишите из текста все синонимы к слову «образованный»

7. Объясните, что значит слово «коммуникативный».

8.Составь и запиши план текста.

9.Оцени свою работу, поставь V в нужной графе.

0 – не получается, не умею, не понимаю.

1 – могу выполнить с помощью учителя

2 – могу сделать самостоятельно, все понимаю

Наименование

0

1

2

Я могу прочитать текст и выбрать из него нужную информацию




Я знаю, как определять, на какой вопрос отвечает автор  этой статьи




Я умею сформулировать вопрос к тексту




Я умею определить микротемы текста и разделить его на смысловые части




Я умею формировать выборку из источника для получения результата




Я четко формулирую вывод на основании полученной из текста информации





Критерии оценивания сформированности навыка смыслового чтения


Критерии

Показатель критерия

Балл

Умение определять тему и главную мысль текста

Определил и записал тему и главную мысль текста

2

Определил и написал только тему текста, не смог найти в тексте предложение, передающее главную мысль

1

Не записал тему и главную мысль текста

0

Умение составлять план текста

Составил простой план, в котором отразил все смысловые части, последовательность частей не нарушена

2

Составил простой план, пропущена одна смысловая часть текста; или в плане отражены все смысловые части текста, но нарушена последовательность частей

1

Не составил план

0

Умение восстанавливать последовательность событий

Последовательность событий не нарушена

2

Допустил ошибку в последовательности двух событий

1

Последовательность событий нарушена

0

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

Ответ оформлен как законченное речевое высказывание, подтвержденное информацией из текста

2

Сформулированный ответ правильный, но односложный, не подтвержденный информацией из текста

1

Ответ не соответствует содержанию текста

0

Умение определять тип, стиль текста

Правильно определил тип и/или стиль текста, записал характерные признаки

2

Указал тип и/или стиль текста, но не записал характерные признаки

1

Допустил ошибки в определении типа и/или стиля текста

0

Задания по тексту выполнены частично (не менее половины заданий), допустил 1-2 орфографических ошибки

1

Выполнено менее половины заданий по тексту, допущено много орфографических ошибок

0

Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст

Объяснил значение нового слова (сочетания слов), опираясь на содержание текста

2

Объяснил значение нового слова (сочетания слов), используя не информацию из текста, а имеющиеся знания

1

Не смог объяснить значение нового слова (сочетания слов)

0

Умение устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

Высказал личное отношение к тексту, объясняя свое мнение

2

Высказал свое отношение на уровне нравится – не нравится, не смог оценить полезность информации для себя

1

Без интереса относя к полученной информации, не высказал никаких суждений

0



14 баллов



Тестовый балл

Уровни овладения навыками смыслового чтения

12-14

Высокий

7-11

Средний

6

Низкий



























































Приложение 2

Литература



  1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение. - 2017.

  2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.

  3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1981. 

  4. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) http://methodological_terms.academic.ru

  5. Пахнова Т.М. От текста к слову. Работа по развитию речи, обобщению и систематизации изученного при подготовке к зачетам, переводным и выпускным экзаменам// Газета «Русский язык». – 2001, №17 

  6. Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды// РЯШ. – 2000, №4. – С.10-18. 

  7. Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка// РЯШ.  1993, №3. – С.31-38. 

  8. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах. Как реализовать ФГОС: пособие для учителя. - М.: Баласс. - 2018.

  9. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012.

  10. Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. – М., 2005.

  11. Тест оценки коммуникативных умений // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001.

  12. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителя общеобразовательных учреждений/ [Т.Г.Галактионова, Е.И.Казакова, М.И.Гринева и др.]. М.: Просвещение, 2011.

  13. Фалина Н.Н. Смысловое чтение в цифровом пространстве: новые формы и способы формирования навыков смыслового чтения // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. - 2021. - № 1. - С. 196-201


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!