Просмотр содержимого документа
«Стратегии смыслового чтения на уроках математики. Предтекстовые стратегии»
Приемы предтекстовых стратегий на уроках математики
5 класс. Тема «Углы» (пример нашла в Интернете, показался интересным для иллюстрации предтекстовых стратегий)
Прием «Верные или неверные утверждения», или «Верите ли Вы?» может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему. В начале изучения темы «Углы» в 5 классе можно предложить учащимся поиграть в игру «Верю - не верю»:
Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом
Угол – это геометрическая фигура.
Угол состоит из двух пресекающихся прямых
Бывают углы остроумные и тупые
Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки
Равные углы – это те, у которых равны стороны
Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны.
Бывает угол прямой
Угол может быть тощим
Острый угол – это угол, который меньше прямого
После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
5 класс. Тема: «Окружность и круг»
Приём «Вопросы к тексту учебника». Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах. Перед чтением текста предъявляются следующие вопросы:
1. Прочитайте текст.
2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?
Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.
8 класс. Тема: «Средняя линия треугольника»
Прием «Глоссарий».
Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом:
Треугольник
Отрезок
Прямая
Сторона треугольника
Середина отрезка
Медиана
Параллельные отрезки
Подобные треугольники
После чтения текста вернитесь к данным словам и укажите где и для чего они применяются.
8 класс. Тема: «Осевая и центральная симметрия»
(можно предложить учащимся различные изображения предметов, обладающих осевой и центральной симметрией, разбить на две группы, после чего использовать прием «предваряющие вопросы»)
Прием «Предваряющие вопросы».
Задайте вопросы к заголовку и попробуйте ответить на них
Примеры вопросов:
Что такое симметрия?
Симметричные фигуры?
Осевая симметрия, ось симметрии?
Центральная симметрия, центр симметрии?
После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным вопросам и просим детей дополнить вопросы и дать ответы, используя полученную на уроке информацию.