Просмотр содержимого документа
«Стратегия «Fishbone» как метод визуализации знаний на уроках русского языка и литературы»
Учитель русского языка и литературы Н.В.Глушкова
Чтение – это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский
Актуальность
Технология развития критического
мышления позволяет реализовать
системно- деятельностный подход в
условиях внедрения ФГОС
«Фишбоун» в переводе с
английского «рыбья кость» или
«рыбий скелет»
Схемы (диаграммы) «Фишбоун» были придуманы профессором Кауро Ишикава , поэтому часто называются диаграммы Ишикава.
Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)).
Такой вид диаграмм позволяет
проанализировать причины событий
более глубоко, поставить цели, показать
внутренние связи между разными частями
проблемы
- Процедура составления схемы:
- на листе провести горизонтальную стрелку через середину листа; дать название главной стрелке. Это главная (хребтовая) кость схемы;
- от главной кости нарисовать дополнительные «косточки» под углом 45 0 , каждая из них посвящена одной проблеме или группе проблем, подписать каждую из «косточек»; добавить дополнительные «косточки»;
- идеально, если разные части проблемы расположены так, что наиболее важная находится в голове рыбы.
Зачем это нужно?
Можно использовать в качестве:
-домашнего задания по теме;
- опорного конспекта на уроке;
- самостоятельной работы по
проверке качества усвоения материала;
- проектной работы
Русская народная сказка «Колобок»
М.Ю.Лермонтов«Мцыри»
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
Итоги:
Учащиеся, овладевающие стратегией «Fishbone», приобретают такие метапредметные компетенции, как
- критическое мышление;
- взаимодействие в группах;
- планирование и осуществление исследовательской деятельности;
- истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;
- осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век 21 – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья Вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!