СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стратегия смыслового чтения. Приемы ССЧ.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение – самое главное, важное, базовое  УУД. На умении читать основывается все обучение.

 

Просмотр содержимого документа
«Стратегия смыслового чтения. Приемы ССЧ.»

Стратегия смыслового чтения Стратегия – это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определенных целей в том смысле, что должен привести к определенным результатам.

Стратегия смыслового чтения

Стратегия – это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определенных целей в том смысле, что должен привести к определенным результатам.

Инновационная методика Традиционная методика Виды стратегий

Инновационная методика

Традиционная методика

Виды стратегий

Стратегии предтекстовой деятельности Цель: Постановка задачи чтения Выбор вида чтения Актуализация предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста Создание мотивации к чтению

Стратегии предтекстовой деятельности

Цель:

  • Постановка задачи чтения
  • Выбор вида чтения
  • Актуализация предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста
  • Создание мотивации к чтению
Стратегии предтекстовой деятельности «Мозговой штурм» «Глоссарий» «Ориентиры предвосхищения содержания текста» «Батарея вопросов» «Предваряющие вопросы» «Рассечение вопроса»

Стратегии предтекстовой деятельности

  • «Мозговой штурм»
  • «Глоссарий»
  • «Ориентиры предвосхищения содержания текста»
  • «Батарея вопросов»
  • «Предваряющие вопросы»
  • «Рассечение вопроса»
«Мозговой штурм»

«Мозговой штурм»

«Мозговой штурм» Какие ассоциации возникают у вас по поводу темы? Все ассоциации записываются. Идет актуализация знаний. Читаем и смотрим, адекватна ли информация, данная вами, тому, что узнали из текста. Что нового узнали? Направили чтение на поиск новой информации , на подтверждение высказанных гипотез.

«Мозговой штурм»

Какие ассоциации возникают у вас по поводу темы? Все ассоциации записываются. Идет актуализация знаний. Читаем и смотрим, адекватна ли информация, данная вами, тому, что узнали из текста. Что нового узнали? Направили чтение на поиск новой информации , на подтверждение высказанных гипотез.

«Глоссарий» Цель: актуализация словаря, связанного с темой Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) и посмотрите на значение и употребление слов, использованных в тексте.

«Глоссарий»

Цель: актуализация словаря, связанного с темой

  • Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом
  • Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) и посмотрите на значение и употребление слов, использованных в тексте.
«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» Тема, заголовок, тезис, график, информация, таблица, форум, комментарий, портфолио, аргументы, моделирование, программирование, результат, процесс, проект, оборудование

«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»

Тема, заголовок, тезис, график, информация, таблица, форум, комментарий, портфолио, аргументы, моделирование, программирование, результат, процесс, проект, оборудование

«Ориентиры предвосхищения»   Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны Отметьте их еще раз после прочтения текста. Если ваш ответ изменился, объясните, почему это произошло (послетекстовая стратегия) До чтения текста Суждения После чтения текста 1. 2. 3.

«Ориентиры предвосхищения»

Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме

  • Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны
  • Отметьте их еще раз после прочтения текста. Если ваш ответ изменился, объясните, почему это произошло (послетекстовая стратегия)

До чтения текста

Суждения

После чтения текста

1.

2.

3.

«Рассечение вопроса» Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заголовка. Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?

«Рассечение вопроса»

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заголовка.

  • Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы.
  • О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?
Стратегии текстовой деятельности «Чтение в кружок» (попеременное чтение) «Чтение про себя с вопросами» «Чтение про себя с остановками» «Чтение про себя с пометками»

Стратегии текстовой деятельности

  • «Чтение в кружок» (попеременное чтение)
  • «Чтение про себя с вопросами»
  • «Чтение про себя с остановками»
  • «Чтение про себя с пометками»
«Чтение в кружок» Цель: проверка понимания читаемого вслух текста По очереди читаем текст по абзацам. Первым всегда читает учитель. Текст один и передается следующему чтецу. Остальные закрыты и отложены в сторону. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если ответ не верен или не точен, слушающие поправляют.

«Чтение в кружок»

Цель: проверка понимания читаемого вслух текста

  • По очереди читаем текст по абзацам. Первым всегда читает учитель. Текст один и передается следующему чтецу. Остальные закрыты и отложены в сторону.
  • Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если ответ не верен или не точен, слушающие поправляют.
«Чтение про себя с вопросами» Цель: научить читать вдумчиво, задавая все более усложняющиеся вопросы. Работа в парах. Прочитайте про себя первый абзац и задайте вопросы. Напарник отвечает. Прочитайте про себя второй абзац. Поменяйтесь ролями.

«Чтение про себя с вопросами»

Цель: научить читать вдумчиво, задавая все более усложняющиеся вопросы.

Работа в парах.

  • Прочитайте про себя первый абзац и задайте вопросы. Напарник отвечает.
  • Прочитайте про себя второй абзац. Поменяйтесь ролями.
«Чтение про себя с пометками» Цель: мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Используется для работы со сложными научными текстами. Читатель делает на полях заметки: + понял - не понял ? надо обсудить + согласен - не согласен !! надо обсудить

«Чтение про себя с пометками»

Цель: мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Используется для работы со сложными научными текстами.

Читатель делает на полях заметки:

+ понял - не понял ? надо обсудить

+ согласен - не согласен !! надо обсудить

Стратегии послетекстовой деятельности «Отношения между вопросом и ответом» «Вопросы после текста» «Тайм – аут» «Проверочный лист»

Стратегии послетекстовой деятельности

  • «Отношения между вопросом и ответом»
  • «Вопросы после текста»
  • «Тайм – аут»
  • «Проверочный лист»
«Отношения между вопросом и ответом» Цель: обучение пониманию текста. Показать необходимость поиска места нахождения ответа. Прочитайте вопрос и скажите, к какой группе он относится. После этого дайте на него ответ. Где ответ?  в тексте в голове читателя в одном в разных автор и я только я предл. частях найди соедини, соедини, найди ответ точный составь составь в своей ответ (1) ответ (2) ответ (3) голове (4)

«Отношения между вопросом и ответом»

Цель: обучение пониманию текста. Показать необходимость поиска места нахождения ответа.

  • Прочитайте вопрос и скажите, к какой группе он относится. После этого дайте на него ответ.

Где ответ?

в тексте в голове читателя

в одном в разных автор и я только я

предл. частях

найди соедини, соедини, найди ответ

точный составь составь в своей

ответ (1) ответ (2) ответ (3) голове (4)

«Вопросы после текста» Классификация «Таксономия Б.Блюма» предполагает баланс между группами вопросов. Фактическая информация Подтекстовая информация, скрытая между строк Концептуальная информация, часто находящаяся за пределами текста Оценочные, связанные с критическим анализом текста

«Вопросы после текста»

Классификация «Таксономия Б.Блюма» предполагает баланс между группами вопросов.

  • Фактическая информация
  • Подтекстовая информация, скрытая между строк
  • Концептуальная информация, часто находящаяся за пределами текста
  • Оценочные, связанные с критическим анализом текста
Тайм - аут Цель: самопроверка и оценка понимания текста путем обсуждения его в парах и группе Прочитайте самостоятельно про себя 1-й абзац. Дальше работайте в парах. Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Если у вас нет уверенности в правильности ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом. Проделайте ту же работу со всеми абзацами Суммируйте то новое, что вы узнали из текста.

Тайм - аут

Цель: самопроверка и оценка понимания текста путем обсуждения его в парах и группе

  • Прочитайте самостоятельно про себя 1-й абзац. Дальше работайте в парах.
  • Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Если у вас нет уверенности в правильности ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.
  • Проделайте ту же работу со всеми абзацами
  • Суммируйте то новое, что вы узнали из текста.

Проверочный лист «Краткий пересказ» Названа основная мысль текста (Да/Нет) Названы основные мысли текста и основные детали (Да/Нет) Присутствует логико-смысловая структура текста (Да/Нет) Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста (Да/Нет) Содержание изложено собственными словами при сохранении лексических единиц авторского текста (Да/Нет)

Проверочный лист «Краткий пересказ»

  • Названа основная мысль текста (Да/Нет)
  • Названы основные мысли текста и основные детали (Да/Нет)
  • Присутствует логико-смысловая структура текста (Да/Нет)
  • Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста (Да/Нет)
  • Содержание изложено собственными словами при сохранении лексических единиц авторского текста (Да/Нет)
Стратегии работы с объемными текстами Стратегии компрессии текста Общеучебные стратегии Стратегии развития словаря Стратегии работы с информационным текстом Стратегии работы с текстами убеждающе-рассуждающего типа
  • Стратегии работы с объемными текстами
  • Стратегии компрессии текста
  • Общеучебные стратегии
  • Стратегии развития словаря
  • Стратегии работы с информационным текстом
  • Стратегии работы с текстами убеждающе-рассуждающего типа


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!