Стратегия смыслового чтения
Стратегия – это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определенных целей в том смысле, что должен привести к определенным результатам.
Инновационная методика
Традиционная методика
Виды стратегий
Стратегии предтекстовой деятельности
Цель:
- Постановка задачи чтения
- Выбор вида чтения
- Актуализация предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста
- Создание мотивации к чтению
Стратегии предтекстовой деятельности
- «Мозговой штурм»
- «Глоссарий»
- «Ориентиры предвосхищения содержания текста»
- «Батарея вопросов»
- «Предваряющие вопросы»
- «Рассечение вопроса»
«Мозговой штурм»
«Мозговой штурм»
Какие ассоциации возникают у вас по поводу темы? Все ассоциации записываются. Идет актуализация знаний. Читаем и смотрим, адекватна ли информация, данная вами, тому, что узнали из текста. Что нового узнали? Направили чтение на поиск новой информации , на подтверждение высказанных гипотез.
«Глоссарий»
Цель: актуализация словаря, связанного с темой
- Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом
- Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) и посмотрите на значение и употребление слов, использованных в тексте.
«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»
Тема, заголовок, тезис, график, информация, таблица, форум, комментарий, портфолио, аргументы, моделирование, программирование, результат, процесс, проект, оборудование
«Ориентиры предвосхищения»
Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме
- Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны
- Отметьте их еще раз после прочтения текста. Если ваш ответ изменился, объясните, почему это произошло (послетекстовая стратегия)
До чтения текста
Суждения
После чтения текста
1.
2.
3.
«Рассечение вопроса»
Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заголовка.
- Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы.
- О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?
Стратегии текстовой деятельности
- «Чтение в кружок» (попеременное чтение)
- «Чтение про себя с вопросами»
- «Чтение про себя с остановками»
- «Чтение про себя с пометками»
«Чтение в кружок»
Цель: проверка понимания читаемого вслух текста
- По очереди читаем текст по абзацам. Первым всегда читает учитель. Текст один и передается следующему чтецу. Остальные закрыты и отложены в сторону.
- Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если ответ не верен или не точен, слушающие поправляют.
«Чтение про себя с вопросами»
Цель: научить читать вдумчиво, задавая все более усложняющиеся вопросы.
Работа в парах.
- Прочитайте про себя первый абзац и задайте вопросы. Напарник отвечает.
- Прочитайте про себя второй абзац. Поменяйтесь ролями.
«Чтение про себя с пометками»
Цель: мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Используется для работы со сложными научными текстами.
Читатель делает на полях заметки:
+ понял - не понял ? надо обсудить
+ согласен - не согласен !! надо обсудить
Стратегии послетекстовой деятельности
- «Отношения между вопросом и ответом»
- «Вопросы после текста»
- «Тайм – аут»
- «Проверочный лист»
«Отношения между вопросом и ответом»
Цель: обучение пониманию текста. Показать необходимость поиска места нахождения ответа.
- Прочитайте вопрос и скажите, к какой группе он относится. После этого дайте на него ответ.
Где ответ?
в тексте в голове читателя
в одном в разных автор и я только я
предл. частях
найди соедини, соедини, найди ответ
точный составь составь в своей
ответ (1) ответ (2) ответ (3) голове (4)
«Вопросы после текста»
Классификация «Таксономия Б.Блюма» предполагает баланс между группами вопросов.
- Фактическая информация
- Подтекстовая информация, скрытая между строк
- Концептуальная информация, часто находящаяся за пределами текста
- Оценочные, связанные с критическим анализом текста
Тайм - аут
Цель: самопроверка и оценка понимания текста путем обсуждения его в парах и группе
- Прочитайте самостоятельно про себя 1-й абзац. Дальше работайте в парах.
- Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Если у вас нет уверенности в правильности ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.
- Проделайте ту же работу со всеми абзацами
- Суммируйте то новое, что вы узнали из текста.
Проверочный лист «Краткий пересказ»
- Названа основная мысль текста (Да/Нет)
- Названы основные мысли текста и основные детали (Да/Нет)
- Присутствует логико-смысловая структура текста (Да/Нет)
- Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста (Да/Нет)
- Содержание изложено собственными словами при сохранении лексических единиц авторского текста (Да/Нет)
- Стратегии работы с объемными текстами
- Стратегии компрессии текста
- Общеучебные стратегии
- Стратегии развития словаря
- Стратегии работы с информационным текстом
- Стратегии работы с текстами убеждающе-рассуждающего типа