СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стратификация общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Стратификация общества»

ФИ______________________________________________________________

  1. Выберите один или несколько правильных ответов.

    После окончания института однокурсники зарегистрировали свой бизнес в установленном законом порядке. Они арендовали помещение, открыли кафе домашнего питания, заключили трудовые договоры с пятью работниками. Как можно охарактеризовать работников кафе? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие характеристики.

    1. малая группа

    1. территориальная группа

    1. этническая группа

    1. профессиональная группа

    1. большая группа

    1. формальная группа



  2. Выберите один или несколько правильных ответов.

    Выберите верные суждения о социальных группах и их видах и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Демографические группы выделяют прежде всего по этносоциальному критерию.

    1. В формальной группе все межличностные взаимодействия основаны на эмоциях.

    1. Принадлежность человека к различным социальным группам определяет его положение в обществе.

    1. Социальная группа –– это совокупность людей, имеющая какой-либо общий социально значимый признак.

    1. Социальные группы и организации оказывают влияние на поведение человека.


  3. Выберите один или несколько правильных ответов.

    Выберите верные суждения о социальных группах и запишите цифры, под которыми они указаны.

     1) 

    Взаимодействие в первичных группах носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку.

     2) 

    Интересы участников неформальных групп всегда расходятся с целями официальных организаций.

     3) 

    Социальная группа –– это совокупность людей, обладающая общими социально значимыми признаками.

     4) 

    Реальная группа –– это искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учёта населения.

     5) 

    В неформальных группах взаимодействия являются безличностными
    и функциональными.



  4. Выберите один или несколько правильных ответов.

Что из перечисленного относится к типам открытой социальной структуры?

1) рабство 2) классы 3) сословия

4) страты 5) касты

  1. Выберите один или несколько правильных ответов.

К высшему среднему классу социологи относят...

1) крупных бизнесменов

2) известных учёных

3) топ-менеджеров

4) политическую элиту страны

5) высококвалифицированных рабочих

  1. Выберите один или несколько правильных ответов.

Верны ли следующие утверждения?

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ Социальная зависимость может быть явной и скрытой.

__ Основным признаком, по которому выделяются социальные классы, марксисты считали отношение к собственности на средства производства.

__ Социальные отношения – устойчивые, осознаваемые участниками, ненормированные социальные взаимодействия.

__ "Синими воротничками" социологи называют представителей рабочего класса, которые, как правило, заняты физическим трудом.

  1. Выберите один или несколько правильных ответов.

Что из перечисленного не относится к социальным признакам?

1) уровень образования 2) профессия 3) возраст

4) статус 5) национальность 6) уровень дохода

  1. Выберите один или несколько правильных ответов.

Выберите верные суждения о социальной стратификации.

1) К критериям социальной стратификации относят объём власти.

2) Одним из критериев социальной стратификации являются индивидуальные психологические черты человека.

3) Учёные выделяют два вида социальной стратификации: прогрессивную и регрессивную.

4) Деление общества на страты допускает наличие привилегий у представителей некоторых страт.

5) Понятие «социальная стратификация» обозначает систему признаков и критериев социального расслоения.

  1. Выберите один или несколько правильных ответов.

Продюсер В. создал музыкальную группу: пригласил трёх солисток и нескольких музыкантов, записал с ними десять песен и отправился в гастрольный тур по стране. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной группы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) малая группа 2) неформальная группа 3) большая группа

4) референтная группа 5) профессиональная группа 6) формальная группа

  1. Выберите один или несколько правильных ответов.

Найдите социальные факты, иллюстрирующие проявление вертикальной социальной мобильности, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Учитель истории, переехав из области в город, перешел в новую школу.

2) Офицер, отличившийся при проведении контртеррористической операции, получил новое воинское звание досрочно.

3) Секретарь-референт вышла замуж за коммерческого директора фирмы.

4) Профессор уехал по двухгодичному контракту в зарубежный вуз.

5) После окончания вуза молодой специалист был назначен на должность начальника отдела логистики.

  1. Выберите один или несколько правильных ответов.

Выберите вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) По­ня­тие «социальная стратификация» обо­зна­ча­ет любые изменения, про­ис­хо­дя­щие в обществе.

2) Со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция пред­по­ла­га­ет де­ле­ние об­ще­ства на со­ци­аль­ные слои путём объ­еди­не­ния раз­лич­ных со­ци­аль­ных по­зи­ций с при­мер­но оди­на­ко­вым со­ци­аль­ным статусом.

3) Со­цио­ло­ги вы­де­ля­ют сле­ду­ю­щие кри­те­рии со­ци­аль­ной стратификации: доход, власть.

4) Со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция пред­по­ла­га­ет вы­де­ле­ние со­ци­аль­ных слоёв в за­ви­си­мо­сти от лич­ных ка­честв человека.

5) Пре­стиж про­фес­сии как кри­те­рий со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции свя­зан с со­ци­аль­ной привлекательностью, ува­жи­тель­ным от­но­ше­ни­ем в об­ще­стве к тем или иным профессии, должности, роду занятий.

  1. Выберите один или несколько правильных ответов.

Выберите вер­ные суж­де­ния о типах со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Классовый тип стра­ти­фи­ка­ции ха­рак­те­рен для ран­них пе­ри­о­дов раз­ви­тия общества.

2) В ис­то­рии че­ло­ве­че­ства су­ще­ство­ва­ли раз­ные типы со­ци­аль­ной стратификации.

3) Сословная стра­ти­фи­ка­ция гос­под­ство­ва­ла в пе­ри­од Средневековья.

4) В усло­ви­ях ка­сто­во­го строя вертикальная со­ци­аль­ная мо­биль­ность отсутствует.

5) Одним из про­яв­ле­ний клас­со­вой стра­ти­фи­ка­ции в со­вре­мен­ном об­ще­стве слу­жит юри­ди­че­ское за­креп­ле­ние прав и обя­зан­но­стей за от­дель­ны­ми со­ци­аль­ны­ми группами.

  1. Выберите один или несколько правильных ответов.

Выберите вер­ные утвер­жде­ния о со­ци­аль­ной мобильности.

1) Вер­ти­каль­ная со­ци­аль­ная мо­биль­ность пред­по­ла­га­ет смену со­ци­аль­но­го статуса.

2) Рас­тор­же­ние брака яв­ля­ет­ся при­ме­ром вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мобильности.

3) Один че­ло­век может иметь не­сколь­ко со­ци­аль­ных статусов.

4) Со­ци­аль­ная мо­биль­ность ха­рак­тер­на как для от­дель­ных людей, так и для со­ци­аль­ных групп.

5) По­ня­тие со­ци­аль­но­го лифта свя­за­но с го­ри­зон­таль­ной со­ци­аль­ной мобильностью.

  1. Выберите один или несколько правильных ответов.

Выберите вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ной груп­пе и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 1) Социальные груп­пы поз­во­ля­ют удо­вле­тво­рить важ­ные пси­хо­ло­ги­че­ские или со­ци­аль­ные про­бле­мы людей.

2) Социальные груп­пы по­мо­га­ют в до­сти­же­нии целей, ко­то­рые че­ло­век не смог бы осу­ще­ствить в одиночку.

3) Любое со­об­ще­ство людей со­цио­ло­ги рас­смат­ри­ва­ют в ка­че­стве со­ци­аль­ной группы.

4) Группа яв­ля­ет­ся вто­ро­сте­пен­ным эле­мен­том со­ци­аль­ной струк­ту­ры общества.

5) Одним из при­зна­ков пер­вич­ной со­ци­аль­ной груп­пы яв­ля­ет­ся вы­со­кий уро­вень ее эмоциональности.









Прочитайте текст и выполните задания.

В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы социальных связей, вследствие чего он существует и развивается как целостная система. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы. Первые являются принципиальными, фундаментальными ориентирами общественной жизни. Они осуществляют самую общую, стратегическую регуляцию поведения людей и социальных групп…

Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных институтов. Социальные нормы могут быть зафиксированы в письменных документах (законах, уставах, религиозных текстах) или существовать во мнениях, взглядах, обычаях, традициях. Однако всем им свойственны три основных способа регулирования: дозволение – указание
на варианты поведения, которые не запрещены, желательны, но
не обязательны; предписание – указание на требуемые действия; запрет – указание на действия, которые не следует совершать.

В отличие от недавнего прошлого, когда действовал принцип «запрещено всё, что не приказано (дозволено)», в современных условиях утверждается новый принцип общественной жизни: «разрешено всё, что
не запрещено законом».

Для правовых норм характерны письменное закрепление, издание и отмена их в официальном порядке, чёткое и однозначное описание вариантов либо границ поведения, наличие ясно обозначенной санкции, обеспечение их соблюдения силой государства. Право – объективная, внешняя по отношению
к индивиду система правил, руководящая его поведением.

В отличие от права, мораль, во-первых, несёт оценочную нагрузку (хорошо – плохо, справедливо – несправедливо), во-вторых, в связи с этим её нормы действуют прежде всего через внутренние психологические механизмы, где на первый план выступают такие понятия, как совесть, долг, честь и т.д.

Как правило, требования морали и права совпадают. Воровство аморально, а хищение имущества наказывается в уголовном порядке. Однако в некоторых случаях моральная и правовая оценка того или иного поступка могут не совпадать. Так, человек может поступить вполне правомерно,
но при этом совершенно безнравственно, и наоборот. Это связано с несовершенством самих нормативных систем, а также, в некоторых случаях, с нравственными ориентирами субкультур, не совпадающими с общепринятыми правовыми и моральными нормами.

Границы между позитивным и негативным девиантным поведением достаточно подвижны, так как существует множественность критериев оценки того или иного поведенческого акта. В качестве базового критерия следует выделить общечеловеческие ценности как принципиальные ориентиры социального прогресса (свобода, справедливость, права человека и т.д.).

(По Л.С. Башировой)

Задание №1. Дайте развернутый ответ.

Какие три способа регулирования свойственны всем социальным нормам? Какой новый принцип общественной жизни утверждается в современных условиях? Что следует выделить в качестве базового критерия оценки того или иного поведенческого акта?

Задание №2. Дайте развернутый ответ.

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания:

—  укажите не менее трёх основных признаков социальной группы как совокупности людей;

—  объясните связь раскрытой автором сути социальных ценностей с механизмом социального контроля.

Объяснение с опорой на положения текста может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.

Задание №3. Дайте развернутый ответ.

Автор характеризует право как объективную, внешнюю по отношению к индивиду систему правил, руководящую его поведением. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, раскройте эту характеристику на примере норм из любых трёх отраслей права. В каждом примере сначала приведите ситуацию действия нормы права, затем укажите соответствующую отрасль права. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.

Задание №4. Дайте развернутый ответ.

Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих эффективность морали в противодействии и профилактике совершения правонарушений. Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.



























Ответы:

Ответ

146



24

23

Да да нет да

35

145

156

235

235

234

134

125

Задание №1.

Пояснение.

1.  Дозволение, предписание, запрет.

2.  Разрешено всё, что не запрещено законом.

3.  Общечеловеческие ценности как принципиальные ориентиры социального прогресса (свобода, справедливость, права человека и так далее).

Задание №2.

Пояснение.

1.  Основные признаки понятия «социальная группа»:

—  общая цель;

—  чувство групповой принадлежности;

—  наличие общих социально значимых черт.

2.  Связь социальных ценностей с механизмом социального контроля проявляется в том, что социальные ценности выступают ключевыми ориентирами общественной жизни, осуществляющими регулирование поведения людей в обществе.

Задание №3.

Примеры норм из отраслей права:

1)  супруги Ивановы решили заключить брачный договор, в котором указали обязанности супругов по взаимному содержанию (семейное право);

2)  гражданин Петров заключил договор с гражданином Николаевым о покупке у второго автомобиля (гражданское право);

3)  гражданин Сидоров после получения уведомления о штрафе, полученном за превышение скорости в пределах населенного пункта, оплатил его на портале Государственных услуг (административное право).

Задание №4.

Пояснение.

Аргументы:

1)  нарушение норм морали приведет к внутренним переживаниям и осознанию неправильного поведения самим человеком, что будет сдерживать его от совершения правонарушений;

2)  нормы морали гласят о том, что необходимо уважать интересы каждого человека и нельзя нарушать их для получения собственной выгоды, что будет оказывать влияние на понимание запрета с точки зрения совершения возможного правонарушения относительно других людей;

3)  мораль запрещает присваивать себе материальные и иные ценности других людей, что предостерегает индивидов от таких правонарушений, как воровство, присваивание интеллектуальных достижений и так далее.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!