СТРЕСС У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ.
Анохина Марина Николаевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №135»
Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) – физиологическая реакция организма на внешнее воздействие, необходимая для адаптации к изменившимся условиям жизни.
Стресс — это состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и неподвластные.
… до 90% всех заболеваний «стресс-зависимые» ,т.е стрессом вызваны или стрессом усугубляются . (Гарбузов В.И, Фесенко Ю.А «Неврозы у детей»)
1. Непредвиденные, очень сильные стрессовые ситуации
1. Катастрофы (автомобильные , ж/д и пр.)
2. Пожар (на глазах/пережитый)
3. Наводнение
4. Война, землетрясение, обвал, лавина
5. Роль беженца
6. Убийство на глазах
7. Сексуальные насилия взрослых (на глазах/пережитое)
8. Сильный испуг по другим поводам (встреча с грабителем, роль заложника, укус собаки, утопление)
2. Стрессовая обстановка в семье.
- Смерть родителя.
- Смерть бабушки/дедушки.
- Смерть брата, сестры.
- Смерть других взрослых на глазах ребенка.
- Тяжелая болезнь или травма у родителей.
- Тяжелая болезнь или травма у бабушки/дедушки.
- Тюремное заключение мамы, папы.
- Частые разлуки с родителями.
- Отправление на воспитание к бабушке или другим родственникам
- Развод (уход из семьи одного из родителей).
- Появление в семье мачехи /отчима
- Постоянные ссоры между родителями/ ребенка с родителями.
- Крупные ссоры на глазах ребенка с другими членами семьи.
- Рождение брата/сестры
- Появление в доме детей мачехи/отчима
- Постоянные ссоры с братьями/сестрами
- Пьянство родителей
- Избиение матери/отца
- Избиение ребенка родителями
- Наказание ремнем
3. Стрессовые ситуации, связанные с социальной адаптацией и жизнью ребенка
1. Поступление в детский сад.
2. Перевод из одного детского сада в другой
3. Поступление в первый класс.
4. Конкурсный отбор в школу/гимназию
5. Смена школы.
6. Неблагоприятная адаптация к первому классу.
7. Разлука с любимой воспитательницей.
8. Конфликты с воспитателями/учителями/сверстниками.
9. Поступление в больницу/санаторий.
10. Тяжелое заболевание или травма ребенка.
11. Наличие физических недостатков, утяжеляющих жизнь ребенка.
12. Различные комплексы неполноценности у ребенка.
13. Смерть друга.
14. Смерть любимых питомцев.
Возрастные особенности реагирования на стресс.
0-3 года
4-7 лет
Младенец реагирует на негативные факторы всем телом:
В этом возрастном промежутке начинают интенсивно созревать структуры мозга, отвечающие за контроль над собственными движениями и действиями. Именно на этих процессах отражается стресс.
- повышением температуры
- нарушением пищеварения
- появлением сыпи
- регрессом (потерей уже приобретенных навыков)
- Двигательная расторможенность
- Навязчивые движения (накручивание волос, обкусывание ногтей)
- Разнообразные тики
- Страхи и фантазии неприятного содержания
Симптомы возникают в ответ на любой раздражитель –отъезд мамы, неожиданный визит бабушки, перегрев на солнце
Методы диагностики
- Наблюдение, беседа
- Изучение самооценки
- Тест Люшера, Велиевой
- Рисуночные тесты (КРС, Несуществующее животное)
- САТ
Изучение самооценки
Тест Люшера, Велиевой
Рисуночные тесты
САТ
Источники стресса
Пути коррекции
Дополнительные занятия
Отделять реальные потребности ребенка от собственных амбиций. Подстраивать график занятий под режим ребенка, а не наоборот.
Страх неудачи
Обеспечить свободное время
Подбадривать, а не настраивать на победу. Хвалить за старание и серьезное отношение к делу, а не за результат.
Насилие педагога
Внимательно подходить к выбору педагога. Не оправдывать некорректные поступки педагога поведением ребенка.
Конфликты в семье
Создавать видимость доброжелательных отношений.
Ревность
Не декларировать равенство между детьми. Не умиляться новорожденному в присутствии старшего ребенка
Конфликты со сверстниками
Предложить помощь
Смерть
Рассказать, что смерть- закон жизни. Помочь перенести чувство привязанности на сохранение памяти
Психологическая коррекция стрессовых состояний.
- Крайне важно вывести ребёнка из травмирующей ситуации (Ребенок оценивает травматические события необъективно, в зависимости не от их тяжести, а от своей эмоциональной реакции на них. Наиболее объективная оценка степени психической травматизации в детском возрасте возможна только у взрослой личности). Ребёнок должен чувствовать себя в физической и психологической безопасности.
- Необходимо сфокусировать внимание на физическом состоянии ребёнка. Замечая свои внутренние ощущения, ребёнок находится в контакте со своими инстинктами, что даёт возможность высвободить излишнюю (травматическую) энергию, которая осталась заблокированной во время травмы, и тем самым завершить естественные телесные реакции борьбы или бегства и вернуться к нормальному уровню функционирования. Подобные процессы являются естественной способностью нашего организма восстанавливаться после перенесённых стрессов и травм.
* Для совладания со стрессом каждый человек использует собственные копинг-стратегии на основе имеющегося у него опыта (копинг-ресурсов).
Этапы психокоррекции
- Приемы саморегуляции
- Релаксация
- Визуализация
- Арт-терапия
- «Пляж»
- «Вулкан»
- «Маленькое растение»
- «Картина радости»
MISP (Massage in Schools Programme)
- Практика игрового массажа MISP стимулирует выработку таких гормонов как окситоцин и мелатонин, которые регулируют уровень кортизола и адреналина в организме. MISP оказывает непосредственное влияние на лимбический мозг, создавая ощущение безопасности и благополучия, благодаря чему успокаивается рептильный мозг и активизируется неокортекс.
- В Великобритании MISP признана на государственном уровне.
Коробка спокойствия
- Осязание
- Слух
- Обоняние
- Вкус
- Зрение
- Все вместе
Врачебные рекомендации
- Режим сна и отдыха : спать столько часов, сколько требуется организму. При этом ночной сон должен быть непрерывным. Необходимо помнить, что чем младше ребенок, тем продолжительнее его ночной сон, а также существует потребность в дневном сне.
- Регулярная физическая активность позволяет повысить выносливость организма к воздействию различных стрессорных факторов
- Изменение образа питания с переходом на частое и дробное употребление здоровой пищи с целью обеспечения должного поступления витаминов и микроэлементов, особенно необходимо обеспечить ребенку поступление должного количества магния с пищей и водой
Спасибо за внимание!
- «Психология стресса».Роберт Сапольски
- «Неврозы у детей». В.И Гарбузов, Ю.А Фесенко
- «Плохие привычки хороших детей». Алла Баркан.