СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стресс у ребенка дошкольного возраста. Методы диагностики и коррекции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для начинающего психолога (из опыта работы)

Просмотр содержимого документа
«Стресс у ребенка дошкольного возраста. Методы диагностики и коррекции.»

СТРЕСС У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.  МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ. Анохина Марина Николаевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №135»

СТРЕСС У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ.

Анохина Марина Николаевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №135»

Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) – физиологическая реакция организма на внешнее воздействие, необходимая для адаптации к изменившимся условиям жизни. Стресс — это состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и неподвластные. … до 90% всех заболеваний «стресс-зависимые» ,т.е стрессом вызваны или стрессом усугубляются . (Гарбузов В.И, Фесенко Ю.А «Неврозы у детей»)

Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) – физиологическая реакция организма на внешнее воздействие, необходимая для адаптации к изменившимся условиям жизни.

Стресс — это состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и неподвластные.

до 90% всех заболеваний «стресс-зависимые» ,т.е стрессом вызваны или стрессом усугубляются . (Гарбузов В.И, Фесенко Ю.А «Неврозы у детей»)

1.  Непредвиденные, очень сильные стрессовые ситуации 1. Катастрофы (автомобильные , ж/д и пр.) 2. Пожар (на глазах/пережитый) 3. Наводнение 4. Война, землетрясение, обвал, лавина 5. Роль беженца 6. Убийство на глазах 7. Сексуальные насилия взрослых (на глазах/пережитое) 8. Сильный испуг по другим поводам (встреча с грабителем, роль заложника, укус собаки, утопление)

1. Непредвиденные, очень сильные стрессовые ситуации

1. Катастрофы (автомобильные , ж/д и пр.)

2. Пожар (на глазах/пережитый)

3. Наводнение

4. Война, землетрясение, обвал, лавина

5. Роль беженца

6. Убийство на глазах

7. Сексуальные насилия взрослых (на глазах/пережитое)

8. Сильный испуг по другим поводам (встреча с грабителем, роль заложника, укус собаки, утопление)

2. Стрессовая обстановка в семье. Смерть родителя. Смерть бабушки/дедушки. Смерть брата, сестры. Смерть других взрослых на глазах ребенка. Тяжелая болезнь или травма у родителей. Тяжелая болезнь или травма у бабушки/дедушки. Тюремное заключение мамы, папы. Частые разлуки с родителями. Отправление на воспитание к бабушке или другим родственникам Развод (уход из семьи одного из родителей). Появление в семье мачехи /отчима Постоянные ссоры между родителями/ ребенка с родителями. Крупные ссоры на глазах ребенка с другими членами семьи. Рождение брата/сестры Появление в доме детей мачехи/отчима Постоянные ссоры с братьями/сестрами Пьянство родителей Избиение матери/отца Избиение ребенка родителями Наказание ремнем

2. Стрессовая обстановка в семье.

  • Смерть родителя.
  • Смерть бабушки/дедушки.
  • Смерть брата, сестры.
  • Смерть других взрослых на глазах ребенка.
  • Тяжелая болезнь или травма у родителей.
  • Тяжелая болезнь или травма у бабушки/дедушки.
  • Тюремное заключение мамы, папы.
  • Частые разлуки с родителями.
  • Отправление на воспитание к бабушке или другим родственникам
  • Развод (уход из семьи одного из родителей).
  • Появление в семье мачехи /отчима
  • Постоянные ссоры между родителями/ ребенка с родителями.
  • Крупные ссоры на глазах ребенка с другими членами семьи.
  • Рождение брата/сестры
  • Появление в доме детей мачехи/отчима
  • Постоянные ссоры с братьями/сестрами
  • Пьянство родителей
  • Избиение матери/отца
  • Избиение ребенка родителями
  • Наказание ремнем
3. Стрессовые ситуации, связанные с социальной адаптацией и жизнью ребенка 1. Поступление в детский сад. 2. Перевод из одного детского сада в другой 3. Поступление в первый класс. 4. Конкурсный отбор в школу/гимназию 5. Смена школы. 6. Неблагоприятная адаптация к первому классу. 7. Разлука с любимой воспитательницей. 8. Конфликты с воспитателями/учителями/сверстниками. 9. Поступление в больницу/санаторий. 10. Тяжелое заболевание или травма ребенка. 11. Наличие физических недостатков, утяжеляющих жизнь ребенка. 12. Различные комплексы неполноценности у ребенка. 13. Смерть друга. 14. Смерть любимых питомцев.

3. Стрессовые ситуации, связанные с социальной адаптацией и жизнью ребенка

1. Поступление в детский сад.

2. Перевод из одного детского сада в другой

3. Поступление в первый класс.

4. Конкурсный отбор в школу/гимназию

5. Смена школы.

6. Неблагоприятная адаптация к первому классу.

7. Разлука с любимой воспитательницей.

8. Конфликты с воспитателями/учителями/сверстниками.

9. Поступление в больницу/санаторий.

10. Тяжелое заболевание или травма ребенка.

11. Наличие физических недостатков, утяжеляющих жизнь ребенка.

12. Различные комплексы неполноценности у ребенка.

13. Смерть друга.

14. Смерть любимых питомцев.

Возрастные особенности реагирования на стресс. 0-3 года 4-7 лет Младенец реагирует на негативные факторы всем телом: В этом возрастном промежутке начинают интенсивно созревать структуры мозга, отвечающие за контроль над собственными движениями и действиями. Именно на этих процессах отражается стресс. повышением температуры нарушением пищеварения появлением сыпи регрессом (потерей уже приобретенных навыков) Двигательная расторможенность Навязчивые движения (накручивание волос, обкусывание ногтей) Разнообразные тики Страхи и фантазии неприятного содержания Симптомы возникают в ответ на любой раздражитель –отъезд мамы, неожиданный визит бабушки, перегрев на солнце

Возрастные особенности реагирования на стресс.

0-3 года

4-7 лет

Младенец реагирует на негативные факторы всем телом:

В этом возрастном промежутке начинают интенсивно созревать структуры мозга, отвечающие за контроль над собственными движениями и действиями. Именно на этих процессах отражается стресс.

  • повышением температуры
  • нарушением пищеварения
  • появлением сыпи
  • регрессом (потерей уже приобретенных навыков)
  • Двигательная расторможенность
  • Навязчивые движения (накручивание волос, обкусывание ногтей)
  • Разнообразные тики
  • Страхи и фантазии неприятного содержания

Симптомы возникают в ответ на любой раздражитель –отъезд мамы, неожиданный визит бабушки, перегрев на солнце

Методы диагностики Наблюдение, беседа Изучение самооценки Тест Люшера, Велиевой Рисуночные тесты (КРС, Несуществующее животное) САТ

Методы диагностики

  • Наблюдение, беседа
  • Изучение самооценки
  • Тест Люшера, Велиевой
  • Рисуночные тесты (КРС, Несуществующее животное)
  • САТ
Изучение самооценки

Изучение самооценки

Тест Люшера, Велиевой

Тест Люшера, Велиевой

Рисуночные тесты

Рисуночные тесты

САТ

САТ

Источники стресса Пути коррекции Дополнительные занятия Отделять реальные потребности ребенка от собственных амбиций. Подстраивать график занятий под режим ребенка, а не наоборот. Страх неудачи Обеспечить свободное время Подбадривать, а не настраивать на победу. Хвалить за старание и серьезное отношение к делу, а не за результат. Насилие педагога Внимательно подходить к выбору педагога. Не оправдывать некорректные поступки педагога поведением ребенка. Конфликты в семье Создавать видимость доброжелательных отношений. Ревность Не декларировать равенство между детьми. Не умиляться новорожденному в присутствии старшего ребенка Конфликты со сверстниками Предложить помощь Смерть Рассказать, что смерть- закон жизни. Помочь перенести чувство привязанности на сохранение памяти

Источники стресса

Пути коррекции

Дополнительные занятия

Отделять реальные потребности ребенка от собственных амбиций. Подстраивать график занятий под режим ребенка, а не наоборот.

Страх неудачи

Обеспечить свободное время

Подбадривать, а не настраивать на победу. Хвалить за старание и серьезное отношение к делу, а не за результат.

Насилие педагога

Внимательно подходить к выбору педагога. Не оправдывать некорректные поступки педагога поведением ребенка.

Конфликты в семье

Создавать видимость доброжелательных отношений.

Ревность

Не декларировать равенство между детьми. Не умиляться новорожденному в присутствии старшего ребенка

Конфликты со сверстниками

Предложить помощь

Смерть

Рассказать, что смерть- закон жизни. Помочь перенести чувство привязанности на сохранение памяти

Психологическая коррекция стрессовых состояний.

  • Крайне важно вывести ребёнка из травмирующей ситуации   (Ребенок оценивает травматические события необъективно, в зависимости не от их тяжести, а от своей эмоциональной реакции на них. Наиболее объективная оценка степени психической травматизации в детском возрасте возможна только у взрослой личности). Ребёнок должен чувствовать себя в физической и психологической безопасности.
  • Необходимо сфокусировать внимание на физическом состоянии ребёнка. Замечая свои внутренние ощущения, ребёнок находится в контакте со своими инстинктами, что даёт возможность высвободить излишнюю (травматическую) энергию, которая осталась заблокированной во время травмы, и тем самым завершить естественные телесные реакции борьбы или бегства и вернуться к нормальному уровню функционирования. Подобные процессы являются естественной способностью нашего организма восстанавливаться после перенесённых стрессов и травм.

* Для совладания со стрессом каждый человек использует собственные копинг-стратегии на основе имеющегося у него опыта (копинг-ресурсов).

Этапы психокоррекции Приемы саморегуляции Релаксация Визуализация Арт-терапия «Пляж» «Вулкан» «Маленькое растение» «Картина радости»

Этапы психокоррекции

  • Приемы саморегуляции
  • Релаксация
  • Визуализация
  • Арт-терапия
  • «Пляж»
  • «Вулкан»
  • «Маленькое растение»
  • «Картина радости»
MISP (Massage in Schools Programme) Практика игрового массажа MISP стимулирует выработку таких гормонов как окситоцин и мелатонин, которые регулируют уровень кортизола и адреналина в организме. MISP оказывает непосредственное влияние на лимбический мозг, создавая ощущение безопасности и благополучия, благодаря чему успокаивается рептильный мозг и активизируется неокортекс. В Великобритании MISP признана на государственном уровне.

MISP (Massage in Schools Programme)

  • Практика игрового массажа MISP стимулирует выработку таких гормонов как окситоцин и мелатонин, которые регулируют уровень кортизола и адреналина в организме. MISP оказывает непосредственное влияние на лимбический мозг, создавая ощущение безопасности и благополучия, благодаря чему успокаивается рептильный мозг и активизируется неокортекс.
  • В Великобритании MISP признана на государственном уровне.
Коробка спокойствия Осязание Слух Обоняние Вкус Зрение Все вместе

Коробка спокойствия

  • Осязание
  • Слух
  • Обоняние
  • Вкус
  • Зрение
  • Все вместе
Врачебные рекомендации Режим сна и отдыха : спать столько часов, сколько требуется организму. При этом ночной сон должен быть непрерывным. Необходимо помнить, что чем младше ребенок, тем продолжительнее его ночной сон, а также существует потребность в дневном сне. Регулярная физическая активность позволяет повысить выносливость организма к воздействию различных стрессорных факторов Изменение образа питания с переходом на частое и дробное употребление здоровой пищи с целью обеспечения должного поступления витаминов и микроэлементов, особенно необходимо обеспечить ребенку поступление должного количества магния с пищей и водой

Врачебные рекомендации

  • Режим сна и отдыха : спать столько часов, сколько требуется организму. При этом ночной сон должен быть непрерывным. Необходимо помнить, что чем младше ребенок, тем продолжительнее его ночной сон, а также существует потребность в дневном сне.
  • Регулярная физическая активность позволяет повысить выносливость организма к воздействию различных стрессорных факторов
  • Изменение образа питания с переходом на частое и дробное употребление здоровой пищи с целью обеспечения должного поступления витаминов и микроэлементов, особенно необходимо обеспечить ребенку поступление должного количества магния с пищей и водой
Спасибо за внимание! «Психология стресса».Роберт Сапольски «Неврозы у детей». В.И Гарбузов, Ю.А Фесенко «Плохие привычки хороших детей». Алла Баркан.

Спасибо за внимание!

  • «Психология стресса».Роберт Сапольски
  • «Неврозы у детей». В.И Гарбузов, Ю.А Фесенко
  • «Плохие привычки хороших детей». Алла Баркан.