СТРЕСС В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: причины и методы преодоления
СТРЕСС – неспецифическая реакция организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия (адаптационный синдром)
Формы стресса:
Дистресс –
«плохой» стресс
Эустресс –
«хороший» стресс»
СТАДИИ СТРЕССА
- Стадия тревоги (опасности) мобилизует организм встретить влияние стрессора: учащается дыхание, увеличивается кровяное давление, напрягаются мышцы;
- Стадия сопротивления – организм сопротивляется воздействию вредных внешних факторов и адаптируется;
- Стадия истощения характеризуется резким снижением энергии сопротивления.
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СТРЕССА
СИМПТОМЫ СТРЕССА
- Полная отдача себя работе, проведение все меньшего количества времени с друзьями и семьей;
- Неэффективность на работе;
- Выполнение рабочих заданий вне работы за счет личного отдыха;
- Сильная утомляемость;
- Раздражительность;
- Регулярные физические болезни и др.
ИСТОЧНИКИ СТРЕССА:
- Режим трудовой деятельности (условия труда, интенсивный режим, нехватка времени);
- Роль работника в организации (ролевые конфликты, повышенная ответственность, недостаток полномочий;
- Коммуникативные факторы (взаимоотношения с руководством, подчиненными, коллегами);
- Трудности построения карьеры (неадекватный уровень притязаний, профессиональная неуспешность, медленный или быстрый карьерный рост, страх перед увольнением);
- Факторы, связанные с организационной культурой и микроклиматом ( несоответствие установок и ожиданий работника корпоративной культуре организации, интриги, ограничение свободы и т.д.);
- Неорганизационные источники стрессов (проблемы в семейной жизни, неумение разделить профессиональную и семейную ролевую стратегию поведения)
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ СТРЕССА
- Генетическая предрасположенность;
- Тип высшей нервной деятельности
- Ранний детский опыт;
- Родительские сценарии;
- Личностные особенности (характер, уровень самооценки, направленность, установки и ценности);
- Факторы социальной среды.
Когнитивные механизмы эмоциональной реакции
Стресс вызван неприятным инцидентом
Факторы, усугубляющие воздействие стресса
- Нежелание человека изменить собственные представления;
- Категоричность в восприятии альтернатив;
- Наличие иррациональных установок;
- Инерция мышления;
- Стремление избежать болезненных эмоциональных переживаний.
Когнитивные механизмы эмоциональной реакции:
А В С
А ( activating ) - активизирующее событие: ситуация, стимул, обусловливающий процесс реагирования;
B ( beliefs ) – убеждения, ожидания, установки, верования, представления о ситуации, интерпретации и выводы;
C ( consequences ) – последствия: эмоции, чувства, поведение.
Профессиональное выгорание
это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к снижению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.
Работники, составляющие группу риска
- Работа связана с интенсивным общением;
- Возникновение внутренних конфликтов, связанных с работой;
- Работа протекает в условиях нестабильности;
- Необходимость постоянно демонстрировать высокую эффективность;
- Жители крупных городов
ПРИЧИНЫ «ВЫГОРАНИЯ»
- Постоянные противоречия в стратегическом и тактическом руководстве;
- Чрезмерные, невыполнимые требования к работникам;
- Передача ответственности сотрудникам, не имеющим полномочий;
- Отсутствие объективных критериев для оценки результатов труда;
- Неэффективная система мотивирования и стимулирования персонала.
Методы нейтрализации стресса
Психологические
Биохимические
Физиологические
Физические
Баня;
Закаливание;
Водные
процедуры
Массаж;
Физические
упражнения
Аутотренинг;
Медитация;
Рациональная
терапия
Фармакотерапия;
Алкоголь;
Фитотерапия.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭМОЦИЯМИ
Эмоциональ
ная оценка
Образ
Событие
Восприятие
Поведение
Алгоритм действий при наступлении стресса
- Нейтрализация избытка негативных эмоций
- Формирование уверенности в себе (аутотренинг);
- Определение структуры стрессора:
- с чем следует примириться;
- в чем можно найти позитивный момент?
- что в этой ситуации я должен изменить?
4. Поиск ресурсов:
- какие уже есть?
- какие нужно добыть и как?
- составление плана на ближайшее время
5. Приступить к выполнению плана
Алгоритм действий, если стрессовая ситуация произошла, но стресс еще сохраняется
- Диссоциирование от ситуации;
- Поиск нужных ресурсов;
- Рациональная терапия (поиск позитивных моментов в ситуации);
- Моделирование желаемого будущего.
Тест Ридера. Как определить уровень стресса?
Оцените, насколько Вы согласны с перечисленными утверждениями.
Суммируйте баллы и посчитайте средний балл.
Пожалуй, я человек нервный
Да согласен
1
Скорее согласен
Я очень беспокоюсь о своей работе
2
1
Я часто ощущаю нервное напряжение
Скорее не согласен
Моя повседневная деятельность вызывает большое напряжение
3
1
2
Нет, не согласен
2
1
4
3
Общаясь с людьми, я часто ощущаю нервное напряжение
2
3
4
1
К концу дня я совершенно истощен физически и психически
3
4
В моей семье часто возникают напряженные отношения
1
2
4
2
3
1
3
2
4
4
3
4
Оцените свой уровень стресса по среднему баллу:
Уровень стресса высокий средний низкий
Для мужчин 1-2 2,01-3 3,01-4
Для женщин 1-1,82 1,83-2,82 2,83-4
«Стремитесь к высшей из доступных целей
и не вступайте в борьбу из-за безделиц»
Г. Селье
Взвешивайте
целесообразность
действий и поступков
Не забывайте
об отдыхе
Учитесь
планировать дела
Относитесь к другим,
как к себе
Заповеди
преодоления стресса
Цените радость
подлинной простоты
Ставьте
реальные цели
Верьте в себя!
Не откладывайте
на «потом» особенно
неприятные дела
Берите пример с солнечных часов,
ведите счет лишь радостных дней.
Народная мудрость
Здоровья и удачи Вам!