2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний). | -Раз у вас всё в порядке, начинаем урок письма. Чему мы учимся на уроках письма? -Девиз нашего урока: Перо пишет, а ум водит. Как понимаете эту пословицу? К нам в гости прилетела Мудрая сова и сообщает нам, что нужно срочно прочитать письмо, которое ей передали. На доске конверт с письмом. -Давайте прочитаем это письмо. -Посмотрите на доску, вы что-нибудь заметили? ( 19 _нвар_.) Отгадайте загадки. Она как змейка в траве мелькает Хвост оборвёт, другой наживёт. Само с кулачок, красный бочок Тронешь пальцем – гладко, А откусишь – сладко. И железные рога, и железная нога, На цепи на дно пойдёт, остановит пароход. Постановка темы и цели урока. -Назовите первые звуки в словах отгадках. -Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня? Строчная буква я. -Какой буквой на письме обозначаются эти звуки? -Какую цель мы поставим перед собой? Научиться писать строчную букву я. За хорошую работу и правильные ответы Мудрая сова нам будет давать кристаллы в наш волшебный сосуд, который мы с вами будем заполнять в течение всех уроков, чтобы в дальнейшем мы с вами отправились на экскурсию. Сейчас мы свами приготовим наши пальчики к письму. Сделаем себе массаж ручек. Откроем наши обычные тетради и запишем в ней (Число. Классная работа.) Вспомним, что после дом.работы нам надо отступить 2 строчки и писать мы будем на третей. Нашли середину строки и написали число, проговаривая себе шепотом слово января, чтобы не допустить ошибку. В конце обязательно поставим точку. Выделим все орфограммы. На следующей строчке пишем «Классная работа». Отступив расстояние в два пальчика с заглавной буквы, начинаем писать. Зеленой ручки выделаем все орфограммы. «Минутка чистописания.» На следующей строчки мы с вами подготовимся к письму и пропишем палочки разного размера. Начнем с палочки, которая находиться в рабочей строке. Следующая палочка будет выходить за верхнюю рабочую строку, а третья палочку напишем, которая будет выходить за нижнюю рабочую строку. Отложим наши тетради на край парты. | Перо пишет, а ум водит. Написать текст на бумаге можно пером или ручкой. Эти предметы только позволяют перенести текст из головы на бумагу. Придумывает же этот текст, не перо, а ум. Ученик читает письмо: «Дорогие ребята, мы спрятали вашу букву. Если захотите её вернуть, выполните наши задания. Сказочные герои.» В слове января нет букв «я», и на доске письмо. -ящерица - яблоко -якорь [й’а] - буквой «я» -строчная буква «я» -научиться писать строчную букву я и соединять её с другими буквами; Выполняют самомассаж. Записывают число и классная работа. Выполняют написание палочек в тетради. |
3. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся. Первичное усвоение новых знаний. | Рассматривание буквы, графический анализ. На доске показана буква строчная буква я. - На что похожа буква я? Пофантазируем. - Послушайте, на что ещё похожа буква я. Поглядите-ка, друзья, Смастерил скворечник я. А в скворечник залетела Вместо птички - буква Я. Я - бродяга с рюкзаком, Путешествую пешком. Вот автор стихотворения нафантазировал, как выглядит буква я. -Вам уже натерпеться начать писать нашу красивою букву я. Скоро начнём -Сравните строчную и маленькую печатную буквы, чем похожи и чем отличаются? -Из каких элементов состоит буква я? - Откроем наши прописи на стр. 10 и выполним первое задание. Нам надо с вами найти общие элементы, который мы с вами видим. Какие это элемент? -Напишем 2 раза эти элементы. Нежный крючок и обычный. - Назовите из каких элементов состоит буква я. - Сейчас я вам покажу на доске как писать строчную букву я. Будьте особенно наблюдательны, я объясняю алгоритм написания строчной буквы я - Начинаем писать выше нижней линейки рабочей строки. Снизу вверх пишем плавную линию с овалом вверху: слева направо прописываем закругление, касаемся нижней линейки, ведем плавную линию вверх, закругляем влево, касаемся верхней линейки, опускаем вниз, закругляем вправо, «закрываем» овал и выводим линию к верхней линейке. Сверху вниз ведем прямую линию, не дойдя немного до нижней линейки, закругляем вправо, коснувшись нижней линейки. - Покажите левую ладошку, - Поставили руку на локоток, пишем букву в воздухе - Пришло время начать работу в прописи на с. 10. За нашей работой будет наблюдать Мудрая Сова. Она поможет нам научиться писать… (строчную букву я - продолжают дети). Подготовимся к письму: -Взяли ручку. Положили указательный пальчик на ручку, средний положили под ручку, а большим сделали захват. Теперь немного подтянули пальчик, делаем уточку. - Постарайтесь, пропишите строку с буквой я, подчеркните те буквы, которые получились лучше всего. | Предлагают свои варианты ответов. Слушают стихотворения. Ответы детей. Короткая наклонная прямая с закруглением влево; короткая наклонная прямая с закруглением вправо; овал; - Нежный крючок и обычный крючок. Нежный крючок, овал, крючок. Дети рассматривают букву, представленную на доске. 1 элемент – прямая наклонная с кругом, 2 элемент – прямая с закруглением внизу вправо. - Выполняют письмо в воздухе. Работают в прописях. Применяют полученные знание. |
5. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся. Первичная проверка понимания | - Продолжаем нашу работу в прописях. - Сказочные герои приготовили для нас шифр из слов. - Давайте его разгадаем. У нас есть слово «земляника» и над каждой буквой стоит цифра. - Попробуем разгадать другие слова? - Что за слова у нас получились? - У нашей буквы я, есть секретик. Послушайте его. Когда буква я находиться в начале слова, после «ь» знака, после гласной, она обозначает 2 звука (й а). Когда после нашей буквы я стоит согласный, то она даёт 1 звук. - Выполним звукобуквенный разбор слов из четырех букв. Какие это будут слова? - Разбираем слово ЗИМА 1) Делим слово на слоги (приготовили ладошки) 2) Ставим ударение в этом слове. На какой слог падает ударение? 3) Сколько букв у нас в слове ЗИМА (4б.) 4) Сколько звуков у нас (4зв.) -Разбираем слово МАЯК. Что мы видим? У нас тут буква я с секретиком. 1) Делим слово на слоги (приготовили ладошки) 2) Ставим ударение в этом слове. На какой слог падает ударение? 3) Сколько букв у нас в слове МАЯК (4б.) 4) Сколько звуков у нас (5зв.), потому что буква я после буквы я стоит гласный звук. -Закрываем прописи. Встаем на зарядку «Хомка» | Ответы детей: землянка, зима, земля, яма, маяк, як, я Слушают секретик. Называют слова. Зима, маяк. Делают звукобуквенный разбор. |
7. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся. Первичное закрепление. | -Открываем нашу обычную тетрадь. Теперь нам надо с вами закрепить полученные знания и вернуть нашу букву обратно в алфавит. Сказочные герои, нам подготовили задания в нашей тетради, которые вам предстоит выполнить самостоятельно. - Мы сегодня научились писать строчную букву я. Предлагаю сейчас вам на следующей строке самостоятельно прописать целую строчку буквы я. - Теперь попробуем правильно соединить ее с другими буквами. С буквой Л, какое будет соединение? С буквой Т, З, А. Попробуем написать слово ЯЗЫК. - А теперь самое сложное задание. Под диктовку надо написать предложение. - Нашли следующую строку? - С какой буквы мы будем писать предложение? - Записываем. Катя положила яблоки. 1) Взяли зелёную ручку и выделили знакомые нам орфограммы. 2) Нашли слово ПОЛОЖИЛА. 3) Разделили это слово на слоги. Сколько слогов у вас получилось? 4 4) Поставим ударение в этом слове. На какой слог оно падает? 3 5) Сделаем звукобуквенный разбор слова. | -Нижние, Верхние, Шапочка, Нижние Заглавной, тк это начало предложения. |
9.Организационное завершение урока | - Вы очень хорошо работали на уроке. А сейчас мы расскажем, а точнее покажем нашей букве Я, насколько вы старались и всё ли вам было понятно на уроке. - У вас на столе есть буква Я, но она пока бледная, бесцветная. Давайте её раскрасим. Каждый из вас может взять только один цвет. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете красный цвет. Если было трудно – синий. - Прикрепите буквы на доску и посмотрите, как много детей, которым легко было выполнять задания урока. | |