Русский язык. Обучение письму. Класс 1 Урок48
Тема. Строчная и заглавная буквы Г,г. Распознавание многозначных и однозначных слов.
Педагогическая цель
Создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы Г, г; использовать на письме заглавную букву; содействовать развитию моторики, фонематического слуха; способствовать воспитанию аккуратности.
Тип урока комбинированный
Планируемые результаты (предметные).Сравнивают строчную и заглавную, печатную и письменную буквы Г; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [г]; используют заглавную букву в именах собственных.
Личностные результаты. Проявляют доброжелательность, эмоциональную отзывчивость.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.
Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слов.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог.
Основное содержание темы, понятия и термины
Строчная и заглавная буквы Г, г, звук [г], печатная и письменная буквы, слого-звуковой анализ слов, заглавная буква в именах собственных.
Образовательные ресурсы. таблицы написания букв, алфавит, предметные картинки, нитки, проволока, пластилин.
Сценарий урока
Организация начала урока Подготовка руки к письму.
Проверка готовности к уроку
(наличие на столе учебной тетради «Прописи 3», ручки)
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем!
II. Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности.
Беседа
– Сегодня мы продолжаем путешествие по стране письма, где вы учитесь красиво и правильно писать буквы. Для чего нужно уметь писать красиво и правильно?
Дождь полил лесочек,
Вырос гриб-грибочек.
В тот лесочек мы пойдем,
Где он спрятался, найдем.
Чтоб не печься в пироге,
Стал грибочек буквой… (Г).
– Как вы думаете, какую букву мы будем учиться писать?
III. Актуализация опорных знаний
– На уроке чтения вы познакомились с буквой Г. Что вы о ней узнали?
Перед нами буква Г
Стоит, подобно кочерге.
С. Маршак
Гриб стоит среди дорожки:
Голова на тонкой ножке.
С. Маршак
– На что похожа буква Г?
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Пальчиковая гимнастика
– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Краб».
Краб ползет, ползет по дну,
Выставив клешню одну
(Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони в одну сторону, затем в другую.)
2. Правила посадки за столом во время письма.
– Проверим посадку, правила обращения с ручкой.
- Ребята, приготовьтесь к письму. Положите тетрадь под наклоном. Сядьте ровно, возьмите правильно ручку, поставьте руку на локоток.
Раз – рука у глаз.
Два – спина пряма.
Штриховка рисунков, работа с шаблоном по письму.
3. Работа в «Прописи 3»(с. 23).
Анализ написания строчной буквы г.
– Посмотрите на строчную букву г. Из каких элементов она состоит? Сравните ее с печатной буквой.
Работа в группах
I группа выкладывает букву из ниток и верёвочек, наклеивает на лист бумаги.
II группа – из проволоки.
III группа – из пластилина.
Презентация работы в группах. Дети показывают свои буквы и анализируют, из каких элементов состоит буква г.
Показ и объяснение учителем написания буквы г.
– Обведите контуры.
– Выполните письмо буквы г. в воздухе.
Письмо строчной буквы г (с. 24)
– Пропишите обратным концом ручки, точно соблюдая направление движения.
– Напишите строчную букву г.
– Напишите слоги: га, гу, ге, гл.
– Напишите слова гуси, гляди.
– Дома можете потренироваться в написании строчной буквы г
Игра. «Доскажи словечко»
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков … (горох)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пане вскачь,
И зовётся птица …(грач)
Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (гол).
4. Письмо предложения. Слого-звуковой анализ слов (с. 24).
– Прочитайте и запишите предложение:
Таня, гляди – гуси.
Работа в парах.
– Выполните слого-звуковой анализ слова
грибы.
Проверка работы в парах. Пара, которая быстрее выполнила задание, составляет звуковую схему у доски с объяснением, отвечая на вопросы:
– Сколько слогов в слове?
– Сколько звуков в слове?
– Из чего состоит 1-й слог?
– Из чего состоит 2-й слог?
– Напишите слово грибы в единственном числе.
Аналогично проводится работа со словом
пела.
Физкультминутка-игра.
Дети выходят из-за парт, по очереди пальчиком пишут буквы друг у друга на спине и отгадывают.
– Прочитайте предложение.
– Спишите без ошибок предложение с печатного шрифта:
В лесу много грибов
Игра «Поймай звук»
- Определите место буквы г в словах и охарактеризуйте, какой звук она обозначает.
Гном, гитара , игрушки, снеговик, круги, круг.
Какой звук обозначает буква г в слове круг? Почему?
5.Развитие речи. Распознавание многозначных и однозначных слов.
Проблемная ситуация.
- Рассмотрите внимательно рисунки и скажите, что и кого вы на них видите. Подумайте и объясните, почему одно слово «лисички» обозначает название нескольких предметов?
Молодцы! Хорошо поработали, а теперь отдохнём. Отправляемся в лес.
(Ребята выполняют физкультминутку под звуки музыки «Малыш в лесу. Кукушка» П.И. Чайковского)
Физкультминутка
По тропинке леший шел,
На поляне гриб нашел.
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок.
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся,
А потом назад прогнулся,
А потом вперед прогнулся
И до пола дотянулся.
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно!
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку
5.Индивидуальная работа в «Прописи 2». Анализ начертания и написание заглавной буквы Г (с. 25)
– Рассмотрите заглавную букву Г.
– Обведем по контуру элементы буквы.
– Прописная (заглавная) буква Г состоит
из двух элементов: длинной плавно наклонной линии с закруглением внизу, поперечной закругленной линии вверху.
– Напишите букву Г по элементам: в воздухе,
на доске, в тетради.
– Напишите заглавную букву Г в прописи.
– Напишите слоги с заглавной буквой Г:
Га, Ги, Ге
6. Письмо предложений в прописи (с. 25) и на доске с комментированием и последующей проверкой ( Читаем по слогам, под буквами, обозначающими гласный звук, ставим точку.)
– Прочитайте и запишите предложения:
Галя и Гена собирали грибы.
Глеб загадал загадку.
7. Определение звука (с. 25)
– Прочитайте слова. Определите, в каком слове есть звук [г].
– Запишите слова. (Дети записывают слова и выполняют взаимопроверку)
Ягодка, горка.
– Придумайте предложения с этими словами.
V. Рефлексия
– Что у вас получилось лучше всего? Над чем надо еще поработать? Легко ли написать букву Г?
Оцените свою работу на уроке. ( Дети показывают смайлики).