Цели урока: -
обобщить и систематизировать знания по теме “Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер”, -
подготовить учащихся к тематическому оцениванию знаний. -
Закрепить навыки работы со справочной литературой. -
Проверить знания учащихся на основе выполнения работ тренирующего типа, индивидуальной работы с тестовыми заданиями. -
Воспитание чувства патриотизма по отношению к своей стране. -
Развивать интерес к предмету; -
Воспитывать в детях стремление к овладению знаниями, к поиску интересных фактов. Оборудование: -
Справочные таблицы “Относительная атомная масса некоторых изотопов, а. е. м. ”, “Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева”. -
Компьютер, экран, мультимедиапроектор. -
Электронное издание – 1С: Физика, 7-11 классы из серии “Библиотека наглядных пособий” -
Раздаточный дидактический материал (тестовые задания) для учащихся. Ход урока 1. Организационный момент. - Здравствуйте! Тема урока. Давайте запишем ее в тетрадь. - Цели: повторение и систематизация знаний. - Девиз: через общение развивается человек. 2. Три мешка. Мешки символизируют ваши знания, точнее багаж знаний по изученной теме. Какой мешок ваш – определит сегодняшний урок. 3. Атом покорен, НО цивилизация под угрозой. Прав ли был Прометей, давший людям огонь? Мир рванулся вперед, мир сорвался с пружин, Из прекрасного лебедя вырос дракон, Из запретной бутылки был выпущен джин. - Человечество сделало главный вывод: в третьей мировой войне не будет победителей, не будет и побежденных. Хиросима и Нагасаки навсегда запомнят те черные дни и тяжелые последствия неизвестной болезни. Память о них будет передаваться из поколение в поколение. 4. Беккерель. - Давайте вспомним, какие научные открытия привели человечество к этой страшной трагедии? - Кто этот человек и какое открытие принадлежит ему? (Беккерель открыл явление радиоактивности) - Что такое радиоактивность? (самопроизвольное излучение) - Как ему удалось обнаружить это явление? (ответ учащихся) - Какие исследования проводил с радиоактивными препаратами на себе? (ответ учащихся) 5. Кюри. - Чем прославили себя эти люди? (ответ учащихся) - Какой химический элемент открыла мари Склодовская-Кюри? Почему так назвала? - Почему радий называют лучистым? (ответ учащихся) - Где наблюдали его свечение супруги Кюри? (ответ учащихся) 6. Радиоактивность – как доказательство сложного строения атома. - Почему радиоактивность доказывает, что атом имеет сложное строение? (ответ учащихся) - Какую структуру имеет радиоактивное излучение? (ответ учащихся) - альфа - излучение? Почему отклонение слабое? (ответ учащихся) - бета – излучение? Почему сильное отклонение? (ответ учащихся) - гама – излучение? (ответ учащихся) - Из какой части атома берутся эти частицы? (ответ учащихся) - Итак, что такое радиоактивность? (ответ учащихся) 7. Строение атома. - Кто впервые заговорил об атомарном строении вещества? (ответ учащихся) - Первая модель атома имеет историческое название? Почему? (ответ учащихся) - Вскоре появилась еще одна модель? Ее название? Как устроен атом? (ответ учащихся) - Ядро – это уже неделимая часть или нет? (ответ учащихся) 8. Резерфорд. - Кем была предложена планетарная модель атома? (ответ учащихся) - Принципиальная схема опыта Резерфорда? (ответ учащихся) - Объяснение результатов опыта. (ответ учащихся) 9. Строение атомного ядра. - Какие частицы входят в состав ядра? (ответ учащихся) - Как звали человека, открывшего нейтрон? Кто еще стоял на пороге открытия этой частицы? (Резерфорд предполагал, Ирен и Фредерик Жолио-Кюри) - На доске запишите условное обозначение протона, нейтрона и электрона. - Масса протона и нейтрона, что о них скажете. (ответ учащихся) - Почему масса электрона не учитывается и приравнивается к нулю? (ответ учащихся) - Z-?(!) Какие характеристики химического элемента скрывает эта буква? (ответ учащихся) - М-? (!) В этой букве какие параметры спрятаны? Что можно определить? (ответ учащихся) -Воспользуемся для работы таблицей Менделеева, тетрадью . (С места проговариваем характеристики химического элемента. Работа учащихся). 10. Радиоактивные превращения. - Итак, радиоактивность – это самопроизвольное излучение атомов, НО что еще происходит? (меняется состав ядра и появляется новый хим. элемент) - Задолго до открытия атома об этом заговорил Фредерик Содди. Им были сформулированы правила? О чем? (ответ учащихся) - Значит, они называются – правило смещения. - В тетради и на доске применим правила смещения (работа учащихся у доски): 11. Изотопы. - Дайте определение изотопов? (ответ учащихся) - Еще раз , что у изотопов одинаковое? (ответ учащихся) - Что у изотопов разное? (ответ учащихся) - С помощью чего можно получить изотопы искусственные? (ядерные реакции. ) - У истоков искусственных изотопов находились Ирен и Фредерик Жолио-Кюри. - Продолжите реакции (работа у доски)- смотри документ 12. Методы регистрации частиц. - Счетчик Гейгера- Мюллера. Устройство? Принцип его работы? Какое физическое явление происходит внутри трубки? (ответ учащихся) - Камера Вильсона. Как устроена? Принцип работы? использование, какого физического явления используется? (ответ учащихся) 13. Жизнь без “старости”. - Я – отвечаю на ваш вопрос: “ Сколько живут радиоактивные вещества? Теряют ли они свою радиоактивную силу? - Т – период полураспада!!! (модель включить - Период полураспада) - Например, уран примерно 1600 лет. Еще пример: среди радиоактивных загрязнений, вызванных аварией на Чернобыльской АЭС, наиболее опасными являются долгоживущие продукты деления, такие, как стронций-90 и цезий-137. 14. Деление атомного ядра. - Внутри атомного ядра находятся разные частицы-протоны и нейтроны. Почему ядро остается стабильным, т. е. не распадается, для этого есть весомые причины (протоны, одноименно заряженные)? (ответ учащихся) - Какие еще силы присутствуют внутри ядра? (ответ учащихся) - Масса осколков и масса ядра, по закону сохранения массового числа должны быть равные. На самом деле как все обстоит? (ответ учащихся) - ?m когда о ней говорим еще? В чем измеряется масса? Где ее можно найти? (ответ учащихся) - В результате любой ядерной реакции возникает дефект масс. Какие последствия разницы в массе? (ЭНЕРГИЯ) (ответ учащихся) - Как определите, выделяется или поглощается энергия? (ответ учащихся) - Рассмотрим Задачу: определите, выделяется или поглощается энергия в результате ядерной реакции. Найдите ее. (ответ учащихся, работа у доски) m1= m(N)+ m(Не)= 18,00567 а. е. м. m2= m(О) + m(р)= 18,00696 а. е. м. m= m1-m2 = -0, 00129 а. е. м. – энергии поглощается E=m·931МэВ= 1,2 МэВ - Ганн и Штрассман деление ядер урана при проникновении нейтрона внутрь ядра. (ответ учащихся) - Почему нейтрон? (ответ учащихся) - Расскажите о механизме деления ядер, желательно изобразить на доске с пояснениями. (ответ учащихся) - Давайте теперь посмотрим, как это происходит? (включить видеозапись “Деление ядра” – электронное издание 1С: Школа. Физика, 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий) 15. Цепная ядерная реакция. - Цепная ядерная реакция? (ответ учащихся) - Механизм цепной реакции на рисунке. Проанализируйте. (ответ учащихся) - В каких двух направлениях она может идти? (ответ учащихся) 16. Неуправляемая ядерная реакция. - На фотографии изображен страшный гриб из радиоактивных веществ. Это следствие неуправляемой ядерной реакции. - Следующие фотографии представляют нашему взору предметы, в которых и происходит эта реакция – атомная и водородная бомбы. - На видеофрагменте взрыв атомной бомбы. 17. Атомная энергетика. Перспектива атомной энергетики - Атом приручили и спрятали под толстым слоем бетона и свинца. Сегодня он используется только в мирных целях. - Итак, 2-е направление развитии цепной ядерной реакции – управляемая. - Что вы видите на слайде? (ядерный реактор) - Что это за устройство? Его определение? (ответ учащихся) - Желающие рассказать о скрытом от глаз человека процессе (ответ учащихся). - Термоядерный синтез. (рассказ учащихся с дополнениями учителя) 18. И. В. Курчатов. – рассказ учителя. Главная идея научной деятельности - физика атомного ядра 1923-1924 гг. - первое самостоятельное исследование радиоактивности снега Работа над реакцией, дающей нейтроны. (книга "Расщепление атомного ядра" (1935). Практические расчеты замедления нейтронов в ядерных реакторах. 1946г. – первый европейский реактор под руководством И. В. Курчатова в Обнинске. 19. Защита от радиации. - Условное обозначение. (показ на экране) - Основные источники радиации. - Как защитить себя от альфа, бета и гамма излучений. (подсказка на экране) (ответ учащихся) 20. Применение. Биологическое действие. (учащиеся с подготовленными сообщениями. ) - А. Д. Сахаров. - Рассказ учителя. Да, пора эйфории безвозвратно ушла. На науке лежит преступленье, Но к ученым, повинным в создании зла, Постепенно приходит прозренье. Итак, всю тему повторили. Давайте вернемся к началу урока и сравним величину своего багажа (три мешка). Перед словами “старт”- даю обратный отсчет. Последняя тренировка – небольшой тест, который вы выполняете в рабочей тетради. Проверь себя! 1 вариант. 1. Кто открыл явление радиоактивности? А) М. Кюри; Б) Дж. Томсон; В) Беккерель; Г) Э. Резерфорд 2. Изменяется ли атом в результате радиоактивного распада? А) не изменяется; Б) изменяется запас энергии атома, но атом остается того же химического элемента; В) атом изменяется, превращается в атом другого химического элемента; Г) в результате радиоактивного распада атом полностью исчезает. 3. Что такое бета- излучение? А) поток быстрых двухзарядных ионов гелия; Б) поток быстрых электронов; В) поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии; Г) поток нейтральных частиц. 4. Какой прибор позволяет наблюдать следы заряженных частиц в виде полосы из капель воды в газе? А) фотопластинка; Б) счетчик Гейгера-Мюллера; В) камера Вильсона; Г) электронный микроскоп. 5. В атомном ядре содержится 25 протонов и 30 нейтронов. Каким положительным зарядом, выраженным в элементарных электрических зарядах +е, обладает это атомное ядро? А) +5е; Б) +30е; В) +25е; Г) 0. 6. Из каких частиц состоят ядра атомов? А) из протонов; Б) из нейтронов; В) из протонов, нейтронов и электронов; Г) из протонов и нейтронов. 7. Сколько электронов содержится в электронной оболочке нейтрального атома, у которого ядро состоит из 6 протонов и 8 нейтронов? А) 6; Б) 8; В) 2; Г) 14. 8. Какие частицы из перечисленных ниже легче других способны проникать в атомное ядро и вызывать ядерные реакции? А) электроны; Б) нейтроны; В) альфа-частицы; Г) все перечисленные в выше. 9. Какая частица Х образуется в результате реакции? А) гамма-квант; Б) электрон; В) позитрон; Г) нейтрон. 10. Массовое число – это: А) число протонов в ядре; Б) число нейтронов в ядре; В) число электронов в электронной оболочке; Г) число нуклонов в ядре. 2 вариант. 1. По какому действию было открыто явление радиоактивности? А) по действию на фотопластинку; Б) по ионизирующему действию; В) по следам в камере Вильсона; Г) по вспышкам света, вызываемым в кристаллах ударами частиц. 2. Что такое альфа-излучение? А) поток быстрых двухзарядных ионов гелия; Б) поток быстрых электронов; В) поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии; Г) поток нейтральных частиц. 3. Что такое гамма-излучение? А) поток быстрых двухзарядных ионов гелия; Б) поток быстрых электронов; В) поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии; Г) поток нейтральных частиц. 4. Что одинаково у атомов разных изотопов одного химического элемента и что у них различно? А) одинаковы заряды и массы атомных ядер, различны химические свойства атомов; Б) одинаковы заряды, различны массы ядер и химические свойства; В) одинаковы заряды ядер и химические свойства, различны массы ядер; Г) одинаковы массы ядер, различны химические свойства и заряды ядер. 5. Какой прибор при прохождении через него ионизирующей частицы выдает сигнал в виде кратковременного импульса электрического тока: А) счетчик Гейгера; Б) фотоэлемент; В) динамик; Г) камера Вильсона. 6. В атомном ядре содержится Z протонов и N нейтронов. Чему равно массовое число М этого ядра? А) Z; Б) N; В) Z-N; Г) Z+N. 7. Энергия связи рассчитывается по формуле: А) Е=m·c; Б) Е=m·c2; В) Е=m·c2; Г) Е=m·V2. 8. Для вычисления энергии связи ядра в СИ в каких единицах нужно выразить значение дефекта массы? А) в а. е. м. ; Б) в МэВ; В) в мг; г) в кг. Ответы к тестам. - Проведем самопроверку, (мешки знаний) и выставим себе оценку по объему мешка: (маленький) –“3”, (средний) –“4”, (большой) –“5” - На следующем уроке отсчет обратный закончится и будет дан старт к написанию контрольной работы. Спасибо за работу на уроке! - Урок подошел к завершению, запишем домашнее задание. - Домашнее задание: с чувством, толком изучить записи в тетради по пройденной теме. До свидания. Урок окончен. |