СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение клетки

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке обучающиеся знакомятся со строение клетки. Узнают о её органоидах и их функциях.

Просмотр содержимого документа
«Строение клетки»

Дата: 21.02.2022 Урок № 22 5 класс Биология

Тема урока: Строение клетки

Цель урока: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.

Задачи:

обучающие

- знать о строении клетки;

- знать о роли органоидов клетки.

развивающие

- анализировать сравнивать и обобщать факты;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- определять оганоиды в клетках растений с помощью лабораторных опытов;

- уметь организовывать совместную деятельность на конечный результат;

- уметь выражать свои мысли;

- развивать познавательный интерес;

- развивать практические умения учащихся;

- развивать общеучебные умения (умение работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения в письменном виде, формулировать выводы во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.п.)

воспитательные

- осознано достигать поставленной цели;

- воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знать строение клетки;

- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;

- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.

Метапредметные:

- регулятивные:- самостоятельно определять цельучебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные:- обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные:- работать с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с учебником.

  2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

  3. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.

  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Использованные технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения , ИКТ-технологии.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование для проведения урока: презентация урока, компьютер, мультимедийный проектор, экран, лабораторное оборудование для ЛР № 2 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».

Форма проведения урока: комбинированный урок с элементами лабораторного практикума.


Ход урока


I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Вы любите отгадывать загадки?

Ученик: Да

Учитель: А я люблю загадывать загадки.

Материи мельчайшая частица-

Меня не видит глаз, - так я мала,

Но из меня ведь состоят тела

Растений, человека, зверя, птицы!

Отгадай кто я?

Выслушивает версии учащихся, выбирает правильную.

Ученик: Клетка.

Учитель: Сегодня нам предстоит изучить интересную тему из курса биологии. Какую?

Выслушивает версии учащихся.

Ученик: «Строение клетки».

Учитель записывает тему на доске, а учащиеся в тетради.


II. Актуализация пройденного материала.

Учитель: Ребята, мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение. Перед вами лежит луковица – это часть растения, как доказать, что она состоит из клеток?

Выслушивает версии учащихся, корректирует ответы, направляет к правильному ответу.

Ученик: Рассмотреть при помощи микроскопа.

Учитель: Давайте проверим, хорошо вы знаете строение микроскопа.

Загадывает загадки, учащиеся отгадывают, показывая части микроскопа.


1.Что простым не видно глазом,
В микроскопе видно сразу.
Клетку не одну, бывает, пару
Глаз приближая к… (окуляру).

2.Лучик света направляет,
Препарат  им освещает (зеркало).
3.Держат на столике препарат,
Двое крепеньких ребят (зажимы).
4.Они в движение приводят,
Столик или тубус водят (винты).
5.Тубус, зеркало, винты, предметный столик, объектив,

Соединяет это вместе всё … (штатив). 


Учитель: Молодцы! К уроку вы готовы!

III. Актуализация нового материала.

Учитель: Со строением клетки можно познакомиться, рассмотрев под микроскопом препарат кожицы чешуи лука. Последовательность приготовления препарата показана на рисунке 18 стр.34, инструкция к лабораторной работе размещена на стр.36

Учитель: Знакомит учащихся с техникой безопасности при выполнении лабораторной работы.

Ученик: Выполняет лабораторную работу «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». Оформляет отчет в тетради.

Учитель: Выполняем задание по контролю после изучения темы «Строения клетки».

Так как в ходе данного урока учащиеся отгадывают загадки, то и контроль осуществляется в формате, отгадай слово.


1.Клетка живая на город похожа.

Стена крепостная в клетке есть тоже.

Мембраной она названа –

Чужих не впускает она!

 

2.В клетке внутри – цитоплазма в движении,

Подобна дорогам и направлениям.

Куда по дорогам спешит народ?

Конечно, на фабрику или завод.


3.Но главное это – ядро несомненно.

Ядро управляет клеткой бессменно.

В хромосомах записаны законы и правила,

Которые природа для клетки составила.


IV.Рефлексия

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам (карточки раздаются учащимся).


До урока:

Сейчас:

Не знал-

Выяснил -

Не понимал -

Выучил -

Не мог представить -

Познакомился -

Не мог выразить -

Запомнил -

Не мог выполнить -



Учитель:

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?


V. Домашнее задание:

п.15, ответить на вопросы устно, стр.43.


Приложение 1


Инструктивная карта выполнения лабораторной работы

«Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

1. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

2. Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.

3.  При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.

4.  Покройте кожицу покровным стеклом.

5.  Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.

6. Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.

7.  Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.



Приложение 2


Карточка «РЕФЛЕКСИЯ»


До урока:

Сейчас:

Не знал-


Выяснил -

Не понимал –


Выучил -

Не мог представить –


Познакомился -

Не мог выразить –


Запомнил -

Не мог выполнить –





Интернет ресурсы:

  1. http://school-collection.edu.ru

  2. http://festival.1september.ru

  3. http://pedsovet.su/load/

  4. http://www.openclass.ru/node/



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!