СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение клетки

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока Строение клетки, органойды и их функции.

Просмотр содержимого документа
«Строение клетки»

Технологическая карта

урока биологии в 9 классе





Тема урока:

«Органоиды клетки»













Выполнила:

учитель биологии



Викторова Н.А.

2022 г













Технологическая карта урока биологии в 9 классе

Класс: 9

Предмет: биология

Автор УМК: В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов

Тема урока: «Органоиды клетки: ядро, ЭПС, рибосомы, митохондрии»

Тип урока: урок открытия нового знания

Используемые технологии: развивающее обучение, информационно-коммуникационная, проблемное обучение.

Цели урока:

  1. Предметно-дидактическая: сформировать представление о клетке как структурной и функциональной единице живого, выделять существенные признаки строения эукариотической клетки, еѐ органоидов.

  2. Деятельностная: различать на таблицах и готовых микропрепаратах основные части, мембранные и немембранные органоиды клетки, называть их функции;

Планируемые образовательные результаты урока:

1) Личностные: считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. развивать познавательный интерес, культуру общения, чувство ответственности.



2) Метапредметные: формировать умение выделять главное, сравнивать, делать выводы; развивать интерес к изучению биологии, умение видеть проблему, находить пути ее решения, работать с разными источниками информации; совершенствовать навыки сотрудничества при работе в парах.

3) Предметные: продолжить формировать знания об органоидах клетки и особенностях их строения, получить знания о функциях органоидов клетки.

Методы обучения: исследовательский, решение ситуационных задач, проблемное обучение.



Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблица «Строение клетки», рельефная модель «Растительная клетка», микроскопы, готовые микропрепараты внутреннего строения листа, кожицы чешуи лука, гладкой мышечной ткани.



Ход урока.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.Актуализация знаний, мотивация к учебной деятельности.

Приветствует учащихся, гостей. Эмоциональный настрой на урок.

Проверяют состояние рабочего места, наличие школьных принадлежностей.




Коммуникативные: взаимодействие учителя и ученика, эмоциональный настрой на урок.




2. Решение ситуационной задачи (2 мин)

Слайд 2

Перед вами на слайде биологические структуры. Назовите эти структуры одним биологическим термином. Запишите термин в тетради.

Работают со слайдом. Думают. Определяют тему урока.

Познавательные: применение имеющихся биологических знаний.

3. Определение темы и задач урока.

Определите тему и задачи урока.

Задачи урока

1.Характеризовать клетку как структурную единицу живого.

2.Выделять существенные признаки строения клетки.

3.Различать органоиды клетки.

4.Выявлять строение и функции органоидов.


Определяют тему и задачи урока.

Регулятивные: поиск путей решения, алгоритмизация действий.

Коммуникативные: фронтальное взаимодействие с учителем по теме и целям урока.

Регулятивные: постановка целей, задач, умозаключений, обобщение и конкретизация действий.




4.Постановка проблемы, выявление затруднений.

1.Обнаружены в клетке последними из органоидов ( рибосомы).

2.То одно, то много, у кого как!

3. А где энергетические станции клетки, там и ( кристы).


Познавательные: работа с таблицами, рисунками, с текстом, биологической терминологией.

5.Закрепление материала п теме: «Клетка»

Продолжи. Работа с презентацией.

1.Основная функциональная единица живого.

2.Как называется наука о клетке?

3.Материи мельчайшая частица-
Меня не видит глаз,-так я мала,
Но из меня ведь состоят тела
Растений, человека, зверя, птицы!
Отгадай кто я?




+ клетка





+цитология



+ мембрана

Фронтальный опрос.

6.Первичное усвоение материала.

Задание.

1.Группы органойдов.

Работа с кластером.

Установите соответствие между органоидом эукариотической клетки и особенностью его строения.

ОРГАНОИД ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ

1) Одномембранный 2) двумембранный

А) хлоропласт

Б) эндоплазматическая сеть

В) лизосома

Г) митохондрия

Д) комплекс Гольджи



2.По описанию определите органойд клетки.

3.Работа с таблицей характеристика органойдов.


Выполняют задания.









Работают с таблицей.

Индивидуальная работа. Познавательные: умение работать с текстом, с кластером, сравнивать органойды, давать характеристику, заполнять таблицу

7.Вторичное закрепление.

1.Найди соответствие.

2.Работа с текстом «Клеточные структуры»

3.Работа с текстом «Митохондрии».

4.Тренажер.

5.Синквейн органойды клетки.

Работают с текстом.









Составляют синквейн.

Выполнять соответствие, работать с текстом, составлять синквейн.


8.Рефлексия.

- Сегодня на уроке я узнал…

- Было трудно…

- Было непонятно…


Самоанализ

Регулятивные: анализ и самоанализ своей работы; сопоставление самооценки и оценки учителя.

9.Подведение итогов урока, оценки за урок.




10. Домашнее задание.






































Приложение 1

Рабочие карточки.



1.Задачи урока

1.Характеризовать клетку как структурную единицу живого.

2.Выделять существенные признаки строения клетки.

3.Различать органоиды клетки.

4.Выявлять строение и функции органоидов.


2













№3

Название органоида

Функции

1.Ядро

Запасают энергию в виде АТФ

2.Митохондрии

На поверхности гладкой синтез углеводов и жиров

3.Эндоплазматическая сеть

Участвуют в биосинтезе белка.

4.Рибосомы

Хранилище наследственной информации









№4. Определите органоид по его описанию

1.Важнейшая структура клетки. Оформляет генетический аппарат клетки. Хранилище наследственной информации.



Определите органоид по его описанию

2.Размер органоидов составляет примерно 20-30 нм. В клетке их насчитывают несколько миллионов. Состоят из двух субъединиц. Участвуют в синтезе белка.



Определите органоид по его описанию

3.Представляет собой систему канальцев и полостей различной формы и величины. Различают гладкую и шероховатую. На поверхности гладкой идет синтез углеводов и липидов. На поверхности шероховатой синтезируются белки.



Определите органоид по его описанию

4.Это органоиды, участвующие в энергетических процессах клетки. Запасают энергию в виде АТФ. Образованы двумя мембранами.





№4.Вставьте в текст «Митохондрия» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Митохондрия

Обязательными органоидами большинства эукариотических клеток являются митохондрии. Их часто называют __________(А) станциями. Они имеют двойную мембрану: наружную гладкую и внутреннюю, образующую выросты __________(Б), на которых расположены __________(В), осуществляющие синтез молекул __________(Г).

 

Перечень слов:

1)фермент

2)АТФ

3)полисахарид

4)энергетический

5)цистерна

6)ДНК

7)пластический

8)криста

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

 4

 8

 1

 2

5.














Составление таблицы:

Органоид

Особенности строения

Функции

Изображение

Мембранные

1. Эндоплазматическая сеть (ЭДС)

гладкая шероховатая

Система в виде трубочек, мешочков, плоских цистерн;

шероховатая ЭДС усеяна рибосомами

- рибосомы на шероховатой ЭДС синтезируют белки;

- гладкая ЭДС синтезирует и накапливает липиды и углеводы;

- ЭДС участвует в транспортировке в-в

2. Комплекс Гольджи

Состоит из цистерн, трубчатых структур, вакуолей и транспортных пузырьков

- накопление и «упаковка» химических соединений;

3. Лизосома

Пузырек с ферментами

- внутриклеточное пищеварение

4. Митохондрия

Органоид овальной формы, у которого стенки образованы двумя мембранами – наружной и внутренней;

Внутренняя мембрана образует много складок – кристы.

Имеют собственную ДНК и способны к делению.

- Клеточное кислородное дыхание и преобразуют энергию (энергетическая станция клетки)

5. Пластиды

Окружены двойной мембраной, образуя складчатые выросты – тилакоиды.

- фотосинтез

- синтез органических веществ

Немембранные

6. Рибосома

Микроскопические тельца, состоящие из р-РНК и белка.

Состоят из двух субъединиц – большой и малой.

Субъединицы синтезируются в ядрышке.

- Осуществляют синтез белка.

- Большинство прикрепляется к мембранам шероховатой ЭПС, часть лежит свободно в цитоплазме.

7. Клеточный центр

Из области клеточного центра расходятся многочисленные микротрубочки,

поддерживающие форму клетки и играющие роль своеобразных рельсов для движения органоидов по цитоплазме.




























































































Источники информации:

1. Биология. 9 класс: учебник /В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Е.А. Криксунов ; под редакцией В.В. Пасечника. – М.: Дрофа, 2017.

2. Биология. 9 класс. Подготовка к ГИА-2021. Пособие-тренажѐр по материалам курса основной школы: учебно-методическое пособие/А.А. Кириленко, С.И. Колесников, Е.В. Даденко. – Ростов н/Д: Легион, 2021.

3. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.– Саратов, 2013.

Интернет-ресурсы

  1. Единая коллекция Цифровых

  2. Образовательных Ресурсов

2. http://www.fun4child.ru/1502-voprosy-i-otvety-k-viktorine-dlja-shkolnikov..html


































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя