2 Актуализация Образовательная цель - способствовать формированию представления о клетке. Развивающая цель - Способствовать обучению школьников умению выделять существенное и несущественное в понятии | «Изучение любого живого организма начинается с клетки. В тайны клеточного строения человек смог проникнуть благодаря работам англ. естествоиспытателя Р. Гука, который ввел в науку биологию термин «клетка» * «Используя свои знания из ботаники, зоологии и биологии человека давайте с вами попробуем определить суть понятия «клетка». Перед вами первый слайд презентации, на котором представлены характеристики клетки. Постарайтесь подумать и выбрать из предложенных ту, которая является наиболее существенной? Слайд презентации: клетки организма… --микроскопические --только питаются --структурно – функциональные единицы живого --постоянно делятся Попытайтесь объяснить, какие характеристики являются существенными, а какие не важными? Комментирует ответы обучающихся. *А как вы понимаете, что означает, «клетка - структурно – функциональная единица живого»? | Отвечают, выбирая разные варианты Микроскопические клетки – это несущественный признак, т.к. есть достаточно крупные клетки, например, яйцеклетка Только питаются - это несущественный признак, т.к. клетки не только питаются , но и дышат, размножаются. Постоянно делятся – тоже несущественный признак, т.к. есть клетки, которые делятся раз в жизни, например, нервные структурно – функциональные единицы живого – это существенный признак Отвечают: самая маленькая в структуре организма |
Первичное усвоение материала Развивающая цель – создать условия для выявления причинно - следственных связей между особенностью строения частей клетки и выполняемыми функциями Образовательная цель - способствовать осознанию основного материала Воспитательная цель: способствовать осознанию значимости знаний о взаимосвязи организмов в эволюции биосферы | «Клетки можно увидеть под микроскопом. Клетки различаются размером, формой….» Рассказывает с примерами, используя наглядные таблицы, рисунки в учебнике. Несмотря на многообразие клетки имеют много общего. *Обратите внимание на второй слайд, вспомните, какие основные части выделяют в клетке? Слайд № 2 общий план строения клетки: -поверхностный комплекс (мембрана, клеточная стенка у растений) -цитоплазма и органоиды -ядро Запишем эту схему в тетрадь. «А теперь рассмотрим особенность устройства основных частей клетки, а вы на основании моего объяснения будете стараться определить функции мембраны, ядра и цитоплазмы» Слайд № 3 «В основе строения мембраны двойной слой липидов, а белки пронизывающие этот слой образуют пору». *Каким свойством обладают липиды, какое значение имеют поры? Слайд № 4 Цитоплазма -полужидкая среда клетки -постоянно движется -содержит органоиды Как вы считаете, почему цитоплазма состоит на 80 % из воды и почему она постоянно движется? Предположите, какое биологическое значение это имеет? «Органоиды - это особые структуры, которые обеспечивают процессы жизнедеятельности клетки, о том какие функции они выполняют, мы узнаем на следующем уроке» Слайд № 5 «Ядро ограничено от цитоплазмы двойной ядерной мембраной, которая тоже имеет поры, внутри заполнено ядерным соком – кариоплазмой, в состав которой входит вода. Ядро имеет важные структуры – хромосомы, состоящие из ДНК.» *Как вы считаете, какое биологическое значение имеют ядерная оболочка и кариоплазма? Зная функцию ДНК, определите, какую роль играют в жизни клетки хромосомы, состоящие из ДНК? « Клетки по наличию и отсутствию ядра делятся на Прокариотические и Эукариотические» Объясняет эти понятия «Как вы считаете, какие клетки Прокариотические или Эукариотические являются более прогрессивными, продвинутыми?» Несмотря на несовершенное строение, прокариоты сыграли огромную роль в эволюции живого, так как сама прокариотическая клетка стала первой ступенькой на пути усложнения организмов и появления большого разнообразия организмов | Учащиеся последовательно называют части клетки: мембрана, ядро, цитоплазма, записывают в тетради. Липиды нерастворимы в воде, поэтому это надежно защищает клетку от проникновения чужеродных частиц, а поры наоборот обеспечивают транспорт нужных клетке веществ и образующихся в процессе жизнедеятельности. Вода, входящая в состав цитоплазмы представляет собой среду для осуществления химических реакций, в результате ее движении осуществляетя транспорт веществ. Ядерная оболочка осуществляет обмен веществами между ядром и цитоплазмой, защищает хромосомы от повреждающего воздействия веществ цитоплазмы, а сами хромосомы являются носителями наследственной информации клетки. Записывают в тетрадь |
Осознание и осмысление учебного материала Образовательная цель - способствовать осознанию основного материала | «Обратите внимание на рисунки в учебнике, где изображены различные клетки. Определите, чем они сходны и чем различаются?» * «А как вы считаете, чем вызвано отличие клеток по форме?» | Все клетки, изображенные на рисунке имеют основные части: ядро, цитоплазму и органоиды. Они различаются формой и размерами. Форма клетки зависит от той функции, которую она выполняет, например, мышечная – сокращается, поэтому она вытянутой формы….(приводят другие примеры). |
Систематизация знаний и умений Развивающая цель - способствовать обучению школьников умению сравнения и обобщения изучаемых объектов и умений | * Обратите внимание на рисунок № 8 в учебнике, на котором изображены клетки растений и животных. Найдите сходство и различие. Объясните, чем эти различия обусловлены? | Все клетки, изображенные на рисунке имеют основные части: ядро, цитоплазму и органоиды. Клетка растений имеет клеточную стенку, хлоропласты и большую вакуоль, которые отсутствуют в клетке животных. Различия вызваны выполняемыми функциями, растительная осуществляет фотосинтез, поэтому имеет хлоропласты. |
Применение знаний и умений Образовательная цель - способствовать осознанию основного материала | «Сейчас вы самостоятельно рассмотрите клетки растений и животных под микроскопом, и ,выполнив задание сравните их, определив особенность строения во взаимосвязи с выполняемой функцией. Через 10 минут мы с вами обсудим выводы, которые вы отметили». Учитель напоминает правила работы с микроскопом. | Работают по парам, рассматривают микропрепараты, фиксируют данные в таблице, которая есть у каждой группы на столе. Клетка | рисунок | особенность строения | Функция | растительная | | | | животная | | | | |
Проверка уровня усвоения знаний и умений | «Итак, давайте с вами обобщим, как строение клетки взаимосвязано с выполняемой функцией» | От группы выступает представитель, отмечает, какие клетки рассматривались, в чем их особенность, какую функцию они выполняют. |