Этапы урока | Содержание (Деятельность учителя) | Деятельность обучающихся | Формирование УУД | Примечание |
Организационный этап. | Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников. Поздравить с наступающим праздникомСегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Итак, начинаем наш урок. | Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки. | Личностные: настрой на урок | |
Актуализация знаний. | -
Индивидуальная работа с карточками (Тестирование) т.к. много отсутствовало по болезни на предыдущем уроке, для них отдельные задания. 1.Основная структурная и функциональная единица живых организмов: а) вода; б) белки; в) клетка; г) ядро. 2. Клеточная стенка отсутствует у: а) грибов; б) растений; в) животных; г) грибов. 3.Резервуар, в котором накапливается клеточный сок: а) цитоплазма; б) мембрана; в) вакуоль; г) ядро. 4. К прокариотам относят: а) растения; б) грибы; в) бактерий; г) животных. 5. В клетках каких организмов содержатся пластиды: а) грибов; б) растений; в) животных; г) грибов. Организация самопроверки. | Выполнение тестов. Осуществляют взаимооценивание. | Логические: анализ и синтез информации. Регулятивные: самооценивание, взаимооценивание | |
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | -
На доске написаны цифры в ряд (каждой цифре соответствует определённая буква зашифрованного слова) 1 2 3 4 1 5 К Л Е Т К А Определите, о чём идёт речь: 2 – Увеличительный прибор, состоящий из линзы, вставленной в оправу, и ручки. (ЛУПА) 4 – Т. Шванн и М. Шлейден сформулировали положения клеточной… (ТЕОРИИ) 3 – назовите четвёртую букву в слове объектив. (Е) 5 – имя учёного, который впервые наблюдал микроскопические организмы. (АНТОНИ) 1 – самая мелкая структурно-функциональная единица организма. (КЛЕТКА) -
Дайте ответ на вопрос: какое царство живой природы представлено неподвижными организмами, которые растут в течение всей своей жизни и образуют органические вещества? (РАСТЕНИЯ) Итак, сегодня речь пойдёт о клетке растений. Сформулируем тему урока: Строение клетки растений. Сформулируем цели и задачи урока: рассмотреть строение растительной клетки; выяснить, какие органоиды входят в её состав и определить их функции. | Внимательно слушают. Дают ответы на вопросы. Формулируют тему, цели и задачи урока. Записывают тему в тетрадь. | Регулятивные: целеполагание. Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Личностные: смыслообразование, мотивация и интерес к уроку | |
Изучение нового материала. | Изучение нового материала осуществляется в процессе выполнения лабораторной работы №2 Строение клетки листа элодеи Цель: рассмотреть строение клетки листа элодеи. Материалы и оборудование: школьный микроскоп, предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы, растения элодеи. Ход работы -
Возьмите листочек элодеи, положите его на предметное стекло в каплю воды, накройте покровным стеклом. Положите препарат на предметный столик. -
Рассмотрите клетки листа. Обратите внимание на окраску пластид. Какие это пластиды? -
Зарисуйте и подпишите увиденные вами части клеток. -
Заполните таблицу «Строение клетки листа элодеи», обозначив знаком «+» те органоиды, которые вы увидели в клетке элодеи. Строение клетки листа элодеи Органоиды растительной клетки | Какие функции они выполняют | Ядро | | Клеточная оболочка | | Цитоплазма | | Хлоропласты | | -
Сделайте вывод о строении клеток элодеи. | Обучающиеся проговаривают правила техники безопасности. Затем приступают к изучению инструктивной карты. Обсуждают работу в паре. Приступают к выполнению. | Общеучебные: смысловое чтение; умение работать с информацией: текстовой (самостоятельный поиск информации) и иллюстративной (работа с фотографиями, рисунками); умение структурировать знания в устной письменной форме. Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей; анализ и синтез информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; аргументация своей точки зрения; учёт различных мнений; сотрудничество с учителем и одноклассниками. Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности. Включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы сотрудничества и их выполнение. Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия. | |
Физ.минутка | Гимнастика для осанки | Выполняют упражнения | | |
Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний. | Дополните предложение: 1.Отличительные особенности клеток растений –наличие пластид. 2.Основная наследственная информация в клетке располагается в ядре. 3.Клетки растения различаются потому, что выполняют разные функции. 4.Клеточный сок накапливается в вакуолях 5.Хлорофилл – пигмент хлоропластов 6.Бесцветная часть клетки, в которой находятся все ее компоненты цитоплазма. | Отвечают на вопросы | Предметные: формирование систематизированных понятий о строении и жизнедеятельности растительной клетки; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; аргументация своей точки зрения; учёт различных мнений; сотрудничество с учителем и одноклассниками. | |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | -
§17 – читать, стр. 46-47. -
Написать мини-сочинение «Клетка –маленькая лаборатория» -
Вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами -
Повторить при необходимости. | Читают текст параграфа. Анализируют полученную информацию. Работают над проблемными задачами, используя знания, полученные на уроке, учебник, Интернет, справочную литературу, знания из собственного жизненного опыта | Общеучебные: самостоятельная работа с учебником; смысловое чтение; умение структурировать знания в письменной форме. Логические: анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей. Личностные: ориентация на творчество; умение сотрудничать. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах | |
Рефлексия | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Если бы я был учителем, то ………? Если бы вы смогли перенестись в клетку, откуда бы начали свое путешествие? -Все ли вам было понятно в течение урока? -Какая часть урока показалась самой интересной? -Какая часть урока вызвала затруднение? -Какое у вас настроение после урока? Стихотворение «Клетки» Автор- Русаков Дмитрий, уч-ся 5А класса Клетка - жизни всей основа! Повторять мы будем снова! Только есть одна беда: Не удастся никогда Нам увидеть клетку глазом. А хотелось бы всё сразу Рассмотреть и разобрать, Клетку перерисовать! Ведь из клетки состоят: Морж, медведь, петух и кит. Дуб, сосна, собака, кошка, Да и гриб на тонкой ножке! Многоклеточные мы: И поэтому должны Клетки мышц мы упражнять, Клетки мозга развивать. Обеспечат эти клетки Нам хорошие отметки! | | Личностные: осмысление своих действий; самооценка. Регулятивные: прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. | |