СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение растительной клетки

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Строение растительной клетки»

Технологическая карта урока.

Класс: 5

Предмет: биология.

Тема урока – «Строение растительной клетки»

Цель: изучение строение клеток растений.

Задачи:

Образовательные: 

  • познакомить обучающихся со строением растительной клетки;

  • выяснить, какие органоиды входят в состав клетки растений, определить их функции;

Развивающие: 

  • развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;

  • развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;

  • развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные: 

  • формировать у учащихся интерес к изучению биологии;

  • развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;

  • продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – формирование целостных представлений о растительной клетке; формирование систематизированных понятий о строении и жизнедеятельности растительной клетки; сформировать умение понимать смысл биологических терминов: эукариоты, ядро, органоиды, пластиды, фотосинтез, хлорофилл; анализировать полученную информацию о растительной клетке;

  • метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • личностные – развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Основные понятия: мембрана, ядро, органоиды, пластиды, хлоропласты, фотосинтез, хлорофилл.

Тип урока: усвоения умений и навыков.

План изучения нового материала:

  • Организационный этап.

  • Актуализация знаний.

  • Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  • Изучение нового материала.

  • Физ. Минутка.

  • Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.

  • Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  • Рефлексия (подведение итогов урока).

  1. Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, базовый учебник «Биология. Живой организм 5-6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Москва, «Просвещение», 2014, электронное приложение к учебнику, раздаточный материал, инструкция по выполнению лабораторной работы.

Этапы урока

Содержание (Деятельность учителя)

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Примечание

Организационный этап.

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников. Поздравить с наступающим праздникомСегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Итак, начинаем наш урок.


Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки.

Личностные: настрой на урок


Актуализация знаний.

  1. Индивидуальная работа с карточками (Тестирование) т.к. много отсутствовало по болезни на предыдущем уроке, для них отдельные задания.

1.Основная структурная и функциональная единица живых организмов: а) вода; б) белки; в) клетка; г) ядро.

2. Клеточная стенка отсутствует у: а) грибов; б) растений; в) животных; г) грибов.

3.Резервуар, в котором накапливается клеточный сок: а) цитоплазма; б) мембрана; в) вакуоль; г) ядро.

4. К прокариотам относят: а) растения; б) грибы; в) бактерий; г) животных.

5. В клетках каких организмов содержатся пластиды: а) грибов; б) растений; в) животных; г) грибов.

Организация самопроверки.


Выполнение тестов. Осуществляют взаимооценивание.

Логические: анализ и синтез информации.

Регулятивные: самооценивание, взаимооценивание


Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  1. На доске написаны цифры в ряд (каждой цифре соответствует определённая буква зашифрованного слова)


1 2 3 4 1 5

К Л Е Т К А

Определите, о чём идёт речь:

2 – Увеличительный прибор, состоящий из линзы, вставленной в оправу, и ручки. (ЛУПА)

4 – Т. Шванн и М. Шлейден сформулировали положения клеточной… (ТЕОРИИ)

3 – назовите четвёртую букву в слове объектив. (Е)

5 – имя учёного, который впервые наблюдал микроскопические организмы. (АНТОНИ)

1 – самая мелкая структурно-функциональная единица организма. (КЛЕТКА)

  1. Дайте ответ на вопрос: какое царство живой природы представлено неподвижными организмами, которые растут в течение всей своей жизни и образуют органические вещества? (РАСТЕНИЯ)

Итак, сегодня речь пойдёт о клетке растений.

Сформулируем тему урока: Строение клетки растений.

Сформулируем цели и задачи урока: рассмотреть строение растительной клетки; выяснить, какие органоиды входят в её состав и определить их функции.

Внимательно слушают. Дают ответы на вопросы.































Формулируют тему, цели и задачи урока. Записывают тему в тетрадь.

Регулятивные: целеполагание.

Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Личностные: смыслообразование, мотивация и интерес к уроку


Изучение нового материала.

Изучение нового материала осуществляется в процессе выполнения


лабораторной работы №2


Строение клетки листа элодеи

Цель: рассмотреть строение клетки листа элодеи.

Материалы и оборудование: школьный микроскоп, предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы, растения элодеи.


Ход работы


  1. Возьмите листочек элодеи, положите его на предметное стекло в каплю воды, накройте покровным стеклом. Положите препарат на предметный столик.

  2. Рассмотрите клетки листа. Обратите внимание на окраску пластид. Какие это пластиды?

  3. Зарисуйте и подпишите увиденные вами части клеток.

  4. Заполните таблицу «Строение клетки листа элодеи», обозначив знаком «+» те органоиды, которые вы увидели в клетке элодеи.


Строение клетки листа элодеи


Органоиды растительной клетки

Какие функции они выполняют

Ядро



Клеточная оболочка



Цитоплазма



Хлоропласты





  1. Сделайте вывод о строении клеток элодеи.







Обучающиеся проговаривают правила техники безопасности.

Затем приступают к изучению инструктивной карты. Обсуждают работу в паре. Приступают к выполнению.


Общеучебные: смысловое чтение; умение работать с информацией: текстовой (самостоятельный поиск информации) и иллюстративной (работа с фотографиями, рисунками); умение структурировать знания в устной письменной форме.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей; анализ и синтез информации.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; аргументация своей точки зрения; учёт различных мнений; сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности. Включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы сотрудничества и их выполнение.

Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия.


Физ.минутка

Гимнастика для осанки

Выполняют упражнения



Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.

Дополните предложение:

1.Отличительные особенности клеток растений –наличие пластид.

2.Основная наследственная информация в клетке располагается в ядре.

3.Клетки растения различаются потому, что выполняют разные функции.

4.Клеточный сок накапливается в вакуолях

5.Хлорофилл – пигмент хлоропластов

6.Бесцветная часть клетки, в которой находятся все ее компоненты цитоплазма.


Отвечают на вопросы

Предметные: формирование систематизированных понятий о строении и жизнедеятельности растительной клетки;


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; аргументация своей точки зрения; учёт различных мнений; сотрудничество с учителем и одноклассниками.


Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  1. §17 – читать, стр. 46-47.

  2. Написать мини-сочинение «Клетка –маленькая лаборатория»

  3. Вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами

  4. Повторить при необходимости.

Читают текст параграфа. Анализируют полученную информацию. Работают над проблемными задачами, используя знания, полученные на уроке, учебник, Интернет, справочную литературу, знания из собственного жизненного опыта

Общеучебные: самостоятельная работа с учебником; смысловое чтение; умение структурировать знания в письменной форме.

Логические: анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей.

Личностные: ориентация на творчество; умение сотрудничать.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах


Рефлексия

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.

Если бы я был учителем, то ………?

Если бы вы смогли перенестись в клетку, откуда бы начали свое путешествие?

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

Стихотворение «Клетки»

Автор- Русаков Дмитрий, уч-ся 5А класса

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!




Личностные: осмысление своих действий; самооценка.

Регулятивные: прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя