Мы сегодня будем говорить о генеративном органе - цветке. Давайте подумаем, что мы сегодня должны узнать о цветке? (слайд 4). Цель урока: Изучить строение цветка Изучить виды цветков Раскрыть биологическое значение частей цветка. Эпиграфом к уроку я взяла стихотворение французского поэта Жака Делиля (слайд 5). Они прекраснее всего Что нам дает природа на Земле. Но дар ее бесценный, Для всех искусств цветок- Образчик неизменный Давайте послушаем стихотворение о любимых цветах -2-3 чел. (опережающее задание) Беседа по вопросам: -У всех ли растений образуются цветки? (Ответы детей) -Как называются растения имеющие цветки? (Ответы детей). Вывод: Цветки образуются только у цветковых растений. -Ребята, а кто из вас может сказать, что такое цветок? (отвечают). Хорошо. Теперь давайте проверим ваше предположение. Откройте учебник стр.134, §28 внимательно прочитайте первый абзац. А теперь скажите что же такое цветок? Цветок – видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок может располагаться как на верхушке главного побега, так и бокового. - Из чего развивается цветок? (Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки). -Что развивается из цветка? (Из цветка образуется плод с семенами). -Каково значение цветка в жизни растений? (Семенное размножение). Учитель: Посмотрите выставку рисунков цветов (задание опережающее). Каждый из вас стремился раскрыть свои таланты. Молодцы! Сравните ваш рисунок с таблицей «Строение цветка». Позволили имеющиеся у вас знания правильно изобразить строение цветка с научной точки зрения? (ответы детей). - Какой вывод вы сделали? (ответы детей). Учитель: А сейчас давайте посмотрим небольшой фильм о цветах нашего школьного двора. Попытайтесь ответить на вопросы: Все ли цветки одинаковы? Что у них общего и в чем различие? (слайд № 6). (ответы детей). Да, действительно, цветки отличаются большим разнообразием в окраске, форме и размерах. Самые крошечные цветки у рясковых, диаметр их цветков около 1 мм, а самые крупные цветки диаметром от 60 см до 1 м и массой около 6 кг у тропического растения-паразита раффлезии Арнольда, который можно найти Индонезии на острове Суматра. Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Давайте более подробно изучим строение цветка. Выполните задание в тетради стр. № , используя рис.97, текст учебника на стр. 135. Давайте проверим правильность выполнения задания по слайду № 7. Ввожу понятия цветоножка и цветоложе. Акцентирую внимание на определенных элементах цветка. Беседа по вопросам: Цветоножка. Что это? (Дети зачитывают ). Цветоножка - это часть побега, на котором расположен цветок. Есть растения, которые не имеют цветоножки – это клевер. Цветоложе. Почему оно так называется? (Дети зачитывают) Верхняя расширенная часть цветоножки, осевая часть цветка на которой расположены остальные его части (чашелистики, лепестки, тычинки, пестики). ДИНАМИЧЕСКАЯ ФИЗМИНУТКА — « Суперфизминутка» ( Videouroki.net) Учитель: Цветок состоит из околоцветника и органов размножения (тычинок и пестика). Дальнейшее знакомство со строением органов цветка мы продолжим, работая в группах. У каждой группы есть свое задание. Вы выполняете его по определенному алгоритму. Вам дается 7 минут, после чего каждая группа поделится своей информацией. Ребята время пошло. Обсуждение для каждой группы: 1 группа «Околоцветник» (слайд № 8-10 ) 1.Прочитайте текст «Околоцветник двойной и простой» на стр. 135 § 28, изучите информацию Карточки № 1 (Приложение 2). Ответьте на вопросы: 2. Из чего состоят чашечка, венчик, околоцветник? 3. В чем отличие двойного от простого околоцветника? Подумайте, какую роль выполняет околоцветник? 4.Найдите на модели цветка чашечку, венчик. Из имеющихся заготовок частей цветка составьте аппликацию цветка с двойным околоцветником. 2 группа «Тычинки и пестик» (слайд № 11 ) 1.Прочитайте текст «Строение тычинки и пестика» на стр. 136 § 28, изучите информацию Карточки № 2 (Приложение 3). 2.Опишите строение тычинки и пестика. 3.Найдите на модели цветка тычинки и пестик. Какая часть будет являться мужской, а какая – женской?С помощью каких символов их обозначают? Почему их называют главными частями цветка? 4. На схеме строения цветка закрасьте пестик, тычинки, чашелистики. 3 группа «Цветки обоеполые и раздельнополые, цветки правильные и неправильные» (слайд № 12-13)\ (Приложение № 4) 1.Прочитайте текст «Цветки обоеполые и раздельнополые, цветки правильные и неправильные», на стр. 136 § 28, изучите информацию Карточки № 4. 2.Опишите строение обоеполых и раздельнополых цветков? 3.Что такое правильные и неправильные цветки? Приведите примеры правильных и неправильных цветков, обоеполых и раздельнополых. 4.Определите, какой цветок представлен на вашей модели цветка? Из имеющихся заготовок частей цветка составьте аппликацию тычиночного цветка. 4 группа «Растения однодомные и двудомные» (Слайд № 14-15 ) (Приложение 5) 1.Вспомните, как летом одни тополя все покрыты белым пухом, а на других - пуха нет. 2.Прочитайте текст «Однодомные и двудомные растения» на стр. 137 § 28, изучите информацию Карточки № 4. Ответьте на вопрос: « Чем однодомные растения отличаются от двудомных»? 3. Почему нельзя сажать раздельно мужские и женские растения? Подумайте, где могут нам пригодиться знания об однодомных и двудомных растениях?. 4. Найдите на модели цветка чашечку, венчик. Из имеющихся заготовок частей цветка составьте аппликацию цветка с простым околоцветником. Отчет групп о проделанной работе. |