СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение цветка

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Строение цветка"

Просмотр содержимого документа
«Строение цветка»









ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ





Тема «Строения цветка»



(6 КЛАСС)

ВЫПОЛНИЛА: Цуканова Елена Борисовна,



учитель биологии МБОУ «Клюквинская СОШ»

Лебяженский филиал









Тема



Цветок и его строение.

Цель

На основе изучения строения цветка выявить взаимосвязь строения и выполняемых функций.

Задачи

Образовательные: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях.

Развивающие: продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, выделять главное, формировать умения работать с текстом учебника, формировать навыки работы с лабораторным оборудованием и живыми объектами, самостоятельно действовать в соответствии с инструкцией.

Воспитательные: продолжить воспитание интереса к предмету, совершенствовать навыки коммуникативного общения в группе; развитие чувства прекрасного.

УУД

личностные УДД:

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Оценивать собственный вклад в работу группы.

Регулятивные УУД:

Определять цели и задачи урока.

Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Определяют критерии изучения цветка.

Коммуникативные УУД:

Работать в группах по обсуждению информации.

Слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Выражать свои мысли и идеи.

Продолжить формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД:

Работать с моделями цветков, текстом учебника.

Находить отличия.

Работа с информационными текстами.

Объяснение значения новых слов.

Анализировать, сравнивать и выделять признаки.

Планируемые результаты


Предметные:


Знать строение и функции цветка.


Уметь объяснять, как строение цветка связано с его выполняемой функцией;


Уметь понимать смысл биологических терминов: цветок, цветоложе, цветоножка, венчик, чашечка, пестик, тычинка, околоцветник, двудомные и однодомные растения.


Метапредметные: учащиеся должны уметь определять существенные признаки объекта; действовать в соответствии с инструкцией.


Основные понятия

Цветок; пестик; тычинка; лепестки; венчик; чашелистики; чашечка; цветоножка; цветоложе; околоцветник простой; околоцветник двойной; тычиночная нить; пыльник; рыльце; столбик; завязь; семязачаток; растения однодомные и двудомные.

Ресурсы:


основные


дополнительные

ноутбук, проекционное оборудование, презентация «Строение цветка», кроссворд «Мифы и легенды о цветах»; муляжи цветков «Модель цветка вишни», «Модель цветка капусты», «Модель цветка картофеля», консервированные цветки; лупы; таблица «Строение цветка», учебник «Биология» 6 класс под редакцией В.В.Пасечник, выставка детских рисунков, раздаточный материал «Строение цветка», видеофильм «Цветы», цветущие комнатные растения.

Формы урока

Индивидуальная, парная, групповая, работа с текстом.

Методы изучения

Словесные, наглядные, практические

Технология

Системно - деятельностная с элементами кейс-технологии

Тип урока

Урок усвоения новых знаний



Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Формируемые УУД


Организационный момент. (1-2 мин.)

Приветствуют учителя


Самоконтроль (проверка наличия учебника, тетради, дневника, ручки)


Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы урока

Настраиваю учащихся на серьезную, вдумчивую работу.


Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас на своем уроке! Сегодня у нас на уроке гости. Давайте поприветствуем их. Обернемся к гостям и улыбнемся. Присаживайтесь.

Сегодня на уроке вы работаете в группах. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества и взаимопомощи.

Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.

Актуализация знаний (5 - 6 мин.)

Отвечают на вопросы

Проверяю наличие и качество знаний учащихся, необходимых для восприятия нового материала по вопросам: (слайд 2)


1) Назовите органы растения.


2) Какие органы относят к вегетативным, а какие - к генеративным? Какую функцию они выполняют?

Познавательные УУД:


- учатся строить высказывания;


- учатся анализировать, сравнивать, обобщать,. знакомятся со структурой учебника, рабочей тетрадью. Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.

Мотивация урока (2-3 мин.)


(индуктор – начало, мотивирующее творческую деятельность учащихся)

Решают кроссворд




Сверяют ответы


Формулируют тему урока

У вас на столах карточки с кроссвордом «Мифы и легенды о цветах». Если задания выполнены правильно, то в выделенном столбце по вертикали вы получите название темы, с которой нам предстоит познакомиться на уроке. (Приложение 1)


-Кто из вас разгадал кроссворд? Сверьте с ответами (слайд 3)


-Сформулируйте тему урока.

Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать

Изучение нового материала

Учащиеся ставят цели с помощью учителя










Учащиеся ставят цели с помощью учителя
















Читают стихотворения


Отвечают на вопросы










































































































Учащиеся ставят цели с помощью учителя
















Читают стихотворения


Отвечают на вопросы














Ребята делают вывод о необходимости дополнения и расширения знаний о строении цветка



























Мы сегодня будем говорить о генеративном органе - цветке. Давайте подумаем, что мы сегодня должны узнать о цветке? (слайд 4).


Цель урока:


Изучить строение цветка


Изучить виды цветков


Раскрыть биологическое значение частей цветка.


Эпиграфом к уроку я взяла стихотворение французского поэта Жака Делиля (слайд 5).


Они прекраснее всего


Что нам дает природа на Земле.


Но дар ее бесценный,


Для всех искусств цветок-


Образчик неизменный


Давайте послушаем стихотворение о любимых цветах -2-3 чел. (опережающее задание)


Беседа по вопросам:


-У всех ли растений образуются цветки? (Ответы детей)


-Как называются растения имеющие цветки? (Ответы детей).


Вывод: Цветки образуются только у цветковых растений.


-Ребята, а кто из вас может сказать, что такое цветок? (отвечают). Хорошо.


Теперь давайте проверим ваше предположение. Откройте учебник стр.134, §28 внимательно прочитайте первый абзац. А теперь скажите что же такое цветок?


Цветок – видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок может располагаться как на верхушке главного побега, так и бокового.


- Из чего развивается цветок? (Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки).


-Что развивается из цветка? (Из цветка образуется плод с семенами).


-Каково значение цветка в жизни растений? (Семенное размножение).

Учитель: Посмотрите выставку рисунков цветов (задание опережающее). Каждый из вас стремился раскрыть свои таланты. Молодцы! Сравните ваш рисунок с таблицей «Строение цветка». Позволили имеющиеся у вас знания правильно изобразить строение цветка с научной точки зрения? (ответы детей).


- Какой вывод вы сделали? (ответы детей).

Учитель: А сейчас давайте посмотрим небольшой фильм о цветах нашего школьного двора. Попытайтесь ответить на вопросы: Все ли цветки одинаковы? Что у них общего и в чем различие? (слайд № 6).


(ответы детей).


Да, действительно, цветки отличаются большим разнообразием в окраске, форме и размерах. Самые крошечные цветки у рясковых, диаметр их цветков около 1 мм, а самые крупные цветки диаметром от 60 см до 1 м и массой около 6 кг у тропического растения-паразита раффлезии Арнольда, который можно найти Индонезии на острове Суматра.

Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство.


Давайте более подробно изучим строение цветка.


Выполните задание в тетради стр. № , используя рис.97, текст учебника на стр. 135.


Давайте проверим правильность выполнения задания по слайду № 7.

Ввожу понятия цветоножка и цветоложе.

Акцентирую внимание на определенных элементах цветка. Беседа по вопросам:


Цветоножка. Что это? (Дети зачитывают ). Цветоножка - это часть побега, на котором расположен цветок. Есть растения, которые не имеют цветоножки – это клевер.

Цветоложе. Почему оно так называется? (Дети зачитывают) Верхняя расширенная часть цветоножки, осевая часть цветка на которой расположены остальные его части (чашелистики, лепестки, тычинки, пестики).

ДИНАМИЧЕСКАЯ ФИЗМИНУТКА — « Суперфизминутка» ( Videouroki.net)

Учитель: Цветок состоит из околоцветника и органов размножения (тычинок и пестика). Дальнейшее знакомство со строением органов цветка мы продолжим, работая в группах. У каждой группы есть свое задание. Вы выполняете его по определенному алгоритму. Вам дается 7 минут, после чего каждая группа поделится своей информацией. Ребята время пошло.

Обсуждение для каждой группы:


1 группа «Околоцветник» (слайд № 8-10 )


1.Прочитайте текст «Околоцветник двойной и простой» на стр. 135 § 28, изучите информацию Карточки № 1 (Приложение 2).


Ответьте на вопросы:

2. Из чего состоят чашечка, венчик, околоцветник?

3. В чем отличие двойного от простого околоцветника? Подумайте, какую роль выполняет околоцветник?


4.Найдите на модели цветка чашечку, венчик. Из имеющихся заготовок частей цветка составьте аппликацию цветка с двойным околоцветником.


2 группа «Тычинки и пестик» (слайд № 11 )


1.Прочитайте текст «Строение тычинки и пестика» на стр. 136 § 28, изучите информацию Карточки № 2 (Приложение 3).


2.Опишите строение тычинки и пестика.


3.Найдите на модели цветка тычинки и пестик. Какая часть будет являться мужской, а какая – женской?С помощью каких символов их обозначают? Почему их называют главными частями цветка?


4. На схеме строения цветка закрасьте пестик, тычинки, чашелистики.

3 группа «Цветки обоеполые и раздельнополые, цветки правильные и неправильные» (слайд № 12-13)\

(Приложение № 4)


1.Прочитайте текст «Цветки обоеполые и раздельнополые, цветки правильные и неправильные», на стр. 136 § 28, изучите информацию Карточки № 4.

2.Опишите строение обоеполых и раздельнополых цветков?

3.Что такое правильные и неправильные цветки? Приведите примеры правильных и неправильных цветков, обоеполых и раздельнополых.


4.Определите, какой цветок представлен на вашей модели цветка? Из имеющихся заготовок частей цветка составьте аппликацию тычиночного цветка.

4 группа «Растения однодомные и двудомные» (Слайд № 14-15 ) (Приложение 5)


1.Вспомните, как летом одни тополя все покрыты белым пухом, а на других - пуха нет.


2.Прочитайте текст «Однодомные и двудомные растения» на стр. 137 § 28, изучите информацию Карточки № 4. Ответьте на вопрос: « Чем однодомные растения отличаются от двудомных»?


3. Почему нельзя сажать раздельно мужские и женские растения? Подумайте, где могут нам пригодиться знания об однодомных и двудомных растениях?.


4. Найдите на модели цветка чашечку, венчик. Из имеющихся заготовок частей цветка составьте аппликацию цветка с простым околоцветником.


Отчет групп о проделанной работе.

Познавательные УУД


- учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.


- учатся строить высказывания;


- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека.


- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.


Регулятивные УУД:


- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;


- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Закрепление нового материала

Работа в парах, выполняют


Л/р «Строение цветка»,


самопроверка

Молодцы. Вы хорошо поработали. Продолжаем разговор о строении цветка.. Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка. Формула цветка – это запись в виде условных обозначений, с помощью которой легко понять о цветке какого строения идет речь. Для составления формулы цветка используют следующие обозначения: (слайд № 16)


Ч— чашечка,

Л— лепестки,

Т— тычинка,

П— пестик,1 – неправильный цветок,

* - правильный цветок,

♀- пестичные (женские) цветки,

♂- тычиночные (мужские) цветки,

- обоеполые цветки,

( ) – сросшиеся части цветка,

цифры – количество частей цветка,

∞ - число частей цветка больше


Формула цветка вишни:*Ч5Л5Т∞ П1

Давайте вместе составим формулу цветка тюльпана - обоеполый цветок, правильный, О3+3 Т3+3П1 (слайд №16)


Рефлексия

Учащиеся высказывают свои мнения

Вернемся к вашим рисункам. Что не получилось на рисунках с изображением цветка с научной точки зрения?

Достигли ли вы поставленной цели урока? В какой степени?

Что вы для себя узнали нового на уроке?

Что вас удивило?


Задание на дом

Акцентируют внимание на домашнем задании.


Записывают в дневник.

Обязательное для всех: §28, выучить термины (слайд № 20)


По желанию:

1) подготовить сообщение «Диаграмма цветка»

2) подготовить презентацию «Интересные факты о цветах»

3) Изготовить модель цветка (обоеполого или однополого)

Регулятивные УУД:


- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.


- мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.

Итог урока

оцените свою работу на уроке, поставь баллы от 1 до 5 за работу на уроке:


Индивидуальная работа



Самостоятельная работа



Работа в парах



Работа в группах



Оценка учителя

Цветы - это удивительное творение природы. В цветах сама гармония и красота, надо ими любоваться и бережно к ним относиться.

Я хочу закончить урок замечательными стихами азербайджанского поэта Самеда Вургуна.


Давай пройдемся (слайд № 21)


медленно по лугу


И «здравствуй!»


скажем каждому цветку,


Я должен над цветами


наклониться


Не для того, чтоб рвать

или срезать,

А чтоб увидеть

добрые их лица

И доброе лицо им показать





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!