СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение вещества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Строение вещества»

ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж»










Технологическая карта

урока окружающего мира

на тему: «Строение вещества»

в 3 «а» классе

Иванченко Карины Сергеевны








Методист: Дусанова Р. Д. ________________


Учитель: Понамарева Е. В. _______________







2023-24 уч.г.

Тема: Строение вещества

Цель: Создание условий для формирования представления у младших школьников о строении веществ; развивать воображение, логическое мышление; продолжить формирование умения моделировать; воспитывать интерес к исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные:

  • 1) Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • 2) Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Метапредметные:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Оборудование для учителя: презентация, стаканы с водой и кофе, кусочек сахара.

Этап урока

Методы и приёмы обучения

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формы работы

Виды контроля, самоконтроля, взаимоконтроля

1

Орг. Момент

Мотивационный этап


Словесный

(беседа);

Наглядный

(презентация)

– Здравствуйте, ребята. Долгожданный дан звонок – Начинается урок. На занятиях, в игре. Смело, четко говорим и тихонечко сидим.

Приветствуют учителя.


Фронтальная

Контроль

2

Проверка домашнего задания, повторение, актуализация знаний


Словесный

(беседа);

Наглядный (презентация,

наглядный материал)

– На прошлом уроке мы познакомились с вами с новыми понятиями. Давайте проверим, хорошо ли вы их запомнили.

– Слово под N1

Как по-научному называется любой предмет?

– Это многозначное слово.

– Какие еще значения может иметь это слово?







– Слово тело произошло от слова тесто и буквально означает “масса” (на костях, которую можно мять)

– Сегодня мы исследуем тела, составленные из разных веществ, и узнаем: все ли они одинаково легко поддаются сжатию и давлению, как тесто. Наши выводы помогут нам в дальнейшей работе. Слово по вертикали под N 2: то, из чего состоит любое тело.

– Как вы думаете, от какого слова образовалось слово “вещество”?

– Подберите однокоренные слова.

– Многие из вас слышали словосочетание: вещественные доказательства. То есть то, что реально существует. Вещества – это основа нашего материального мира. И сегодня именно о них пойдет речь. Слово по вертикали под N 3: Вид вещества, название которого произошло от слова “твердь”?

– Может быть, кто-то знает, что такое твердь?

– Почему от этого слова произошло слово “твердое”?

– Приведите примеры твердых веществ

– Ребята, а в каких случаях еще употребляется слово “твердый”?













– Как вы думаете, почему во всех этих случаях употребляется слово “твердый”?







– У меня в руке брусок (учитель демонстрирует брусок)

– Из какого вещества он изготовлен?

– Исследуем его, чтобы узнать, легко ли он поддается сжатию. Я предполагаю, что нет. Попытайтесь его сжать, покрутите.

– Что вы заметили? Легко ли его сжать или сломать?

– Да, для этого надо приложить большие усилия.

– Изменяется ли его форма?

– А объём?

– Сделайте вывод, какими же свойствами обладают твердые тела?



(СЛАЙД 2) На слайде таблица:

Состояние вещества

Свойства вещества

Твёрдое

Сохраняет форму и объём, трудно сжать.

Слово по вертикали под N 4: Вещество, обладающее текучестью.

(Учитель переливает чай из одного сосуда в другой)

– Приведите примеры жидких тел или веществ.

– Исследуем свойство жидкости сжиматься. Я предполагаю, что жидкость сжать трудно. В моем шприце подкрашенная вода. Я закрываю отверстие для иглы и пробую надавить на поршень. Ничего не получается.   В русском языке есть даже такое выражение «Толочь воду в ступе». Что оно означает?

– Сделайте вывод, какими свойствами обладает жидкое вещество?







(СЛАЙД 3) На слайде таблица:

Состояние вещества

Свойства вещества

Жидкое

Обладает текучестью, принимает форму сосуда, в котором находится.

Слово по вертикали под N 5:

– Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с происхождением слова, заимствованного из французского языка. Оно произошло от слова “хаос” – бесформенное, беспредельное пространство.

– Что это за слово?

– Как называется вещество, название которого связано с этим слово?

– Приведите примеры.

– У меня в руках шприц, наполненный смесью газообразных веществ – воздухом. У вас на партах тоже. Исследуем, легко ли сжимается газообразное вещество – воздух.

– Теперь, внимательно смотрите за моими действиями. (учитель набирает в полиэтиленовый пакет воздух и скрутить его, он стал выпуклым). Почему?

– Как вы думаете, почему?



– Сделайте вывод о свойствах газообразных веществ.



1 кубический метр воздуха можно сжать до размера напёрстка.



(СЛАЙД 4) На слайде таблица:

Состояние вещества

Свойства вещества

Газообразное

Занимает весь предоставленный объём, легко сжать.

– Мы с вами сейчас исследовали разные вещества в разных состояниях. Но и одно и то же вещество при разных условиях может быть или в жидком, или в твердом, или в газообразном состоянии. Приведите пример.

– В чем же сходство и различие веществ, находящихся в разном состоянии?









– Тело



– Организм человека, часть организма – туловище, часть чего-либо, корпус чего-нибудь – тело орудия, поршня.

















– Вещество



– От слова “вещь”

– Вещественный















– Твёрдое

– Земля, суша



– Земля неизменна, устойчива

– Мел, металл, лед



– Твёрдый картон – жесткий, крепкий; твердое решение – неизменное, прочное, непоколебимое; твердая рука, сердце – сильный, решительный



– Похоже на свойство твердых тел, указывается на сохранение состояния, его неизменность





– Из дерева









– Трудно



– Да

– Нет

– Нет



– Они сохраняют форму и объем











– Жидкое







– Вода













– Бесполезное занятие



– Текучесть, принимает форму сосуда, в котором находится, не сохраняет объем, трудно сжать



























– Газ



– Газообразное











– Легко







– Потому что внутри пакета находится воздух

– Занимает весь предоставленный объем, легко сжать

























– Вода – лед – пар





Фронтальная



Контроль

3

Самоопределе-ние к деятельности









Физ.минутка

Словесный

(беседа)

Тема урока: Тема нашего сегодняшнего урока – «Строение веществ».

– Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: «В чем сходство и различие в строении твердых, жидких и газообразных веществ? Почему одни вещества твёрдые, другие – жидкие, а третьи – газообразные?»

Учитель проводит физ.минутку.



Фронтальная

Контроль





ОНЗ























































































































































































































































































Итог



































Инструктаж к д/з

Словесные

(объяснение);

Наглядные

(презентация);

Практическая

(опыты)













































































































































































































































































Словесные (беседа)

































Словесные (беседа)

– Итак, мы должны разобраться, из чего же состоят вещества.

– Ученых с древних времен интересовал этот вопрос. Они предполагали, что если вещество, например, камень разделить до точки, то можно обнаружить мельчайшую неделимую частицу – атом (СЛАЙД 5).

– Атомы могут быть нескольких сортов и образовывать молекулы (СЛАЙД 6). Это слово означает «маленькая масса». Условно молекулы изображаются в виде шариков. Древние учёные предполагали, что сходство всех веществ на свете в том, что они состоят из движущихся молекул, между которыми есть промежутки.

– Проведем исследование, которое подтвердит или опровергнет мнение ученых о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц - молекул.

– Предположим, что ученые правы и каждое вещество состоит из движущихся молекул, между которыми есть промежутки. Тогда возможно проникновение частиц одного вещества между частицами другого.

Чтобы проверить это проделаем опыт.

Опыт с сахаром: у меня в руках стакан с водой и кусочек сахара. Я соединяю эти два вещества, перемешиваю сахар ложкой.

– Что вы видите?



– Как убедиться, что сахар все еще находится в стакане?

Учитель просит одного из учеников попробовать. Какая она?

– Какой вывод мы можем сделать?



– Почему же мы не видим сахар?









– Этот опыт подтвердил нам мнение ученых о том, что вещества состоят из частиц.

– Сделайте общий вывод.







– К выводу, который вы сейчас сделали, в России первым пришёл величайший русский ученый, поэт, художник, основатель Московского университета Михаил Васильевич Ломоносов (СЛАЙД 11). Именно благодаря ему, мы сегодня познакомились с понятием «молекула». И словарь науки обогатился такими словами, как формула, термометр, барометр, атмосфера и другими. Доказать его гипотезу люди смогли только с изобретением электронного микроскопа (СЛАЙД 12). И, возможно, в будущем вы тоже станете учёными и сделаете свои открытия в этой области.

– А пока перед нами стоит всё та же задача: определить, чем похожи между собой вещества, находящиеся в одинаковом состоянии. Как их состояние зависит от их строения. Посмотрите на нашу таблицу.

(СЛАЙД 13)

Состояние вещества

Свойства вещества

Твёрдое


Жидкое


Газообразное


– Повторим свойства твердого вещества.

(СЛАЙД 14)

– Сейчас 4 человека с первых парт попробуют изобразить молекулы твердого вещества.

– Как вам надо встать, чтобы вас было трудно разъединить?

– Попробуем вас разъединить (Очень сложно) – Почему твердое тело трудно сломать и разъединить? Как должны располагаться молекулы?



– Древние ученые думали, что у молекул твердых веществ есть крючки, которыми они цепляются друг за друга. Теперь мы знаем, что никаких крючков между молекулами твердого тела нет, просто молекулы в твердом теле очень сильно притягиваются друг к другу, но между ними всё равно есть небольшие промежутки, и молекулы колеблются. Поэтому твердое тело очень тяжело сжать. Посмотрим опять в таблицу (СЛАЙД 15)

– Вспомните опыт с водой, чаем. Какими свойствами обладают жидкие вещества?



– Следующие 4 человека попробуют изобразить молекулы жидкого вещества. Покажите, как вы легко перетекаете. (хоровод, ручеек)

– Благодаря чему жидким веществам это удается делать?











Опыт с кофе: А теперь закройте глаза и попробуйте догадаться, какое вещество я принесла в класс.

– Как догадались?

– Чтобы вы почувствовали запах, что должно было произойти с молекулами кофе?









– Что позволило молекулам так быстро достичь вашего носа?





– Какое свойство газа этим обусловлено?









– Подумайте, где и при каких обстоятельствах вы ежедневно сталкиваетесь с моделью взаимодействия молекул газа между собой?



– Давайте, постараемся, во избежание травм, на переменах быть похожими не на молекулы газообразного вещества, а на молекулы жидкости, играя в ручеек и другие игры.  

– Обратите внимание на доску. Что вы видите?



– Вам нужно соотнести состояние вещества с расположением его молекул.

– А теперь, назовите свойства этих трёх веществ.













– С какими понятиями познакомились на уроке?

– Удалось ли нам ответить на главный вопрос, поставленный в начале урока?

– В чём сходство всех веществ?

В чём отличие строения твёрдых веществ от строения жидкостей и газов?

– Как зависит состояние вещества от его строения?







С. 74-77, прочитать, ответить на вопросы.



























































– Сахар постепенно стал невидимым, растворился

– Попробовать





– Сладкая

– Сахар не исчез, он остался в стакане

– Потому что сахар распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял. И эти частицы перемешались с частицами воды.







– Вещества состоят из отдельных, невидимых глазу, движущихся частиц, между которыми есть промежутки.

















































– Сохраняют форму и объем, очень трудно сжать









– Обнявшись крепко







– Молекулы находятся очень близко друг к другу





















– Текучестью, трудно сжимаются











– Молекулы расположены свободнее, хотя тоже притягиваются друг к другу.

Помимо колебаний, они перескакивают с места на место





– Кофе

– По запаху



– Они должны были попасть к нам в нос, они вылетели с поверхности зерен и находились в газообразном состоянии.

– Слабые связи между молекулами. Молекулы носятся с огромной скорость на большом расстоянии.

– Занимать весь предоставленный объем, легко сжиматься, так как между молекулами большие промежутки.





– На перемене, когда многие бегают

– Три состояния вещества, молекулы

– Соотносят



– Твёрдое в-во сохраняет форму и объём, трудно сжать;

жидкое в-во обладает текучестью, принимает форму сосуда, в котором находится;

газообразное в-во занимает весь предоставленный объём, легко сжать.



– Молекулы, атом





– Состоят из молекул

- Твёрдые тела сохраняют объём и форму, жидкости меняют форму, но сохраняют объём. Газы не сохраняют ни форму, ни объём, занимает всё предоставленное пространство.

Записывают д/з



Фронтальная























































































































































































































































































Фронтальная



































Фронтальная

Контроль























































































































































































































































































Контроль



































Контроль



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!