2 | Проверка домашнего задания, повторение, актуализация знаний | Словесный (беседа); Наглядный (презентация, наглядный материал) | – На прошлом уроке мы познакомились с вами с новыми понятиями. Давайте проверим, хорошо ли вы их запомнили. – Слово под N1 Как по-научному называется любой предмет? – Это многозначное слово. – Какие еще значения может иметь это слово? – Слово тело произошло от слова тесто и буквально означает “масса” (на костях, которую можно мять) – Сегодня мы исследуем тела, составленные из разных веществ, и узнаем: все ли они одинаково легко поддаются сжатию и давлению, как тесто. Наши выводы помогут нам в дальнейшей работе. Слово по вертикали под N 2: то, из чего состоит любое тело. – Как вы думаете, от какого слова образовалось слово “вещество”? – Подберите однокоренные слова. – Многие из вас слышали словосочетание: вещественные доказательства. То есть то, что реально существует. Вещества – это основа нашего материального мира. И сегодня именно о них пойдет речь. Слово по вертикали под N 3: Вид вещества, название которого произошло от слова “твердь”? – Может быть, кто-то знает, что такое твердь? – Почему от этого слова произошло слово “твердое”? – Приведите примеры твердых веществ – Ребята, а в каких случаях еще употребляется слово “твердый”? – Как вы думаете, почему во всех этих случаях употребляется слово “твердый”? – У меня в руке брусок (учитель демонстрирует брусок) – Из какого вещества он изготовлен? – Исследуем его, чтобы узнать, легко ли он поддается сжатию. Я предполагаю, что нет. Попытайтесь его сжать, покрутите. – Что вы заметили? Легко ли его сжать или сломать? – Да, для этого надо приложить большие усилия. – Изменяется ли его форма? – А объём? – Сделайте вывод, какими же свойствами обладают твердые тела? (СЛАЙД 2) На слайде таблица: Состояние вещества | Свойства вещества | Твёрдое | Сохраняет форму и объём, трудно сжать. | Слово по вертикали под N 4: Вещество, обладающее текучестью. (Учитель переливает чай из одного сосуда в другой) – Приведите примеры жидких тел или веществ. – Исследуем свойство жидкости сжиматься. Я предполагаю, что жидкость сжать трудно. В моем шприце подкрашенная вода. Я закрываю отверстие для иглы и пробую надавить на поршень. Ничего не получается. В русском языке есть даже такое выражение «Толочь воду в ступе». Что оно означает? – Сделайте вывод, какими свойствами обладает жидкое вещество? (СЛАЙД 3) На слайде таблица: Состояние вещества | Свойства вещества | Жидкое | Обладает текучестью, принимает форму сосуда, в котором находится. | Слово по вертикали под N 5: – Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с происхождением слова, заимствованного из французского языка. Оно произошло от слова “хаос” – бесформенное, беспредельное пространство. – Что это за слово? – Как называется вещество, название которого связано с этим слово? – Приведите примеры. – У меня в руках шприц, наполненный смесью газообразных веществ – воздухом. У вас на партах тоже. Исследуем, легко ли сжимается газообразное вещество – воздух. – Теперь, внимательно смотрите за моими действиями. (учитель набирает в полиэтиленовый пакет воздух и скрутить его, он стал выпуклым). Почему? – Как вы думаете, почему? – Сделайте вывод о свойствах газообразных веществ. 1 кубический метр воздуха можно сжать до размера напёрстка. (СЛАЙД 4) На слайде таблица: Состояние вещества | Свойства вещества | Газообразное | Занимает весь предоставленный объём, легко сжать. | – Мы с вами сейчас исследовали разные вещества в разных состояниях. Но и одно и то же вещество при разных условиях может быть или в жидком, или в твердом, или в газообразном состоянии. Приведите пример. – В чем же сходство и различие веществ, находящихся в разном состоянии? | – Тело – Организм человека, часть организма – туловище, часть чего-либо, корпус чего-нибудь – тело орудия, поршня. – Вещество – От слова “вещь” – Вещественный – Твёрдое – Земля, суша – Земля неизменна, устойчива – Мел, металл, лед – Твёрдый картон – жесткий, крепкий; твердое решение – неизменное, прочное, непоколебимое; твердая рука, сердце – сильный, решительный – Похоже на свойство твердых тел, указывается на сохранение состояния, его неизменность – Из дерева – Трудно – Да – Нет – Нет – Они сохраняют форму и объем – Жидкое – Вода – Бесполезное занятие – Текучесть, принимает форму сосуда, в котором находится, не сохраняет объем, трудно сжать – Газ – Газообразное – Легко – Потому что внутри пакета находится воздух – Занимает весь предоставленный объем, легко сжать – Вода – лед – пар | Фронтальная | Контроль |
| ОНЗ Итог Инструктаж к д/з | Словесные (объяснение); Наглядные (презентация); Практическая (опыты) Словесные (беседа) Словесные (беседа) | – Итак, мы должны разобраться, из чего же состоят вещества. – Ученых с древних времен интересовал этот вопрос. Они предполагали, что если вещество, например, камень разделить до точки, то можно обнаружить мельчайшую неделимую частицу – атом (СЛАЙД 5). – Атомы могут быть нескольких сортов и образовывать молекулы (СЛАЙД 6). Это слово означает «маленькая масса». Условно молекулы изображаются в виде шариков. Древние учёные предполагали, что сходство всех веществ на свете в том, что они состоят из движущихся молекул, между которыми есть промежутки. – Проведем исследование, которое подтвердит или опровергнет мнение ученых о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц - молекул. – Предположим, что ученые правы и каждое вещество состоит из движущихся молекул, между которыми есть промежутки. Тогда возможно проникновение частиц одного вещества между частицами другого. Чтобы проверить это проделаем опыт. Опыт с сахаром: у меня в руках стакан с водой и кусочек сахара. Я соединяю эти два вещества, перемешиваю сахар ложкой. – Что вы видите? – Как убедиться, что сахар все еще находится в стакане? Учитель просит одного из учеников попробовать. Какая она? – Какой вывод мы можем сделать? – Почему же мы не видим сахар? – Этот опыт подтвердил нам мнение ученых о том, что вещества состоят из частиц. – Сделайте общий вывод. – К выводу, который вы сейчас сделали, в России первым пришёл величайший русский ученый, поэт, художник, основатель Московского университета Михаил Васильевич Ломоносов (СЛАЙД 11). Именно благодаря ему, мы сегодня познакомились с понятием «молекула». И словарь науки обогатился такими словами, как формула, термометр, барометр, атмосфера и другими. Доказать его гипотезу люди смогли только с изобретением электронного микроскопа (СЛАЙД 12). И, возможно, в будущем вы тоже станете учёными и сделаете свои открытия в этой области. – А пока перед нами стоит всё та же задача: определить, чем похожи между собой вещества, находящиеся в одинаковом состоянии. Как их состояние зависит от их строения. Посмотрите на нашу таблицу. (СЛАЙД 13) Состояние вещества | Свойства вещества | Твёрдое | | Жидкое | | Газообразное | | – Повторим свойства твердого вещества. (СЛАЙД 14) – Сейчас 4 человека с первых парт попробуют изобразить молекулы твердого вещества. – Как вам надо встать, чтобы вас было трудно разъединить? – Попробуем вас разъединить (Очень сложно) – Почему твердое тело трудно сломать и разъединить? Как должны располагаться молекулы? – Древние ученые думали, что у молекул твердых веществ есть крючки, которыми они цепляются друг за друга. Теперь мы знаем, что никаких крючков между молекулами твердого тела нет, просто молекулы в твердом теле очень сильно притягиваются друг к другу, но между ними всё равно есть небольшие промежутки, и молекулы колеблются. Поэтому твердое тело очень тяжело сжать. Посмотрим опять в таблицу (СЛАЙД 15) – Вспомните опыт с водой, чаем. Какими свойствами обладают жидкие вещества? – Следующие 4 человека попробуют изобразить молекулы жидкого вещества. Покажите, как вы легко перетекаете. (хоровод, ручеек) – Благодаря чему жидким веществам это удается делать? Опыт с кофе: А теперь закройте глаза и попробуйте догадаться, какое вещество я принесла в класс. – Как догадались? – Чтобы вы почувствовали запах, что должно было произойти с молекулами кофе? – Что позволило молекулам так быстро достичь вашего носа? – Какое свойство газа этим обусловлено? – Подумайте, где и при каких обстоятельствах вы ежедневно сталкиваетесь с моделью взаимодействия молекул газа между собой? – Давайте, постараемся, во избежание травм, на переменах быть похожими не на молекулы газообразного вещества, а на молекулы жидкости, играя в ручеек и другие игры. – Обратите внимание на доску. Что вы видите? – Вам нужно соотнести состояние вещества с расположением его молекул. – А теперь, назовите свойства этих трёх веществ. – С какими понятиями познакомились на уроке? – Удалось ли нам ответить на главный вопрос, поставленный в начале урока? – В чём сходство всех веществ? В чём отличие строения твёрдых веществ от строения жидкостей и газов? – Как зависит состояние вещества от его строения? С. 74-77, прочитать, ответить на вопросы. | – Сахар постепенно стал невидимым, растворился – Попробовать – Сладкая – Сахар не исчез, он остался в стакане – Потому что сахар распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял. И эти частицы перемешались с частицами воды. – Вещества состоят из отдельных, невидимых глазу, движущихся частиц, между которыми есть промежутки. – Сохраняют форму и объем, очень трудно сжать – Обнявшись крепко – Молекулы находятся очень близко друг к другу – Текучестью, трудно сжимаются – Молекулы расположены свободнее, хотя тоже притягиваются друг к другу. Помимо колебаний, они перескакивают с места на место – Кофе – По запаху – Они должны были попасть к нам в нос, они вылетели с поверхности зерен и находились в газообразном состоянии. – Слабые связи между молекулами. Молекулы носятся с огромной скорость на большом расстоянии. – Занимать весь предоставленный объем, легко сжиматься, так как между молекулами большие промежутки. – На перемене, когда многие бегают – Три состояния вещества, молекулы – Соотносят – Твёрдое в-во сохраняет форму и объём, трудно сжать; жидкое в-во обладает текучестью, принимает форму сосуда, в котором находится; газообразное в-во занимает весь предоставленный объём, легко сжать. – Молекулы, атом – Состоят из молекул - Твёрдые тела сохраняют объём и форму, жидкости меняют форму, но сохраняют объём. Газы не сохраняют ни форму, ни объём, занимает всё предоставленное пространство. Записывают д/з | Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Контроль Контроль Контроль |