Учебный предмет: физика
Класс: 7 класс
УМК: «Физика» Автор: А.В.Перышкин
Тема урока: «Строение вещества. Молекулы и атомы»
Место и роль урока в изучаемой теме: урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель урока | Содержательная: Рассмотрение вопросов строения вещества, строения молекул, формирование объективной необходимости изучения нового материала; Деятельностная: Формирование у учащихся новых способов деятельности (умение задавать и отвечать на действенные вопросы; обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность и свои знания). |
Задачи | Обучающие: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности. Развивающие: Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления. Воспитательные: Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения. |
Планируемый результат | Личностные УУД: • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. Регулятивные УУД: • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; • формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Учащиеся получат возможность научиться: Коммуникативные УУД: • организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, • использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. • построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; Учащиеся получат возможность научиться: Познавательные УУД: • построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; Учащиеся получат возможность научиться: ставить проблему, аргументировать её актуальность; • искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи. |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Биология История Математика Техника | Фронтальная Групповая Индивидуальная | УМК «Физика» А.В.Перышкин 7 класс, М., «Дрофа», 2017. http://class-fizika.narod.ru/vid.htm |
Технологическая карта урока по теме «Строение вещества. Молекулы и атомы»
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат | Универсальные учебные действия |
1 | Организационный | Организует деятельность по подготовке к уроку | Готовят рабочее место | Готовность к уроку | Личностные УУД: нравственно-этического оценивания КоммуникативныеУУД: умение слушать |
2 | Целеполагание и мотивация | Создает проблемную ситуацию, необходимую для постановки учебной задачи | Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу Систематизируют информацию Делают предположения Формулируют: что требуется узнать | Формулировка учащимися темы урока и определение целей урока | Познавательные УУД: Анализируют, работают самостоятельно |
3 | Первичное усвоение новых знаний («открытие» новых знаний) | Организует проведение эксперимента и обсуждение результатов | Наблюдение эксперимента, проведение собственных опытов, выдвижение гипотез, их обсуждение, формулирование выводов, их коррекция | Проведенный опыт, записанные выводы; вывод о строении вещества делают сами учащиеся | Личностные УУД: Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях Регулятивные УУД : Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; контроль способа действия и его результата; внесение необходимых дополнений и коррективов Познавательные УУД: Составление плана и последовательности действий; прогнозирование результата и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативный УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи |
4 | Первичная проверка понимания | Организует фронтальную проверку понимания нового материала | Отвечают на вопросы: что было бы, если бы не было молекул…; что было бы, если бы между молекулами не было промежутков… (при необходимости обсуждают варианты ответов в группах) | Понимание основных понятий и материала урока | Познавательные УУД: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли |
5 | Первичное закрепление новых знаний | Создает проблемную ситуацию, необходимую разрешить на основе учебного материала, изученного на уроке | Выполняют задание, вспоминают, воспроизводят фразы в письменной форме, соотносят с целевой установкой (при необходимости обсуждают варианты ответов в группах) | Через организацию самостоятельной практической работы учащиеся, самостоятельно делают выводы и объясняют полученные результаты | Регулятивные УУД : Самостоятельное активизирование мыслительных процессов, контроль правильности сопоставления информации, корректировка своих рассуждений Познавательные УУД: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли |
6 | Подведение итогов урока (рефлексия учебных знаний) | Организует обсуждение результатов занятия | Работают с раздаточным материалом, отвечают на вопросы (при необходимости обсуждают варианты ответов в группах). Формулируют выводы о достижении цели урока | Формулировка учащимися: достижение каких целей урока было достигнуто в ходе урока | Личностные УУД: Оценивание личностной значимости полученной на уроке информации с практической точки зрения Познавательные УУД: Умение обобщать, формулировать вывод |
7 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Объявляет Д/З: §§ 7-8; вопросы; кроссворд - наоборот; сообщение по теме «Интересные факты о молекулах» | Восприятие, осознание Д/З, запись | Запись учащимися Д/З в дневниках | Личностные УУД: Оценивание уровня сложности Д/З при его выборе для выполнения учащимся самостоятельно Регулятивные УУД: Организация учащимися своей учебной деятельности |
8 | Рефлексия учебных действий | Предлагает учащимся выбрать окончания фраз: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Меня удивило… | Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой | Анализ результатов собственной деятельности; определение существующих пробелов в полученных знаниях | Личностные УУД: Умение анализировать результаты собственной деятельности; определять существующие пробелы в полученных знаниях Регулятивные УУД: Организация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях; умение осуществлять самоконтроль и самооценку |
Конспект урока по теме «Строение вещества. Молекулы и атомы»
7 класс
Цель урока: Рассмотрение вопросов строения вещества, строения молекул, формирование объективной необходимости изучения нового материала.
Задачи:
– образовательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.
– развивающие: Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.
– воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности,
сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Методы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, демонстрации и практические задания, решение задачи физического содержания.
Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
Лабораторное оборудование для демонстрации опытов на столе учителя: яблоко, нож, резиновый мяч (воздушный надутый шарик), модель упругих пружин, две книги с вложенными друг в друга страницами, мензурка с водой, стакан с водой, стакан с окрашенной водой, мензурка со спиртом, закрытая колба с дымом,
Лабораторное оборудование для проведения опытов на парте учащихся: металлическая проволока, тетрадные листы, колба с водой, стакан, красящее вещество, пластилин, резина, капрон
ПЛАН УРОКА:
Организационный момент (1 мин);
Этап постановки цели и задачей урока (4 мин);
Этап получения новых знания (8 мин);
Этап исследовательской работы учащихся (15 мин);
Этап обобщения и закрепления нового материала (13 мин);
Заключительный этап: домашнее задание, итоги урока (2 мин);
Рефлексия (2 мин).
ХОД УРОКА
I. Организационная часть (приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя)
Здравствуйте, ребята! Впереди нас ждут интересные открытия. Готовы? Да! Тогда приступим…
II. Целеполагание и мотивация
Человек издавна пытался объяснить явления, происходящие в природе, познать не только слышимое, но и неслышимое, не только видимое, но и не видимое.
Все мы знаем, что вода может быть и жидкой (это её естественное состояние), и твердой – лёд (при температуре ниже 0°С), и газообразной – водяной пар (слайд № 1). Отличаются ли свойства воды, льда и водяного пара? Может кто-то и затрудняется ответить. Поэтому, рассмотрим ещё один пример: алмаз и графит, два тела состоящие их углерода (слайд № 2). Отличаются ли их свойства? Конечно, графит легко расслаивается – грифель карандаша тому подтверждение, алмаз – один из самых твердых пород. Чем можно объяснить такую разницу?
Молодцы! Чтобы ответить на этот вопрос, и на многие другие, необходимо знать внутреннее «устройство» тел.
Как вы думаете, какая тема урока «ожидает» нас сегодня?
Тема урока: Строение вещества. Молекулы и атомы.
Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: получить представление о внутреннем строении вещества, ответить на вопросы
1. Как доказать, что все вещества состоят из частиц?
2. Какими размерами и массами определяются частицы вещества?
3. Почему не видны частицы, из которых состоит вещество?
4. Почему твердые тела, состоящие из частиц, кажутся сплошными?
Откройте свои рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Строение вещества. Молекулы и атомы» (слайд № 3)
III. Первичное усвоение новых знаний
Вы не поверите, но вопросами внутреннего «устройства» тел задавалось человечество ещё в древние времена. Легенда гласит, что в Древней Греции в IV-V веках до н.э. ученый Демокрит (слайд № 4), держа в руке яблоко, задумался: сколько раз можно яблоко разрезать на части?
Правильно, деление яблока можно выполнять до какой-то малой части. Эту малую и неделимую часть Демокрит назвал атом, что в переводе с древнегреческого языка так и переводится «неделимый». Продолжили изучать строение вещества уже ученые XVIII века. Но с древних времен и до наших дней утверждение о строении вещества является одним из самых верных и значимых для изучения тепловых, электрических и квантовых явлений. Как же мы с вами можем сформулировать это утверждение.
Правильно. Все вещества состоят из мельчайших частиц - молекул.
Ребята, возьмите, пожалуйста, лист №1 «Строение вещества». Ваша цель: в ходе урока заполнить данную таблицу. Записываем первое утверждение. Теперь подумаем, как это утверждение можно доказать. Есть два способа: прямое (слайд № 5) и экспериментальное (слайд № 6). Микроскопов не было в Древней Греции, нет и у нас с вами, да и не в каждой физической лаборатории есть такое оборудование, поэтому воспользуемся вторым способом доказательства существования молекул.
Продемонстрируем опыт: опыт с мензурками с небольшим объемом воды и стаканом с окрашенной водой. При переливании воды из стакана в мензурку № 1, из мензурки № 1 в мензурку 2, из мензурки № 2 в мензурку № 3. Наблюдаем, что в мензурках вода окрашивалась, хоть и не так ярко как в стакане.
А теперь посмотрите на то оборудование, которое у вас на парте, и подумайте, что из это оборудования вы могли бы использовать для доказательства первого утверждения. Подумали, обсудили в парах, проделали, записали в таблицу.
Молодцы! Мир молекул уникален и удивителен. Вот еще один опыт (слайд № 7). В одну мензурку нальём 100 мл воды, а в другую – 100 мл подкрашенного спирта. Перельём жидкости из этих мензурок в третью (см. рисунок). Удивительно, но объём смеси получится не 200 мл, а меньше: 190 мл. Однако при этом масса смеси в точности равна сумме масс воды и спирта.
Почему же так происходит? Или воздушный шарик можно сжать без особого труда. Почему?
Между молекулами есть промежутки. Запишите в таблицу второе утверждение. Посмотрите на то оборудование, которое у вас на парте, и подумайте, что из это оборудования вы могли бы использовать для доказательства второго утверждения. Подумали, обсудили в парах, проделали, записали в таблицу)
Вывод: все вещества состоят из молекул и между молекулами есть промежутки! Но, все тела мы видим сплошными. (слайд № 8) Дело в том, что молекулы настолько малы, что оптической силы глаза не достаточно для видения молекул. Поможет в определении размера молекул эксперимент. (слайд № 9) Размер молекулы масла d=1,6·10¯⁹м=1,6 нм (нанометр).
Не смотря на свои столь малые размеры, молекулы состоят ещё из более мелких частиц – атомов. Например, наименьшая частица воды – молекула воды. (слайд № 10) Она состоит их трех атомов: двух атомов Н – водорода и одного атома О – кислорода. Знания об атомах сегодня в науке позволяют создавать не только автомобили или электромобили, но и наномобили. (слайд № 11)
Ученые доказали, что молекулы разных веществ отличаются друг от друга, а молекулы одного вещества - одинаковы. Молекулы воды одинаковы (слайд № 12), молекулы углерода в графите и алмазе одинаковы (слайд № 13). На вопрос: почему отличаются свойства этих тел, мы ответим с вами на следующих наших уроках…
IV. Первичная проверка понимания
У нас осталась последняя колонка таблицы не заполненная. Подумайте, что было бы, если бы не было молекул? Что было бы, если бы не было промежутков между молекулами?
Подумали, обсудили в парах, записали в таблицу
Ребята, встаньте, пожалуйста, кто полностью справились с этим заданием. Спасибо!
V. Физкультминутка: упражнения на снятие мышечного напряжения.
VI. Первичное закрепление новых знаний: Видео вопрос «Тепловое расширение твердого тела» http://class-fizika.narod.ru/vid.htm (слайд № 14)
Просмотр видео с отключением звука. Ребятам предлагается ответить на вопросы: Что будет дальше? (видео останавливается на моменте нагревания шара); Прокомментируйте видеоролик.
Подумали, обсудили в парах.
VII. Подведение итогов урока
«Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей». Эти слова принадлежат русскому ученому М.В.Ломоносову.
Подведем итоги урока. Для этого выполним следующие задания: (слайд № 15-16)
Сегодня знания о молекулах вещества заложены в основу атомной и ядерной физики, давшие возможность развиваться нано технологиям.(слайд № 17) На следующих уроках мы продолжим изучать характеристики молекул и сможем ответить на вопросы: почему вода, водяной пар и лед (алмаз и графит) состоят из одинаковых молекул, но свойства имеют различные, почему распространяются запахи и окрашиваются жидкости. И сможем заполнить таблицу № 1 полностью.
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Задание на дом:
– §§ 7-8; вопросы;
– кроссворд.
В ходе нашего урока вы показали себя наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.
Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?».
Спасибо, ребята, за совместную работу. До встречи!
Главной методической целью урока при системно-деятельностном обучении является создание условий для проявления познавательной активности учеников. В связи с чем изменяется и характер деятельности учителя и характер деятельности ученика:
1. При проведении организационного момента прозвучало не только приветствие, проведена проверка готовности к уроку, но и было обращено внимание на создание эмоционального настроя учащихся;
2. На этапе урока целеполагание и мотивация учащиеся формулируют
тему урока и цели урока самостоятельно;
3. На этапе урока «открытия» знаний вывод о строении вещества делают сами учащиеся;
4. На этапе урока первичное усвоение новых знаний, первичная проверка понимания, через организацию самостоятельной практической работы учащиеся, самостоятельно делают выводы и объясняют полученные результаты.
5. При первичном закреплении учащиеся подводят итог урока.
6. Этап урока информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению проводится.
7. На этапе рефлексия (подведение итогов занятия): Предлагается учащимся ответить на «вопросы»:
• Сегодня я узнал…
• Было интересно…
• Было трудно…
• Я понял, что…
• Я научился…
• Меня удивило…
• Мне захотелось…»,т.е дается оценка своей учебной деятельности на уроке.