ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Собор в Реймсе. Франция.
- Готические соборы очень высоки и тянутся к небу бесчисленными стрелами и башен и башенок, заостренных арок. Готические соборы не только высоки, но и очень протяженны.
Собор в Кёльне. Германия.
- В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто ассиметричен, неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.
Собор в Шартре. Франция. XII - XIV в.
- Собор и внутри и снаружи населен массой скульптур, в Шартрском (Франция) соборе около 200 тыс. одних статуй. Они занимают не только порталы, галереи и капители колонн, но взбираются на кровли, карнизы, таятся под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях.
Конструкция храма
- Вся воздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки, при которой здание представляет собой каркас, скелет из стрельчатого свода, аркбутанов и контрфорсов.
- Уступами высятся массивные опорные столбы – контрфорсы, а в промежутках между ними – выше и дальше – бесконечно сложная, изменчивая игра ажурных форм. Арки, галереи, башни, какие – то площадки с аркадами, двойные аркбутаны (перекидные арки), громадные окна .
Готический собор – целый мир.
- Стены как таковой нет . На её месте появляются сквозные галереи, аркады, огромные окна.
-Собор в Кёльне. Интерьер,
-Свод галереи. Германия.
«Королевский портал» (1145 – 1155 гг.) собора в Шартре – яркий образец готической скульптуры.
Синтез искусств
Персонажи Ветхого завета. Скульптуры в соборе в Шартре. XII – XIV вв.
- Готический собор идеальным образом подходил для синтеза искусст: скульптур, витражей , резьбы по камню, кости и тд.
Вечная борьба
- Борьба сил добра и зла была обычным мотивом средневековых зодчих и скульпторов. Встречаются подобные изображения и в соборе в Шартре.
- Собор в Шартре славился также своими витражами, которые занимали площадь более двух с половиной тысяч квадратных метров.
Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика, - и радостный и первый –
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт , непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес.
Но чем внимательней, твердыня NOTRE DAME ,
Я изучил твои чудовищные ребра, -
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам…
NOTRE DAME
Форма окна в готическом стиле
Вывод:
- В образе готического собора проявлялось представление о мире – динамическая устремленность ввысь всех форм была порождена « стремлением души к небу »
- В этом важную роль играло оформление собора. Техника витража, позволяющая сочетать цветовое и световое начало живописи, сообщала композициям повышенную эмоциональность, преображая весь интерьер собора.
- Создать эскиз любого строения готики