План-конспект урока по трудовому обучению 6 класс
Тема урока: «Строгание заготовок из древесины»
Цели урока:
обучающая – ознакомление с процессом строгания рубанком и другими инструментами для выполнения этой операции;
воспитательная – воспитание сознательной дисциплины, аккуратности и внимательности при выполнении строгания деталей;
развивающая – развитие умений и навыков работы с рубанком.
Материально-техническое оснащение:
для учителя: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация «Строгание древесины», образцы изделий, план-конспект урока, технологическая карта
для учеников: рубанки, ножовки, заготовка из древесины, тетрадь ,учебник, наждачная бумага, угольники, линейки.
Оформление классной доски: тема урока, новые слова, устройство рубанка.
План урока:
1) организационный момент 1-2 мин;
2) сообщение целей и задач урока учащимся 2-3 мин;
3) сообщение нового материала при просмотре мультимедийной презентации 20 мин;
4) правила безопасности 2 мин;
5) вводный инструктаж по ТБ и определение задания 3-4 мин;
6) самостоятельная работа учащихся, текущий инструктаж 45 мин;
7) закрепление изучаемого материала;
8) подведение итогов, заключительный инструктаж 4-5 мин.
Время проведения: 90 минут
1. Организационный момент (2 мин)
- Проверка явки учащихся по журналу.
- Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей).
- Проверка внешнего вида (спецодежды).
2. Сообщение темы урока (предварительно записанной на доске).(2 мин)
- Постановка целей и производственных задач перед учащимися.
3. Объяснение нового материала (20 мин)
Рубанки бывают двух видов: деревянный рубанок, и металлический.
Основная деталь рубанков – колодка. Конструкция колодки зависит от материала, из которого она изготовлена: древесины или металла (рис. 1).
Рис. 1 – Устройство рубанков: а – с деревянной колодкой; б – с металлической колодкой: 1 – колодка, 2 – подошва, 3 – пятка, 4 – упор, 5 – нож, 6 – клин,
7 – леток, 8 – рожок, 9 – носок, 10 –ручка, 11 – винт, 12 - рукоятка
Рабочим органом рубанков служит нож – стальная заострённая пластина. Он закрепляется в колодке с помощью клина 6 или винта с металлической пластиной 11. Рубанок держат одной рукой за рожок 8 или ручку 10. А другая рука охватывает упор 4 или рукоятку 12. Нижняя сторона колодки называется подошвой 2. У колодки деревянного рубанка есть ещё такие элементы как носок 9, пятка 3 и леток 7 (для выхода стружки).
Черновое строгание.
Для первоначального чернового грубого строгания используют шерхебель. У него нож узкий с закруглённым лезвием. Это дает возможность строгать заготовку вдоль и поперек волокон, срезая без особых усилий толстый слой древесины.
Чистовое строгание.
Чистовое строгание выполняют вдоль волокон рубанком с одиночным или двойным ножом. Лезвие ножей заточены по прямой линии. У рубанка с двойным ножом имеется стружколоматель.
Наладка рубанка (шерхебеля).
Прежде чем начинать строгание, следует выяснить, правильно ли налажен рубанок. Его поднимают подошвой вверх на уровень глаз и смотрят, как поставлен нож. При правильной установке ножа его лезвие над подошвой просматривается без перекосов. У шерхебеля нож выступает на 1-3 мм, у рубанков с одиночным и двойным ножом – на 0,1-0,3 мм.
Технологическая операция строгание.
Начало строгания древесины. Хватка инструмента и рабочее положение (рис. 2). Строгать следует на весь размах рук, с силой посылая рубанок вперед. В начале движения его прижимают левой рукой, в конце – правой.
а б
Рис. 2 – Строгание древесины: а – хватка рубанка; б – распределение усилий
Проверка качества строгания “на просвет”, линейкой перемещают по пласти (рис. 3, а) или угольником по кромке обрабатываемой заготовки (рис. 3, б).
а б
Рис. 3 – Контроль качества строгания: а – пласти; б - кромки
Профессии.
На деревообрабатывающих предприятиях строгание ручными и электрическими рубанками выполняют столяры и плотники, а на станках – станочники строгальных станков.
4. Правила безопасной работы (2 мин)
Надёжно закреплять заготовку на столярном верстаке.
Работать исправным рубанком с остро заточенным ножом.
Крепко удерживать рубанок при строгании.
При перемещении рубанка не касаться руками заготовки.
При перерывах в работе класть рубанок необходимо в лоток столярного верстака лезвием ножа от себя.
5. Водный инструктаж по Т.Б. и определение задания ( 3-4мин.)
6. Практическая работа и текущий инструктаж (38 мин.)
- Расстановка учащихся по рабочим местам.
- Выдача задания и контроль работы.
- Проведение целевых обходов рабочих мест
7.Закрепление изучаемого материала ( 5мин.)
8. Заключительный инструктаж (5 мин)
- Указание типичных ошибок.
- Отметка лучших работ.
- Сообщение оценки качества работы каждого учащегося.
- Выдача домашнего задания.
9. Уборка рабочих мест (2 мин)
- Осуществление проверки проведения уборки на рабочих местах учащихся.