СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строгание древесины

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: обучающая – ознакомление с процессом строгания рубанком и другими инструментами для  выполнения этой операции; воспитательная – воспитание сознательной дисциплины, аккуратности и внимательности при выполнении строгания деталей; развивающая – развитие умений и навыков работы с рубанком.

Просмотр содержимого документа
«Строгание древесины»

План-конспект урока по трудовому обучению 6 класс

 

Тема урока: «Строгание заготовок из древесины»
Цели урока:
обучающая – ознакомление с процессом строгания рубанком и другими инструментами для  выполнения этой операции;
воспитательная – воспитание сознательной дисциплины, аккуратности и внимательности при выполнении строгания деталей;
развивающая – развитие умений и навыков работы с рубанком.

Материально-техническое оснащение:

для учителя: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация «Строгание древесины», образцы изделий, план-конспект урока, технологическая карта

для учеников: рубанки, ножовки, заготовка из древесины, тетрадь ,учебник, наждачная бумага, угольники, линейки.

Оформление классной доски: тема урока, новые слова, устройство рубанка.



План урока:

1)      организационный момент 1-2 мин;

2)      сообщение целей и задач урока учащимся 2-3 мин;

3)      сообщение нового материала при просмотре мультимедийной презентации 20 мин;

4)      правила безопасности 2 мин;

5)      вводный инструктаж по ТБ и определение задания 3-4 мин;

6)      самостоятельная работа учащихся, текущий инструктаж  45 мин;

7)      закрепление изучаемого материала;

8)      подведение итогов, заключительный инструктаж 4-5 мин.



Время проведения: 90 минут



1. Организационный момент (2 мин)
- Проверка явки учащихся по журналу.
- Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей).
- Проверка внешнего вида (спецодежды).


2. Сообщение темы урока (предварительно записанной на доске).(2 мин)

- Постановка целей и производственных задач перед учащимися.

 

3.  Объяснение нового материала (20 мин)

 Рубанки бывают двух видов: деревянный рубанок, и металлический.

Основная деталь рубанков – колодка. Конструкция колодки зависит от материала, из которого она изготовлена: древесины или металла (рис. 1).

Рис.  1 – Устройство рубанков: а – с деревянной колодкой; б – с металлической колодкой: 1 – колодка, 2 – подошва, 3 – пятка, 4 – упор, 5 – нож, 6 – клин,

7 – леток, 8 – рожок, 9 – носок, 10 –ручка, 11 – винт, 12 - рукоятка

Рабочим органом рубанков служит нож – стальная заострённая пластина. Он закрепляется в колодке с помощью клина 6 или винта с металлической пластиной 11. Рубанок держат одной рукой за рожок 8 или ручку 10. А другая рука охватывает упор 4 или рукоятку 12. Нижняя сторона колодки называется подошвой 2. У колодки деревянного рубанка есть ещё такие элементы как носок 9, пятка 3 и леток 7 (для выхода стружки).

Черновое строгание.

Для первоначального чернового грубого строгания используют шерхебель. У него нож узкий с закруглённым лезвием. Это дает возможность строгать заготовку вдоль и поперек волокон, срезая без особых усилий толстый слой древесины.

Чистовое строгание.

Чистовое строгание выполняют вдоль волокон рубанком с одиночным или двойным ножом. Лезвие ножей заточены по прямой линии. У рубанка с двойным ножом имеется стружколоматель.

Наладка рубанка (шерхебеля).

Прежде чем начинать строгание, следует выяснить, правильно ли налажен рубанок. Его поднимают подошвой вверх на уровень глаз и смотрят, как поставлен нож. При правильной установке ножа его лезвие над подошвой просматривается без перекосов. У шерхебеля нож выступает на 1-3 мм, у рубанков с одиночным и двойным ножом – на 0,1-0,3 мм.

Технологическая операция строгание.

Начало строгания древесины. Хватка инструмента и рабочее положение (рис. 2). Строгать следует на весь размах рук, с силой посылая рубанок вперед. В начале движения его прижимают левой рукой, в конце – правой.

а б


Рис. 2 – Строгание древесины: а – хватка рубанка; б – распределение усилий


Проверка качества строгания “на просвет”, линейкой перемещают по пласти (рис. 3, а) или угольником по кромке обрабатываемой заготовки (рис. 3, б).

а б

Рис. 3 – Контроль качества строгания: а – пласти; б - кромки

Профессии.

На деревообрабатывающих предприятиях строгание ручными и электрическими рубанками выполняют столяры и плотники, а на станках – станочники строгальных станков.


4. Правила безопасной работы (2 мин)

Надёжно закреплять заготовку на столярном верстаке.

 Работать исправным рубанком с остро заточенным ножом.

Крепко удерживать рубанок при строгании.

При перемещении рубанка не касаться руками заготовки.

При перерывах в работе класть рубанок необходимо в лоток столярного верстака лезвием ножа от себя.

  

5. Водный инструктаж по Т.Б. и определение задания ( 3-4мин.)

 

6. Практическая работа и текущий инструктаж (38 мин.)
- Расстановка учащихся по рабочим местам.
- Выдача задания и контроль работы.
- Проведение целевых обходов рабочих мест

7.Закрепление изучаемого материала ( 5мин.)

 
8. Заключительный инструктаж (5 мин)
- Указание типичных ошибок.
- Отметка лучших работ.
- Сообщение оценки качества работы каждого учащегося.
- Выдача домашнего задания.
9. Уборка рабочих мест (2 мин)
- Осуществление проверки проведения уборки на рабочих местах учащихся.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!