Строи, команды и обязанности военнослужащего перед по-строением и в строю
1.1. Строй и его элементы
Содержание данного вопроса изучается на самом первом занятии, иначе в дальнейшем невозмож-но будет требовать от обучаемых качественного усвоения последующих тем. Первое, что необходимо усвоить обучаемым – это понять, что такое строй.
Руководитель доводит до обучаемых, что Строй - установленное Уставом размещение военно-служащих, подразделений и воинских частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.
Командир уточняет, что для отделения и взвода существуют развернутые одношереножный и двухшереножный строи, а также походный строй отделения в колонну по одному и в колонну по два и походный строй взвода – в колонну по три и по четыре.
Для показа элементов одношереножного (двухшереножного) сомкнутого (разомкнутого) и поход-ного строя отделения в колонну по одному (по два), руководитель выстраивает одно отделение в одну (две) шеренги или в колонну по одному (по два) перед строем взвода, разместив обучаемых по росту (ранжиру).
Развернутый одношереножный строй отделения.
Для построения отделения в развернутый одношереножный строй командир подает команду, на-пример: «Первое отделение, в одну шеренгу – СТАНОВИСЬ». Построив подразделение в одну шеренгу, он уточняет: «Строй, в котором вы сейчас стоите, это развернутый одношеренож-ный строй».
Одношереножный строй (шеренга) и его элементы
После чего он объясняет, показывает и дает определения: шеренге, флангу и фронту, тыльной сто-роне строя, интервалу и ширине строя.
Шеренга - строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.
Линия машин - строй, в котором машины размещены одна возле другой на одной линии.
Фланг - правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.
Фронт - сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины - лобовой частью).
Тыльная сторона строя - сторона, противоположная фронту . Интервал - расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и во-инскими частями.
Командир подчеркивает, что в сомкнутом строю, в котором сейчас находятся обучаемые, интерва-лы между локтями рядом стоящих солдат равны ширине ладони и приказывает всем установить этот интервал.
Ширина строя - расстояние между флангами.
Походный строй отделения в колонну по одному.
Для изучения элементов походного строя отделения руководитель поворачивает отделение напра-во и уточняет: «Строй, в котором вы сейчас стоите, это походный строй отделения в колонну по одному».
Затем он объясняет, показывает и дает определения: походному строю, колонне, направляющему, замыкающему, дистанции и глубине строя.
Походный строй - строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в ко-лоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром. Походный строй применяется для передвижения подразделений при совершении марша, прохож-дения торжественным маршем, с песней, а также в других необходимых случаях.
Колонна - строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) - одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром. Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более.
Колонны применяются для построения подразделений и воинских частей в развернутый или по-ходный строй.
Направляющий - военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие (подраз-деления, машины).
Замыкающий - военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне . Дистанция - расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и во-инскими частями.
Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до послед-ней шеренги ( позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах - расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).
Развернутый двухшереножный строй отделения.
Для построения отделения в развернутый двухшереножный строй командир подает команду, на-пример: «Первое отделение, в две шеренги – СТАНОВИСЬ». Построив подразделение в две шеренги, он уточняет: «Строй, в котором вы сейчас стоите, это развернутый двухшеренож-ный строй».
Двухшереножный строй и его элементы
двухшереножном строю командир показывает первую и вторую шеренги и уточняет, что при поворотах строя их название не изменяется. Он еще раз объясняет, показывает и дает определе-ния: дистанции и глубине строя, дает определение и показать что такое ряд (полный и неполный), объясняет действия военнослужащего неполного ряда при повороте строя кругом.
Двухшереножный строй - строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в за-тылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются.
Ряд - два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд
10
называется неполным.
При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впе-реди стоящую шеренгу.
Заканчивая изучение данного вопроса, командир говорит о том, что одношереножный и двухше-реножный строи могут быть сомкнутыми или разомкнутыми.
сомкнутом строю, рассмотренном выше, военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.
разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.
Для показа разомкнутого строя командир размыкает двухшереножный строй, не указывая (или указывая) интервал и поясняет, что в первом случае военнослужащие размыкаются на один шаг, а во втором на указанное количество шагов.
Для размыкания на один шаг руководитель подает команду, например: «Отделение, вправо (вле-во, от средины), разом-КНИСЬ (бегом, разом-КНИСЬ)», или указывает количество шагов для размыкания, например: «Отделение, вправо (влево, от средины) на три шага, разом-КНИСЬ
(бегом, разом-КНИСЬ)».
Походный строй отделения в колонну по два. Для изучения элементов походного строя отде-ления в колонну по два руководитель поворачи-вает отделение направо и уточняет: «Строй, в котором вы сейчас стоите, это походный строй отделения в колонну по два».
Затем он напоминает, показывает и дает опре-деления: колонне , направляющему, замыкаю-щему , дистанции, глубине строя и поясняет что такое походный строй.
Элементы строя взвода командор объясняет, показывает и дает им определения по методике
Походный строй изложенной выше. Для этого он строит взвод в одну, затем в две шеренги, в колонну по три (по четыре).
1.2. Команды для управления строями
Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом, сигналами и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвиж-ных средств.
Команды и приказания могут передаваться по колонне через командиров подразделений и назна-ченных наблюдателей.
строю старший командир находится там, откуда ему удобнее командовать. Остальные команди-ры подают команды, оставаясь на местах, установленных Уставом или старшим командиром. Командирам подразделений от роты и выше в походном строю батальона и полка разрешается вы-ходить из строя только для подачи команд и проверки их исполнения.
Команда разделяется на предварительную и исполнительную; команды могут быть и только ис-полнительные.
Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.
По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строе-вую стойку, в движении переходят на строевой шаг, а вне строя поворачиваются в сторону на-чальника и принимают строевую стойку.
При выполнении приемов с оружием в предварительной команде при необходимости указывается наименование оружия.
Например: «Автоматы на - ГРУДЬ». «Пулеметы на ре-МЕНЬ» и т. д.
Исполнительная команда подается после паузы, громко, отрывисто и четко. По исполнительной
11
команде производится немедленное и точное ее выполнение.
целью привлечь внимание подразделения или отдельного военнослужащего в предварительной команде при необходимости называется наименование подразделения или звание и фамилия воен-нослужащего.
Например: «Взвод (3-й взвод) - СТОЙ». «Рядовой Петров, кру-ГОМ».
Голос при подаче команд должен соразмеряться с шириной и глубиной строя, а доклад произно-ситься четко, без резкого повышения голоса.
Команды, относящиеся ко всем подразделениям, принимаются и немедленно исполняются всеми командирами подразделений.
Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда «ОТСТАВИТЬ». По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.
При обучении допускаются выполнение указанных в Уставе строевых приемов и движение по разделениям, а также с помощью подготовительных упражнений.
Например: «Автомат на грудь, по разделениям: делай - РАЗ, делай - ДВА, делай - ТРИ». «На-
право, по разделениям: делай - РАЗ, делай - ДВА».
Построение подразделений производится по команде «СТАНОВИСЬ», перед которой указывает-ся порядок построения.
Например: «Отделение, в одну шеренгу - СТАНОВИСЬ».
По этой команде военнослужащий должен быстро занять свое место в строю, набрать установлен-ные интервал и дистанцию, принять строевую стойку.
При подаче команд для подразделений родов войск и специальных войск вместо наименований «отделение», «взвод», «рота», «батальон» и «полк» указываются наименования подразделений и воинских частей, принятые в родах войск и в специальных войсках видов Вооруженных Сил.
1.3. Обязанность военнослужащего перед построением и в строю
Командир доводит до обучаемых обязанности военнослужащих перед построением и в строю (ст.
26 СУ ВС РФ – 2006г.).
Военнослужащий обязан:
проверить исправность закрепленных за ним оружия и боеприпасов, вооружения и военной тех-ники, средств индивидуальной защиты и индивидуальной бронезащиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения;
аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь това-рищу устранить замеченные недостатки;
знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его; в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию; соблюдать требования безопасности; не выходить из строя (машины) без разрешения;
в строю без разрешения не разговаривать и не курить; быть внимательным к приказаниям и ко-мандам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим;
передавать приказания, команды без искажений, громко и четко.
Разъясняя обязанности военнослужащих перед построением (первые два пункта обязанностей), руководитель доводит до сознания обучаемых, что эти действия выполняются для того, чтобы быть полностью готовым быстро занять свое место в строю по первой команде командира. При этом он поясняет:
что такое средства индивидуальной защиты и индивидуальной бронезащиты, шанцевый инст-румент, снаряжение и как они готовятся;
что значит аккуратно заправить обмундирование;
особо подчеркивает, что «помочь товарищу устранить замеченные недостатки» необходимо пе-ред построением, а не в строю.
Объясняя обязанности военнослужащих в строю, руководитель доводит до подчиненных, что ка-ждый, находящийся в строю, постоянно выполняет какую-либо команду, поданную командиром. Это является обязательным условием нахождения в строю, не выполнение же команды командира
12
может повлечь применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему.
Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Головные уборы (Головной убор) – СНЯТЬ (НАДЕТЬ)»
Для изучения команд «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», и строевых приемов «Головные уборы (Головной убор) – СНЯТЬ (НАДЕТЬ)» командир строит подразделение в одну шеренгу и, выйдя перед серединой строя, знакомит обучаемых с этими командами и приемами.
Команды «Становись», «Смирно», «Вольно» и «Заправиться» изучаются в комплексе, также, как и приемы «Головные уборы (Головной убор) – СНЯТЬ (НАДЕТЬ)». Последовательность изучения вопросов занятия может быть следующей:
2.1. Изучение команд: «Становись» («Смирно»), «Вольно», «Заправиться».
| Последовательность | | Методические указания, |
| | обучения | | | действия руководителя занятия и обучаемых |
I. Знакомит обучаемых | со строевым приемом: |
1 | | Называет команды | 1. | «Становись»; |
| | | | | 2. | «Смирно»; |
| | | | | 3. | «Вольно»; |
| | | | | 4. | «Заправиться». |
2 | | Объясняет, | где | и в | 1. Команды «Становись» и «Смирно» применяются для принятия строе- |
| | каких случаях | эти | вой стойки. |
| | команды | применя- | Строевая стойка принимается в следующих случаях: |
| | ются | | | - по команде; |
| | | | | - при отдании и получении приказа; |
| | | | | - при докладе; |
| | | | | - во время исполнения Государственного гимна Российской Федера- |
| | | | | ции; |
| | | | | - при выполнении воинского приветствия; |
| | | | | - при подаче команд. |
| | | | | 2. Команды «Вольно» и «Заправиться» применяются: первая для того, |
| | | | | чтобы не сходя с места стать свободно, ослабить в колене правую или |
| | | | | левую ногу, а вторая - не оставляя своего места в строю, поправить |
| | | | | оружие, обмундирование и снаряжение. |
3 | | Доводит | команды, | 1. | Строевая стойка принимается по команде «СТАНОВИСЬ» или |
| | по которым выпол- | «СМИРНО». |
| | няются | строевые | 2. Чтобы стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу по- |
| | приемы | | | дается команда «ВОЛЬНО», а чтобы поправить оружие, обмундирова- |
| | | | | ние и снаряжение в строю - «ЗАПРАВИТЬСЯ». |
4 | | Образцово | показы- | Командир показывает выполнение команд так, чтобы обучаемые видели |
| | вает выполнение ко- | их выполнение с различных сторон. Для этого при показе он поворачи- |
| | манд в целом | | вается к строю левым, а затем правым боком и кругом. |
| | | | | При личном показе руководитель командует: «Показываю. Команды |
| | | | | подаю себе. Смотрите». Сначала подает команду: «СМИРНО» или |
| | | | | «СТАНОВИСЬ» и показывает выполнение этого приема. Затем пово- |
| | | | | рачивается направо, по команде «ВОЛЬНО» ослабляет в колене пра- |
| | | | | вую или левую ногу, а по команде «ЗАПРАВИТЬСЯ» поправляет об- |
| | | | | мундирование. Снова по команде «СМИРНО» или «СТАНОВИСЬ» |
| | | | | принимает строевую стойку. Таким же образом он осуществляет показ |
Последовательность
обучения
5 Доводит порядок выполнения команд согласно требовани-ям Строевого устава
Показывает выпол-нение команд в мед-ленном темпе и по разделениям
13
Методические указания,
действия руководителя занятия и обучаемых приемов и с других сторон.
Руководитель может вызвать для показа строевых приемов наиболее подготовленного сержанта или солдата подразделения. В этом случае сержант (солдат) выполняет приемы по его командам.
При выполнении команд «СТАНОВИСЬ» или «СМИРНО» необходи-мо:
-стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни;
-ноги в коленях выпрямить, но не напрягать;
-грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед;
-живот подобрать; плечи развернуть;
-руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра;
-голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка;
-смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.
Строевая стойка
По команде «ВОЛЬНО» стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разгова-ривать.
По команде «ЗАПРАВИТЬСЯ», не оставляя своего места в строю, по-править оружие, обмундирование и снаряжение. При необходимости выйти из строя за разрешением обратиться к непосредственному на-чальнику.
Перед командой «ЗАПРАВИТЬСЯ» подается команда «ВОЛЬНО». Закончив показ приемов в целом, и рассказав, как эти приемы выпол-няются, командир показывает порядок выполнения наиболее сложной команды «становись» («смирно) в медленном темпе и по разделениям с использованием подготовительных упражнений; одновременно с этим кратко поясняет свои действия.
Подготовительные упражнения для выполнения команд «СТАНО-ВИСЬ» или «СМИРНО» рекомендуется отрабатывать в следующей последовательности:
-сведение носков и развертывание их на ширину ступни на два счета;
-приподнимание груди с подачей корпуса несколько вперед с развертыванием плеч и опусканием рук посередине бедер;
-приподнимание тела на носках ног и опускание на всю ступню.
Для показа каждого подготовительного упражнения руководитель ко-мандует: «Показываю. Команду подаю себе. Смотрите». Подает ко-манду на выполнение очередного приема по разделениям, показывает
| | | | | 14 | | |
| | | | Методические указания, | |
Последовательность | | |
обучения | действия руководителя занятия и обучаемых | |
| | прием в медленном темпе, кратко поясняет свои действия и порядок | |
| | выполнения приема. | | | | |
| | | | | Сведение носков и развертывание их | | | |
| | Подготовительное упражнение № 1 | | |
| | на ширину ступни на два счета | | | |
| | | | | | | |
| | Цель: | | Команды: | | | | |
| | научить | безоши- | «Носки свести, делай | Свести носки ног вместе | | | |
| | бочно и без на- | – РАЗ, | | | | |
| | клона головы вниз | | | | | |
| | носки развести, делай | Развести носки ног на ширину ступ- | | | |
| | ставить носки ног | | | |
| | на ширину ступни | – ДВА» | ни, при этом стоять прямо, без на- | | | |
| | | | | пряжения, голову держать высоко и | | | |
| | | | | прямо, не выставляя подбородка, | | | |
| | | | | смотреть прямо перед собой | | | |
Далее под следующий счет «делай - РАЗ, делай – ДВА и т.д. прием по-вторяется до команды «ОТСТАВИТЬ».
При выполнении упражнения командир держит голову высоко и прямо, вниз не смотрит, а носки ног разводит на ширину ступни.
Закончив показ, он выполняет команду «ВОЛЬНО», а затем «ЗАПРА-ВИТЬСЯ».
| | | | | Приподнимание груди с подачей | |
Подготовительное упражнение № 2 | корпуса несколько вперед с развер- | |
тыванием плеч и опусканием рук по- | |
| | | | | |
| | | | | середине бедер | |
Цель: | | | Команды: | | |
закрепить навыки | «Грудь | приподнять, | Сделать глубокий вдох и в таком по- | |
в принятии | кор- | живот | подобрать, | ложении задержать грудную клетку, | |
пусом | тела | поло- | плечи | развернуть, | сделать выдох и продолжать дыхание | |
жения | как | при | корпус | тела подать | с приподнятой грудью. Приподняв | |
строевой стойки | вперед, делай - РАЗ, | грудь, корпус тела следует немного | |
| | | | | подать вперед и подобрать живот, а | |
| | | | | плечи развернуть. Руки при этом | |
| | | | | опустить так, чтобы кисти, обращен- | |
| | | | | ные ладонями внутрь, были сбоку и | |
| | | | | посередине бедер, а пальцы полусо- | |
| | | | | гнуты и касались бедер | |
| | | принять | первоначаль- | Принять положение «вольно» | |
| | | ное положение, делай | | |
| | | – ДВА» | | | |
Далее под следующий счет «делай - РАЗ, делай - ДВА и т.д. прием по-вторяется до команды «ОТСТАВИТЬ».
Чтобы проверить правильность положения головы, командир выполня-ет команду на счет «РАЗ» и, не опуская головы, смотрит вниз перед со-бой. При правильном положении головы он должен видеть на плацу са-мую близкую точку в двух-трех шагах от своих ног любое другое поло-жение головы будет неправильным.
Закончив показ, он выполняет команду «ВОЛЬНО», а затем «ЗАПРА-ВИТЬСЯ».
Подготовительное упражнение № 3 | Приподнимание тела на носках ног и | |
опускание на всю ступню | |
| | | | | |
Цель: | | | | Команды: | | |
Научиться | пере- | «Тело подать вперед, | Приподняться на носки (рис. а) | |
носить | центр | тя- | приподняться на нос- | | |
жести | тела | с | пя- | ках, делай - РАЗ, | | |
15
Последовательность | | Методические указания, |
обучения | действия руководителя занятия и обучаемых |
| | ток к носкам | | |
| | | | |
Подготовительное упражнение № 3 | Приподнимание тела на носках ног и | |
опускание на всю ступню | |
| | | |
| Медленно | опуститься | Не изменяя наклона корпуса, опус- | |
| на всю ступню, не от- | титься на всю ступню (рис. б), сохра- | |
| клоняя тела назад, де- | няя положения тела | |
| лай - ДВА, | | Принять положение «вольно» | |
| принять | положение | |
| «вольно», делай - | | |
| ТРИ» | | | |
Далее под следующий счет «делай - РАЗ, делай - ДВА, делай - ТРИ» и т.д. прием повторяется до команды «ОТСТАВИТЬ».
Изучение строевой стойки по элементам:
- проверка правильности положения корпуса; б - положение корпуса при строевой стойке; в - отличие строевой стойки от положения «вольно».
Закончив показ, он выполняет команду «ВОЛЬНО», а затем «ЗАПРА-ВИТЬСЯ».
Разучивает строевой прием:
1 | По разделениям | Разучивание подготовительных упражнений для закрепления отдель- |
| | ных элементов строевой стойки перед ее тренировкой и команд «воль- |
| | но» и «заправиться» командир проводит по мере показа этих приемов. |
| | Он находится перед строем подразделения, подает команды на начало и |
| | прекращение отработки упражнений и команд, контролирует порядок |
| | их выполнения, добивается устранения выявленных недостатков и про- |
| | водит индивидуальное обучение подчиненных. |
| | Разучивание подготовительных упражнений осуществляет по методике |
| | изложенной выше. |
| | Для разучивания подготовительных упражнений и команд подразделе- |
| | ние выстраивается в одну шеренгу с интервалом между военнослужа- |
| | щими 2-4 шага. |
| | Для построения подразделения командир подает команду, например: |
| | «Отделение, в одну шеренгу – СТАНОВИСЬ», размыкает отделение |
| | на 2-4 шага или, если отделение уже находится в одношереножном |
| | строю, только размыкает его. |
| | Упражнения по разделениям повторяются неоднократно до полного их |
| | усвоения. |
| | Заметив ошибку в выполнении приема одним из солдат, командир под- |
| | ходит к нему и, находясь рядом с ним, тренирует (обучает) его. Осталь- |
| | 16 | |
| | Методические указания, | |
Последовательность | |
| обучения | действия руководителя занятия и обучаемых | |
| | ной личный состав отделения в это время продолжает тренировку само- | |
| | стоятельно, проверяя, насколько правильны их действия и не допущена | |
| | ли ими такая же ошибка. | |
| | Если в ходе разучивания одну и ту же ошибку допускают несколько | |
| | обучаемых, командир прекращает тренировку командой «ОТСТА- | |
| | ВИТЬ» (в движении «СТОЙ») и вновь показывает порядок выполнения | |
| | приема, после чего возобновляет выполнение приема от начала или от | |
| | предыдущего счета. | |
2 | В целом | Для изучения строевых приемов в целом командир подает команду, на- | |
| | пример: «Отделение - СМИРНО», а после правильного выполнения | |
| | этой команды – «ВОЛЬНО» и «ЗАПРАВИТЬСЯ». | |
| | Заметив ошибку в выполнении приема одним из солдат, командир под- | |
| | ходит к нему и, находясь рядом с ним, тренирует (обучает) его. Осталь- | |
| | ной личный состав отделения в это время продолжает тренировку само- | |
| | стоятельно, проверяя, насколько правильны их действия и не допущена | |
| | ли ими такая же ошибка. | |
| | Если в ходе разучивания одну и ту же ошибку допускают несколько | |
| | обучаемых, командир прекращает тренировку командой «ОТСТА- | |
| | ВИТЬ» (в движении «СТОЙ») и вновь показывает порядок выполнения | |
| | приема, после чего возобновляет выполнение приема от начала или от | |
| | предыдущего счета. | |
Проводит тренировку выполнения строевого приема в составе подразделения:
Тренировку в выполнении приема в составе подразделения командир проводит по командам «СТАНОВИСЬ» или «СМИРНО», а также по любой другой предварительной команде.
Приступая к тренировке, он подает команду «РАЗОЙДИСЬ», а затем, обозначив место построения, командует, например: «Отделение, в одну шеренгу (в две шеренги) – СТАНОВИСЬ».
По предварительной команде «Отделение» все обучаемые немедленно поворачиваются лицом к командиру, принимают положение «смирно» и ждут следующей команды в готовности быстро и четко ее выполнить. Свое место в строю военнослужащие занимают по исполнительной ко-
манде «СТАНОВИСЬ».
С началом построения командир выходит из строя и следит за дейст-виями обучаемых, обращая внимание на быстроту занятия ими своего места в строю, на интервал, равнение и правильность выполнения строевой стойки.
Чтобы проверить, правильно ли принята строевая стойка руководитель приказывает военнослужащим поднять носки ног. Если положение строевой стойки кем-либо было принято неправильно, то есть тело не было подано несколько вперед, то это действие будет выполнено легко. Для устранения этой ошибки руководитель приказывает военнослужа-щим, допустившим ошибку, подняться до отказа на носках, а затем, не изменяя положения туловища, то есть, оставив его несколько поданным вперед, опуститься на всю ступню. Если в этом случае положение стро-евой стойки принято правильно, то при повторном поднятии носков ног это действие выполнить будет невозможно.
Убедившись, что обучаемые приняли строевую стойку правильно, ко-мандир подает команду «ВОЛЬНО», а затем «ЗАПРАВИТЬСЯ и сле-дит, как выполняются эти команды.
Тренировка продолжается до тех пор, пока изучаемые строевые приемы не будет отработаны до автоматизма.
17
2.2. . Изучение строевых приемов «Головные уборы (Головной убор) – СНЯТЬ (НАДЕТЬ)».
| Последовательность | Методические указания, | |
| | обучения | | действия руководителя занятия и обучаемых | |
I. Знакомит обучаемых | со строевым приемом: | |
1 | | Называет | строевые | «Головные уборы (Головной убор) – СНЯТЬ (НАДЕТЬ)» | |
| | приемы | | | | | Строевые приемы «Головные уборы (Головной убор) – СНЯТЬ (НА- | |
2 | | Объясняет, | | где | и в | |
| | каких | случаях | эти | ДЕТЬ)» применяются: первый - для снятия головного убора по команде, | |
| | строевые | | приемы | например перед принятием пищи в столовой, для осмотра прически и | |
| | применяются | | т.п., а второй – соответственно для надевания головного убора. | |
3 | | Доводит | команды, | Для снятия головных уборов (головного убора) подается команда «Го- | |
| | по которым | выпол- | ловные уборы (головной убор) - СНЯТЬ», а для надевания - «Голов- | |
| | няются | | строевые | ные уборы (головной убор) - НАДЕТЬ». | |
| | приемы | | | | | Командир показывает выполнение строевых приемов при надетой фу- | |
4 | | Образцово | | показы- | |
| | вает | выполнение | ражке полевой хлопчатобумажной, затем фуражке и шапке-ушанке, так, | |
| | строевого | приема в | чтобы обучаемые видели выполнение приемов с различных сторон. Для | |
| | целом | | | | | этого при показе он поворачивается к строю левым, а затем правым бо- | |
| | | | | | | ком и кругом. | |
| | | | | | | При личном показе руководитель командует: «Показываю. Команды | |
| | | | | | | подаю себе. Смотрите». | |
| | | | | | | Сначала подает команду: «Головной убор - СНЯТЬ» и показывает вы- | |
| | | | | | | полнение этого приема. Выполнив его, подает команду: «Головной | |
| | | | | | | убор - НАДЕТЬ» и надевает головной убор. | |
| | | | | | | По команде «ВОЛЬНО» ослабляет в колене правую или левую ногу, а | |
| | | | | | | по команде «ЗАПРАВИТЬСЯ» поправляет головной убор. Затем пово- | |
| | | | | | | рачивается направо, командует себе и снова показывает выполнение | |
| | | | | | | вышеперечисленных строевых приемов. Таким же образом он осущест- | |
| | | | | | | вляет показ приемов и с других сторон. | |
| | | | | | | Руководитель может вызвать для показа строевых приемов наиболее | |
| | | | | | | подготовленного сержанта или солдата подразделения. В этом случае | |
| | | | | | | сержант (солдат) выполняет строевые приемы по его командам. | |
| | | | | | | Положение снятого головного убора: | |
| | | | | | | а – фуражки; б – фуражки полевой хлопчатобумажной; | |
| | | | | | | в – шапки-ушанки | |
| | | | | Для снятия головных уборов подается команда «Головные уборы (го- | |
5 | | Доводит | | порядок | |
| | выполнения | строе- | ловной убор) - СНЯТЬ», а для надевания - «Головные уборы (голов- | |
| | вого приема, соглас- | ной убор) - НАДЕТЬ». При необходимости одиночные военнослужа- | |
| | но | требованиям | щие головной убор снимают и надевают без команды. | |
| | | | | | 18 | | |
| | | | Методические указания, | |
Последовательность | | | | |
обучения | | | | действия руководителя занятия и обучаемых | |
Строевого устава | | Снятый головной убор держится в левой свободно опущенной руке ко- | |
| | | кардой вперед. | | | | | |
| | | Без оружия или с оружием в положении «за спину» головной убор сни- | |
| | | мается и надевается правой рукой, а с оружием в положениях «на ре- | |
| | | мень», «на грудь» и «у ноги» - левой. При снятии головного убора с ка- | |
| | | рабином в положении «на плечо» карабин предварительно берется к но- | |
| | | ге. | | | | | | |
6 Показывает | строе- | | Закончив показ приемов в целом, и рассказав, как эти приемы выпол- | |
вые приемы в мед- | | няются, командир показывает порядок снимания и надевания головного | |
ленном темпе | и по | | убора в комплексе в медленном темпе и по разделениям; одновременно | |
разделениям | | | с этим кратко поясняет свои действия. | | | | |
| | | Для показа порядка выполнения приемов по разделениям руководитель | |
| | | командует: «Показываю. Команду подаю себе. Смотрите». Подает | |
| | | команду на выполнение очередного приема по разделениям, показывает | |
| | | прием в медленном темпе, кратко поясняет свои действия и порядок | |
| | | выполнения приема. | | | | |
| | | | | Снимание головного убора на три счета | | | |
| | | | | | |
| | | Цель: | | Команды: | | | | |
| | | Научит | снимать | «Головной убор снять, | Правой рукой взять головной убор | | | |
| | | различные голов- | по разделениям, делай | (фуражки за козырек, шапку-ушанку | | | |
| | | ные уборы по раз- | – РАЗ, | за верхнюю часть правого клапана) | | | |
| | | делениям | | делай – ДВА, | Снять головной убор, опустить его на | | | |
| | | | | | уровень поясного ремня и немного | | | |
| | | | | | влево и передать в левую руку кокар- | | | |
| | | | | | дой вперед | | | |
| | | | | делай – ТРИ» | Левую руку с головным убором и | | | |
| | | | | | правую руки опустить. Принять | | | |
| | | | | | строевую стойку | | | |
| | | | | Надевание головного убора на три счета | | | |
| | | | | | |
| | | Цель: | | Команды: | | | | |
| | | Научит | надевать | «Головной убор на- | Левую руку с головным убором под- | | | |
| | | различные голов- | деть, по разделениям, | нять вперед к поясу и одновременно | | | |
| | | ные уборы по раз- | делай – РАЗ, | передать его в правую руку | | | |
| | | делениям | | делай – ДВА, | Опустить левую руку и надеть голов- | | | |
| | | | | | ной убор на голову правой рукой | | | |
| | | | | делай – ТРИ» | Резко опустить правую руку вниз. | | | |
| | | | | | Принять строевую стойку | | | |
| | | Далее под следующий счет «делай - РАЗ, делай – ДВА, делай – ТРИ» | |
II. Разучивает строевой прием:
1 | По разделениям | Показав порядок отработки строевых приемов по разделениям, коман- |
| | дир приступает к их тренировке, для этого подает команды, например: |
| | «Отделение – СМИРНО», «Головные уборы снять, по разделениям: |
| | делай – РАЗ, делай – ДВА, делай – ТРИ», «Головной убор надеть, по |
| | разделениям: делай – РАЗ, делай – ДВА, делай – ТРИ». |
| | Руководитель находится перед строем подразделения, подает команды |
| | на начало и прекращение отработки приемов, контролирует порядок их |
| | выполнения, добивается устранения выявленных недостатков и прово- |
| | дит индивидуальное обучение подчиненных. |
| | Разучивание строевых приемов по разделениям осуществляет по мето- |
| | дике изложенной выше. |
| | Для разучивания приемов подразделение выстраивается в одну шеренгу |
| | с интервалом между военнослужащими 2-4 шага. |
| 19 | |
| Методические указания, | |
Последовательность | |
обучения | действия руководителя занятия и обучаемых | |
| Для построения подразделения командир подает команду, например: | |
| «Отделение, в одну шеренгу – СТАНОВИСЬ», размыкает отделение | |
| на 2-4 шага или, если отделение уже находится в одношереножном | |
| строю, только размыкает его. | |
| Тренировка строевых приемов по разделениям повторяются неодно- | |
| кратно до полного их усвоения. | |
| Заметив ошибку в выполнении приема одним из солдат, командир под- | |
| ходит к нему и, находясь рядом с ним, тренирует (обучает) его. Осталь- | |
| ной личный состав отделения в это время продолжает тренировку само- | |
| стоятельно, проверяя, насколько правильны их действия и не допущена | |
| ли ими такая же ошибка. | |
| Если в ходе разучивания одну и ту же ошибку допускают несколько | |
| обучаемых, командир прекращает тренировку командой «ОТСТА- | |
| ВИТЬ» (в движении «СТОЙ») и вновь показывает порядок выполнения | |
| приема, после чего возобновляет выполнение приема от начала или от | |
| предыдущего счета. | |
2 В целом | Закончив обучение солдат снятию и надеванию головных уборов по | |
| разделениям, командир приступает к тренировке в выполнении приемов | |
целом, для чего подает команды: «Головные уборы – СНЯТЬ», «Го-
ловные уборы – НАДЕТЬ».
Тренировка строевых приемов повторяются неоднократно до полного их усвоения.
Заметив ошибку в выполнении приема одним из солдат, командир под-ходит к нему и, находясь рядом с ним, тренирует (обучает) его. Осталь-ной личный состав отделения в это время продолжает тренировку само-стоятельно, проверяя, насколько правильны их действия и не допущена ли ими такая же ошибка.
Если в ходе разучивания одну и ту же ошибку допускают несколько обучаемых, командир прекращает тренировку командой «ОТСТА-ВИТЬ» и вновь показывает порядок выполнения приема, после чего во-зобновляет выполнение приема от начала или от предыдущего счета.
Проводит тренировку выполнения строевого приема в составе подразделения:
конце занятия командир приступает к тренировке изученных строе-вых приемов в составе подразделения в развернутом и походном строю отделения и взвода, для чего перестраивает подразделение и подает ко-
манды, например: «Отделение, головные уборы – СНЯТЬ», «Отделе-ние, головные уборы – НАДЕТЬ».
Разучивание строевых приемов осуществляет по методике изложенной выше, а тренировка повторяются неоднократно до полного усвоения приемов.
Если в ходе тренировки допускается ошибка одним или несколькими обучаемыми, командир прекращает тренировку командой «ОТСТА-ВИТЬ» и вновь показывает порядок выполнения приема, после чего во-зобновляет выполнение приема от начала.