Урок – исследование по биологии
«Стебель, его строение и значение»
6 класс
Тип урока: комбинированный, урок - исследование
Цели по содержанию:
Обучающая: - Познакомить учащихся с внешним и внутренним строением стебля. Раскрыть взаимосвязь между особенностями строения стебля и выполняемыми функциями.
-развить умения работать с натуральными объектами; умение анализировать, сравнивать, обобщать
Развивающая: расширить представления учащихся о многообразии стеблей растений; формировать умение ценить прекрасное в природе.
Воспитательная: формировать навыки работы в коллективе ( в парах),
- формировать чувство бережного отношения к окружающей природе,
- интереса к предмету через развитие исследовательской деятельности учащихся.
Методы: исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, по парам.
Средства обучения:
1. Пасечник В.В. «Биология. Многообразие покрытосеменных растений»: 6 класс.: учебник/ В.В.Пасечник. – 2 – е изд.: стереотип. – М.: Дрофа, 20015.
2. Натуральные объекты (спил дерева), таблицы.
3. Дидактические материалы для организации работы в парах.
Планируемые результаты (в соответствии ФГОС).
Предметные:
знание и различие стеблей по строению, по функциям; значение видоизмененных побегов в природе и в жизни человека; опыт применения биологических знаний для предсказания последствий человеческих действий
Метапредметные:
Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников; различение бытового, житейского языка и языка науки; выдвижении гипотез и их обоснование.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать в парах, обмениваться информацией с одноклассниками.
Ход урока
1 этап: Психологический настрой на урок.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок – исследование. Работать сегодня вы будете в парах.
2 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Давайте вспомним. (на доске запись текста с пропущенными терминами)
А) Все растения состоят из.клеток. Клетки образуют .ткани. Ткани это. .Различают..ткани.
Б) Семя- орган (расселения и размножения). Цветковые растения , имеющие зародыш с двумя семядолями , называют, а с одной.
В) Все корни одного растения составляет
Корни бывают..
Существует 2 типа корневых систем
Г) Побег это
Почка - это зачаточный
Тема – термин.
На доске основные темы, которые мы с вами уже изучили, вы должны подобрать к ним еще несколько терминов, которые поясняют их.
Предполагаемые ответы учащихся:
Семя однодольные, двудольные
Корень главный, боковые, придаточные, стержневая и мочковатая корневые системы
Лист листовая пластинка, черешок, сидячие и черешковые, простые и сложные листья.
Побег вегетативный, генеративный.
Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
Есть загадка о строении растения:
Один – в земле копается,
Другой – в свету купается;
И хотя они друзья,
Поменяться им нельзя. ( СЛАЙД 1)
2) О каких друзьях идет речь в этой загадке? (Корни и листья)
3) Какой орган растения помогает им дружить, поддерживает их взаимосвязь? (Стебель)
4) Как осуществляется эта взаимосвязь?
-Ребята, что вы уже определили тему урока?
-А что бы хотели узнать по этой теме?
Итак, мы познакомимся со строением стеблей и их разнообразием.
3. Изучение нового материала.
-Что такое стебель?
-Какие жизненные формы растений вы знаете?
-По каким признакам мы можем определить, что стебель травянистый? (деревянистый)
-Травянистые стебли существуют обычно один сезон, это нежные гибкие стебли трав и молодые побеги древесных пород ( СЛАЙД 2)
-Приведите примеры растений с деревянистым (одревесневшим) стеблем.
-А теперь назовите с травянистым?
-По направлению роста (положению в пространстве) стебли делятся на:
- прямостоячие (береза, подсолнечник, рожь)
- вьющиеся (вьюн полевой, фасоль, хмель)
- лазающие (виноград, горох, плющ) (СЛАЙД 3)
Функции стебля мы узнаем при изучении внутреннего строения стебля. ( Спилы стеблей) Обсуждение.
Работа с учебником стр 47-49 заполнить таблицу (на столах) рабочая карта.
Название слоя | Название ткани | Описание строения | Функции |
Кора (кожица, пробка) | Покровная | Кожица образована одним слоем клеток, пробка - из мертвых. | Защитная, газообмен |
Луб | Проводящая, запасающая, механическая | Внутренняя часть коры. Состоит из ситовидных трубок, клеток спутниц, запасающих клеток, мертвых клеток. | Транспортная, запасающая |
Камбий | Образовательная | Узкие длинные клетки с тонкими оболочками | Рост стебля в толщину |
Древесина | Основная, проводящая, механическая | Образована клетками различной формы и величины. Древесные волокна состоят из клеток с толстыми стенками | Транспортная, опорная |
Сердцевина | Основная, запасающая | Состоит из крупных тонкостенных неплотно прилегающих друг к другу клеток. | Запасающая |
( СЛАЙД 4 внутренне строение стебля)
Обсуждение заполнения таблицы
4. Физминутка.
Я вам читаю утверждение, если оно верное, то вы тянете руки вверх, а если неверное, то делаете покачивание телом из стороны в сторону.
- Стебли могут быть травянистые и одревесневшие – да.
- Вьющиеся стебель имеет ель – нет.
- Камбий отвечает за рост дерева в толщину – да.
- Кора расположена в центральной части стебля – нет.
-Годичное кольцо - это годичный прирост древесины – да.
- Древесина выполняет транспортную и опорную функции - да.
- Сердцевина состоит из мелких, часто делящихся клеток - нет. ( Слайд 5)
5. Практическая работа
ТЕМА: определение возраста ветки по спилу
ЦЕЛИ: научиться определять возраст деревьев по годичным кольцам
Оборудование: поперечные спилы веток деревьев , лупы.
Ход работы:
1. Найти годичные кольца и определить возраст спила ветки.
2. Сделайте вывод, в каких условиях росло данное дерево?
6. Домашнее задание.
Параграф 9, ответы на вопросы,
- составить схему «Виды стеблей».
- составить кроссворд по теме.
- сообщение «Необычные стебли растений»
7. Рефлексия.
Что вы сегодня узнали на уроке?
Что вам далось легче всего, какую работу понравилось выполнять?
В чем испытали затруднение? Над чем нужно поработать?
Где можно использовать знания, полученные на сегодняшнем уроке?
Вам понравился урок?
НА ПАРТАХ ЛЕЖАТ КАРТОЧКИ с оценками я предлагаю вам оценить свою работу на уроке по пяти бальной шкале