Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа сельского поселения «Село Маяк»
Нанайского муниципального района
Хабаровского края
Разработка урока
«Строение семян»
(для учащихся 6 класса)
Учитель:
Савчук М.С.
2016 г.
Конец формы
Строение семян
ЦЕЛЬ:познакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных и однодольных растений.
Тип урока: комбинированный.
Задачи.
Образовательные:
- раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений;
- дать представление об общих и отличительных признаках в строении семян однодольных и двудольных растений.
- развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их;
- формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян;
- развивать умение работать с учебником.
Развивающие:
- развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, отражать полученные знания в таблице;
- развивать практические навыки работы с лабораторным оборудованием, объектами изучения.
Воспитательные:
- учить видеть прекрасное в объектах природы, формировать чувство бережного отношения ней и любви к родному краю;
- формировать представление о необходимости соблюдения правил безопасного выполнения практических работ.
Оборудование: лупа, препаровальная игла, набухшие и проросшие семена фасоли и зерновки пшеницы, сухие семена различных растений, таблицы с изображением семян и растений двудольных и однодольных растений, мультимедийная презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
У меня в руке будущая жизнь
Будущий побег и могучий корень.
Дружно прорастут в глубину и ввысь,
Лишь вода дождей землю всю напоит.
А пока гостит осень на дворе,
А потом зима вьюгою завоет
Спит и дышит жизнь у меня в руке.
Будущий побег и могучий корень.
Учитель:Ребята, что у меня в руке? Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?Сегодня мы начнём знакомиться с признаками класса однодольные и двудольные и начнём это знакомство со строения семян.
Учитель: Где находится будущий побег и могучий корень.
Ученики: В семенах.
Учитель: Правильно в семенах. А почему про семя говорится, что это будущая жизнь.
Ученик: Будущая жизнь, потому что из семян появляется новое растение.
Учитель: А какое значение имеют семена в жизни человека?
Ученик: Люди их употребляют в пищу, корм для скота, из них изготавливают лекарства, в парфюмерной промышленности.
Учитель: Итак, сегодня мы с вами познакомимся с внешним и внутренним строением семян двудольных растений.
Ученики записывают в тетради число и тему урока: «Строение семян»
Ребята, напишите, что вы хотите узнать новое на уроке. Поставьте себе цель урока.(слайд 2)
Если новое растение развивается из семени, то откуда у него могут появиться корень, стебель, почки? Возможно ли, что в маленьком семени уже заложены все эти органы? Наша задача: доказать это сегодня на уроке. Вы должны найти маленькое растение в семени.
Сейчас мы выполним лабораторную работу по изучению строения семени фасоли. Но сначала вспомним правила ТБ, прослушав их еще раз.
Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторной работы (слайд 3).
1.Работать за столом следует аккуратно.
2.Не делать резких движений.
3.Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, чтобы не уколоться.
4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.
Лабораторная работа (проводится под руководством учителя).
а) Заглянем внутрь семени? Возьмем семя по крупнее, например, семя фасоли. Давайте рассмотрим его с разных сторон. Какой орган человеческого организма оно напоминает?
Ученик: Оно напоминает почку.
Учитель: С одной стороны оно имеет вогнутую поверхность, а с другой – выпуклую. Такая форма называется почковидной. Теперь рассмотрим другие сухие и набухшие семена фасоли. Ребята, измерьте длину и ширину набухших и сухих семян. Какие семена больше — набухшие или сухие? Чем вы это можете объяснить?
б) Найдите у семян рубчик. Рубчиком называют след от места прикрепления семени к плоду. Обратите внимание на микропиле (или семявход). Зачем нужен семявход? (слайд )
в) Иголочкой сделайте надрез на выпуклой стороне набухшего семени фасоли и снимите кожицу. Попробуйте то же самое проделать с сухими семенами. В каком случае и почему кожура снимается легче? Рассмотрите семенную кожуру и убедитесь что она плотная. Каково значение кожуры в жизни семени?
Г) А теперь рассмотрим внутреннее строение семени. Разделите семя на две части. Под семенной кожурой находятся две семядоли и зародыш. (слайд )
— Рассмотрите внешний вид зародыша. Найдите зародышевый корешок,стебелек и почечку.Какую функцию выполняет корешок, стебелек, почечка?
Ученик: Из корешка развивается главный корень. Стебелек выносит на поверхность земли семядоли. Из почечки развивается стебелек с листьями.
— Зачем зародыш фасоли имеет две семядоли?.
д) Запишите в тетрадь вывод об особенностях строения семени.
Вывод: семя фасоли покрыто семенной кожурой и имеет две семядоли, содержащие запас питательных веществ и зародыш, который состоит из трех частей: стебелька, почечки и корешка.
Семена, которые имеют две семядоли называются двудольными.
ФИЗМИНУТКА (1 минута):
А сейчас немного отдохнем: Игра на внимание: Если я называю дерево – вы поднимаете руки вверх, травянистое растение – хлопок в ладоши, кустарник – присели: (малина, тополь, тюльпан, сирень, береза, ива, нарцисс, смородина, клен, ромашка, роза, одуванчик, шиповник, подорожник, осина, незабудки, ландыш).
2.а) А сейчас возьмем сухую и набухшую зерновки пшеницы. Чем они отличаются? Рассмотрите их форму и окраску.
б) Попробуйте препаровальной иглой снять стенку плода с набухшей зерновки. Легко ли это сделать? Почему? Найдите семявход. (Показ частей зерновки по слайду 7, учащиеся находят их на семенах).
в) разрежьте зерновку вдоль:
- найдите эндосперм. Клетки эндосперма заполнены питательными веществами;
- найдите зародыш, с помощью лупы рассмотрите его органы: зародышевый корешок,стебелек, почечку и семядолю. (Показ частей зародыша по слайду , учащиеся находят их на семенах.)
г) Сделайте рисунок в тетради.
Семена, которые имеют одну семядолю называются однодольными.
Закрепление полученных знаний.
Вопросы и задания.
Ребята, давайте сравним семя фасоли? Что общего в строении двудольных и однодольных растений? (Семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ, зародыш)
Чем различаются семена? (В семени фасоли 2е семядоли с питательными веществами, а в семени зерновки одна - без питательных веществ. Питательные вещества в эндосперме. Кожура срастается с околоплодником)
Домашнее задание.
Параграф 18 и вопросы к нему.
Ребята, по желанию, подготовьте к следующему уроку сообщения самое-самое интересное о семенах.
Подведение итогов:
Давайте вспомним цель, которую вы поставили себе в начале урока. Выполнили мы эту цель или нет?
Рефлексия: Оцените урок
Вам было интересно?
Вы узнали что- то новое?
Был ли доступным материал?
Вы его поняли?
Какие возникли трудности?
Ваши пожелания?
7