Этап постановки целей и задач | Слайд №1Учитель актуализирует цели и задачи урока через проблемную ситуацию: Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Вы ежедневно сталкиваетесь с различными явлениями и в большинстве случаев можете предсказать, чем они закончатся. Например, предскажите, чем закончатся следующие события: - если капнуть каплю краски в стакан с водой, то… - если открыть флакон с духами, то… - если нагреть лёд, то… - если капнуть каплю масла на воду, то… - если опустить термометр в горячую воду, то… Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы? Давайте вспомним: что такое вещество? А теперь ответьте на такой вопрос: Предположим, вы решили построить дом. Из чего вы будете его строить?Почему вы выбрали именно эти материалы?Чтобы что-то создать, изготовить какой-то новый материал, что нужно знать? Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать внутреннее строение различных веществ для того, чтобы изготовить тот или иной механизм, чтобы он отвечал предъявленным к нему требованиям. Знания о строении вещества позволяют не только объяснять многие физические явления. Они помогают предсказывать, как будет происходить явление, что нужно сделать, чтобы его ускорить или замедлить. Изучив строение тел, можно объяснить их свойства, а также создавать новые вещества с нужными свойствами, которые можно использовать в быту, в технике, в медицине. Слайд №2Итак, тема нашего урока «Строение вещества. Молекулы» | Учащиеся слушают. Заканчивают события, предложенные учителем. Отвечают на поставленные вопросы. Рассматривают и анализируют проблемную ситуацию, делают вывод о том, что нужно знать, чтобы решить эту проблему на практике – строение вещества и его свойства. Записывают тему урока в тетрадь. |
Этап изучения нового материала | О строении вещества помогают судить некоторые явления и опыты. И сегодня мы с вами проведём опыты, которые нам помогут узнать о строении вещества. Опыт 1. У вас на парте лежит кусочек мела. Разломите его. Можно ли его ещё разделить на части? Как? Проведите пальцем по поверхности мела. Что мы наблюдаем? Что остаётся у вас на руках? Из чего же состоит кусок мела? Опыт 2. Возьмём стакан с водой. Какое вещество в стакане? Можем ли мы это вещество разделить на более мелкие порции? Как? А эти порции ещё на более мелкие? И эта маленькая порция из чего будет состоять? (Из частиц воды). Какой вывод можно сделать из этих опытов? Слайд №3: Вещество состоит из частиц (моделирование деления вещества с помощью конструктора) Опыт 3. Приглашаются три человека учащихся. Возьмём воздушный шарик. Какое вещество находится внутри шарика? Учащимся предлагается представить, что они – это частицы воздуха в шаре. Учащиеся должны демонстрировать то, что происходит с частицами внутри шарика, когда я на него произвожу действие. Надавим на шарик. Что изменилось? Отпустим шарик. А что теперь изменилось? Изменилось ли число частиц в шарике? А сами частицы могли уменьшиться в размере? Тогда как вы можете объяснить изменение объёма воздуха в шарике? Если тело сжимают, то……….(промежутки между частицами уменьшаются). А теперь, представьте, что вы – это частицы пружины, а я на нее действую (растягиваю и отпускаю, а дети демонстрируют). Если растягивают пружину, то……(промежутки между частицами увеличиваются) и наоборот. Какой вывод можно сделать из этих опытов? Слайд №4: Между частицами есть промежутки Видео-анимация - механическое сжатие и расширение тела: http://wwwschool.edu.ru/physics.nad.ru Опыт 4. Брызнем одеколоном в воздухе. Что произойдёт через некоторое время? Что вы почувствуете? Как это произошло Опыт 5. Видео-опыты (расширение твердых тел при нагревании): http://wwwyoutube.com Что произошло при нагревании и охлаждении шара, проволоки? Опыт 6. Если опустим термометр в горячую воду, что произойдёт через некоторое время? А если опустим его в холодную воду? Какой вывод можно сделать из этих опытов? Слайд №5: При изменении температуры промежутки между частицами изменяются. При этом изменяется объём тела. Мы с вами каждый день наблюдаем ряд окружающих нас предметов: столы, стулья, книги, парты. Теперь вы знаете, что все они состоят из частиц, между которыми есть промежутки. Посмотрите на эти предметы. Разве вы видите частицы и промежутки между ними? Почему же эти тела кажутся нам сплошными? Докажем это. Проведём следующий опыт. Опыт 7. Растворим маленькую крупинку краски в воде, налитой в пробирку.Отольём немного окрашенной воды в другой сосуд и дольём в него чистую воду. Что будем наблюдать? Повторим предыдущее действие.Что будем наблюдать? С каждым разом мы убеждаемся в том, что раствор окрашен всё более слабее. Рассмотрим последний раствор. Он хотя и слабо, но равномерно окрашен. Следовательно, в каждой его капле содержатся частицы краски. А ведь в воде растворили очень маленькую крупинку краски, и лишь часть её попала в последний раствор. Что же можно сказать о количестве частиц? А о размерах частиц? Слайд №6 Частицы очень маленькие. Их очень много. Слайд №7 А теперь перед нами стоит проблема: Сможем ли мы делить краску до бесконечности? Ответ на этот вопрос дал древнегреческий учёный, философ Демокрит, живший в 5 веке до нашей эры. Он утверждал, что все тела в мире состоят из молекул. Слайд №8 Молекула – мельчайшая частица вещества. Самая малая частица воды – молекула воды. Самая малая частица сахара – молекула сахара. Слайд №9 Молекулы разных веществ различны. Молекулы одного вещества одинаковы. Слайд №10 Каковы же размеры молекул? Слайд №11 Молекулы хоть и очень маленькие частицы, но они делимы. Молекулы состоят из атомов. Атомы каждого вида принято обозначать специальными символами. Например: О – атом кислорода, Н – атом водорода. Молекулы также обозначаются специальными символами (химическими формулами). Например: О2 – молекула кислорода. Она состоит из 2-х атомов кислорода. Н2 – молекула водорода. Она состоит из 2-х атомов водорода. Н2О – молекула воды. Она состоит из 2-х атомов водорода и одного атома кислорода. Атомы очень маленькие частицы, но и они имеют сложное строение. Существуют ещё более мелкие частицы, о которых вы узнаете позже. Можно ли увидеть молекулы невооружённым глазом? Слайд №12 Молекулы и атомы нельзя увидеть невооружённым глазом. Атомы и молекулы можно увидеть в самые современные электронные микроскопы! Слайд №13 Так выглядят атомы под микроскопом. | Проводят эксперимент, отвечают на поставленные проблемные вопросы, делают вывод о том, что кусочек мела состоит из частиц мела. Наблюдают демонстрационный опыт, поставленный учителем, отвечают на проблемные вопросы, делают вывод о том, что капля воды состоит из частиц. Записывают утверждение в тетрадь, наблюдают моделирование утверждения. Учащиеся моделируют проводимые учителем опыты, остальные учащиеся отвечают на проблемные вопросы, делают выводы. Записывают утверждение в тетрадь. Смотрят видео – анимацию, демонстрирующую изменение промежутков между частицами. Наблюдают за экспериментом, отвечают на проблемные вопросы, делают вывод: частицы одеколона проникают между частицами воздуха. Смотрят видео-опыты, отвечают на проблемные вопросы, делают выводы. Записывают утверждение в тетрадь. Слушают учителя, отвечают на проблемные вопросы, делают вывод о размерах и числе частиц. Проводят эксперимент под руководством учителя, отвечают на вопросы, делают выводы. Записывают утверждение в тетрадь. Слушают учителя, смотрят информацию на слайдах. Записывают в тетрадь. Записывают в тетрадь. Слушают сообщение учащегося. Записывают в тетрадь. Слушают учителя, смотрят иллюстрации на слайдах. Рассматривают проблемную ситуацию, делают выводы. Смотрят фотографии на слайдах. |
Этап закрепления нового материала | А теперь постарайтесь применить знания о строении вещества, полученные на сегодняшнем уроке. Учитель предлагает ряд утверждений, ученики записывают под соответствующим номером “да”, если считают утверждение верным, или “нет”, если считают его неверным: (учащимся выдается листочек для ответов с № от 1 до 10). Слайд №14 Вещество состоит из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом (нет). Объем газа при нагревании увеличивается, так как каждая молекула становится больше по размеру (нет). Пленка масла, растекаясь по поверхности воды, может занять любую площадь (нет). Молекулы воды точно такие же, как и молекулы льда (да). Атомы состоят из молекул (нет). Объем тела при нагревании уменьшается (нет). Объем жидкости при охлаждении уменьшается, так как промежутки между молекулами становятся меньше (да). При сжатии газа уменьшается размер молекул (нет). Молекулы водяного пара отличаются от молекул воды (нет). Газом из двухлитрового сосуда можно заполнить четырехлитровый сосуд (да). | Выражают согласие или несогласие с утверждениями (да или нет), анализируя полученные знания на уроке. |