СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Строки, опаленные войной»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий для проведения мероприятий ,посвященных Великой Отечественной войне . Представлено музыкальное и поэтическое сопровождение.

Просмотр содержимого документа
««Строки, опаленные войной»»

«Строки, опаленные войной»

СЛАЙД1-САМАЯ ЛУЧШАЯ ПЕСНЯ- «И ВОТ ИДЕТ, ВОЮЕТ ВЗВОД…»

Ведущий1: Тем , кто шел в бой за Родину , выстоял и победил...

Ведущий2: Тем, кто согревался дыханием в стужу блокадных ночей…

Ведущий1: Тем , кто ушел вместе с дымом из бухенвальдских печей … Ведущий2: Тем , кто на речных переправах шел ,словно камень , ко дну…

Ведущий1: Тем , кто на века безымянный канул в фашистском плену …

Ведущий2: Тем ,кто ради дела сердце отдать был готов …

Ведущий1: Тем , кто под машины ложился вместо понтонных мостов …

Ведущий2 : Тем , кто ушел в бессмертие и победил , посвящается …

Ведущий1: История Великой Отечественной войны писалась кровью. Но 1418 тревожных дней и ночей, что длилась Великая Отечественная война с фашизмом , навсегда должны остаться в памяти народной, в памяти человечества.

Ведущий2: 22 июня 1941 года .Этот день начался не тихой лучистой зарей, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Началась война.

СЛАЙД2-СООБЩЕНИЕ ЛЕВИТАНА О НАЧАЛЕ ВОЙНЫ

Ведущий1: Песня «Священная война», ставшая своеобразным гимном Великой Отечественной войны, была написана во времена первой мировой войны Александром Адольфовичем Боде – учителем русского языка и литературы.

СЛАЙД3 «Вставай страна огромная» ПРЕЗЕНТАЦИЯ- НАЧАЛО

Ведущий2: На войне люди не только воюют, но и мыслят и чувствуют, мечтают и ждут, любят и ненавидят. Поэтому писатели и поэты Советской страны встали в первые ряды в этой решительной схватке. Многие из них будут сражаться с орудием в руках, многие будут сражаться пером. Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

Ведущий1:Главной темой поэзии Великой Отечественной войны стала тема любви к Родине, призыв к ее защите. Главный герой – это воин, защищающий Родину, простой труженик тыла, женщины и дети , то есть все, кто боролся с фашизмом.

Ведущий2: Мы сегодня вспомним стихи и песни замечательных поэтов военного времени , окрылявшие в годы войны душу солдата и людей в тылу .

Чтецы : Михаил Галин 2

 Что мы знаем о войне?! – Немного…
По рассказам бабушек и мам
Знаем, что надежда и тревога
Об руку ходили по домам.
Слухи зависали, как знамена.
Дымом застилался горизонт.
Многоверстный и многоименный
Жаждал крови ненасытный фронт.

А из тыла за волной волна
Шла латать верховные промашки:
Всасывала мальчиков война –
И выплевывала мертвые бумажки.
Каждый шаг – к победе ли, к беде, –

Сводки измеряли расстояньем.
Даже самый распобедный день
Был кому-то вечным расставаньем.

Годы возвращающий экран,
Очевидцев честные романы –
Все равно останутся обманом:
Ссадины не заменяют ран.
Только изредка за толщей дней
Вдруг всплеснёт сирены голос лютый,
Замирая криками детей –
И застынет сердце на минуту…

Ведущий1: Война вошла в каждый дом, в каждую семью. Древние люди говорили, когда забываешь войну, начинается новая . И наша главная задача помнить вечно о тех, кто отдал свои жизни за наше мирное будущее и свято чтить их память.

Дмитрий Румата Не смею говорить я о войне

 Не смею говорить я о войне,

Но я скажу – есть родственная память.

Не дай нам Бог увидеть и во сне

Того, что было пережито Вами!

 Не смею говорить я о любви,

Я не прощался с милой под «Славянку»,

Не разлучали с нею нас бои,

Снаряды, самолеты, танки!

 Не смею говорить я о беде,

Не иссыхал от голода в блокадном!

Но я скажу о крашеной звезде,

Что от дождя ржавеет на Отрадном.

 Но я скажу о слезах матерей,

Что у окошка не дождались сына!

Но я скажу, товарищ мой, налей

За дедов и отцов седины!

 Но я скажу, товарищ, поклонись

Защитникам отечества – России,

И постарайся лучше сделать жизнь

Для тех, кто в жертву жизни приносили!

 Ни слова Вам не скажет о войне

И тот, кто в ней прошел все муки ада!

Прошу, друзья, сейчас, поверьте мне,

Его про это спрашивать не надо…

СЛАЙД 4 НАШ ДЕСАНТНЫЙ БАТАЛЬОН ПРЕЗЕНТАЦИЯ-ОКУДЖАВА

Ведущий 2:Эта известная песня Булата Шалвовича Окуджавы .Он окончил 9-й класс, когда началась война. Но он все же успел повоевать. Как и многие его ровесники , Булат Окуджава пошел в учебный минометный дивизион.

Ведущий1: Пока Булат Шалвович приобретал военную специальность на краткосрочных курсах, погибли четверо его друзей, с которыми его связывала дворовая дружба. Это было для него настоящим потрясением. Долгое время Булат Шалвович не мог даже об этом писать .

Чтецы :  «До свидания, мальчики» Б. Окуджава

Ах война, что ж ты сделала подлая

Стали тихими наши дворы

Наши мальчики головы подняли

Повзрослели они до поры


На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат

До свидания мальчики мальчики

Постарайтесь вернуться назад


Нет не прячьтесь вы будьте высокими

Не жалейте ни пуль ни гранат

И себя не щадите вы и все-таки

Постарайтесь вернуться назад


Ах война что ж ты подлая сделала

Вместо свадеб разлуки и дым

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим


Сапоги ну куда от них денешься

Да зеленые крылья погон

Вы наплюйте на сплетников девочки

Мы сведем с ними счеты потом


Пусть болтают что верить вам не во что

Что идете войной наугад

До свидания, девочки - девочки

Постарайтесь вернуться назад

До свидания ,девочки - девочки

Постарайтесь вернуться назад ПРЕЗЕНТАЦИЯ-ДРУНИНА

Ведущий2:Великая Отечественная война против гитлеровской Германии была священной, освободительной, всенародной. Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на себя тяжесть войны. Женщины умели не только ждать, но и стоять за станком, растить детей, воевать.

Ведущий1: Юлия Владимировна Друнина. Девочка из интеллигентной московской учительской семьи, стихи писала с детства.В 17 лет я прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт, работала санитаркой в госпитале. Затем - санинструктором в пехотном батальоне. Воевала в пехоте, в артиллерии.

Ведущий2: Служила Юля не где-нибудь в госпитале, а на самой передовой, в пекле, где под огнем приходилось некрепкими девичьими руками вытаскивать тяжеленных раненых. Смертельная опасность и тяжкий труд вместе. В общем, намучилась и насмотрелась. Была ранена, награждена медалью «За отвагу», орденом Красного Знамени. В 1944 году его демобилизовали по инвалидности после очередной контузии

Юлия Друнина.

Я столько раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

***

Я родом не из детства — из войны.

И потому, наверное, дороже,

Чем ты, ценю я радость тишины

И каждый новый день, что мною прожит.

Я родом не из детства — из войны.

Раз, пробираясь партизанской тропкой,

Я поняла навек, что мы должны

Быть добрыми к любой травинке робкой.

Я родом не из детства — из войны.

И, может, потому незащищённей:

Сердца фронтовиков обожжены,

А у тебя — шершавые ладони.

Я родом не из детства — из войны.

Прости меня — в том нет моей вины...

Ведущий2: В годы войны появилось огромное количество стихотворений. В них звучал призыв защищать свою Родину, поэты рассказывали о тяжёлых боях, о боевых товарищах, о тяготах военной поры, вспоминали родной дом, своих близких, любимых.

Ведущий1: Читая строки из стихотворений, солдаты шли в атаку, закрывали своим телом дуло вражеского пулемёта, бросались с гранатой под танки, а в передышках между боями мечтали о мирной жизни

Слайд 5 «Темная ночь» Баста

Ведущий1: Военная песня «Темная ночь» 1943 г считается одной из самых любимых и популярных песен, написанных за годы Великой Отечественной Войны. Музыку к фильму писал известный композитор Никита Богословский. Песня Марка Бернеса «Темная ночь» имеет очень интересную историю возникновения. 

Ведущий2: В 1943 году во время работ над фильмом «Два бойца» у режиссера картины Леонида Лукова возникли трудности со съемкой эпизода, где солдат пишет письмо домой. После многих неудачных попыток режиссеру пришла в голову мысль, что исполненная героем фильма песня лучше всего передаст чувства бойца, который пишет письмо близким. После выхода фильма песня ,как и фильм ,становится очень популярной . И сегодня эта песня очень любима народом.

Слайд 6 «Тучи в голубом »

Презентация Муса Джалиль

Ведущий1 Особо хочется рассказать о нашем земляке- молодом татарском поэте, имя которого Муса Джалиль. У нас в стране с 1942 года его считали пропавшим без вести. Муса Джалиль ушёл на фронт уже профессиональным поэтом. С июня 1942г. от Мусы перестали приходить письма.

Ведущий 2: Весть о судьбе поэта принесла Победа. Советские солдаты, штурмовавшие Берлин, на тюремном дворе Моабита нашли вырванную из книги страницу, на которой было написано: "Я, татарский поэт Муса Джалиль, заключён в Моабитскую тюрьму за политическую работу против фашистов и приговорён к смертной казни".

Ведущий 1: Мужество и талант стали плечом к плечу. И не случайно М. Джалиль посмертно удостоен высшей воинской почести звания Героя Советского Союза. Муса Джалиль находился в застенках Моабитской тюрьмы и в 1944 году был казнен.

Ведущий 2: Поэзия Мусы Джалиля – это поэзия глубокой мысли, страстных чувств, сильной воли .Стихи поэта имеют такую достоверность ,правдивость, искренность и задушевность, что вряд ли кого могут оставить равнодушным.

Слайд 7 «Варварство»

Они с детьми погнали Матерей
И ямы рыть заставили,
А сами, они стояли,кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор
И хмурыми глазами окинул обреченных...

Мутный дождь шумел
В листве соседних рощ,
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею

Друг друга с бешенством гоня,
НЕТ! Этого я не забуду дня.
Я не забуду никогда во веки.
Я видел :плакали ,как дети, реки.

Как в ярости рыдала мать земля
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучи опустилось на поля,

В последний раз детей поцеловали
В последний раз...
Шумел соседний лес.
Казалось, что сейчас он обезумел,

Гневно бушевала его листва.
Сгущалась мгла воруг,
Я видел-мощный дуб свалился вдруг.
Он падал,издвая вздох тяжелый,

Детей внезапно охватил испуг
Прижались к Матерям,цепляясь за подолы,
И выстрела раздался резкий звук.
Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок-мальчуган больной
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины-

Она смотрела ужаса полна,
Как не лишиться ей рассудка?
Все понял, понял все малютка.
"Спрячь, Мамочка ,меня, не надо умирать"

Он плачет и как лист,
Сдержать не может дрожи.
Дитя,что ей всего дороже.
Нагнувшись, подняла ребенка Мать

Прижала к сердцу, против дула прямо.
"Я, Мама; жить хочу, не надо, Мама.
Пусти меня, пусти, чего ты ждешь?"
И хочет вырваться из рук ребенок

И страшен плач, и голос тонок
И в сердце он вонзается, как нож.
-Не бойся,мальчик мой,
Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы живым тебя не закопал палач.
Терпи сынок, терпи.
Сейчас не будет больно...

И он закрыл глаза,и заалела кровь по шее
Тонкой лентой извиваясь
Две жизни наземь падают,сливаясь,
Две жизни и одна любовь.

Гром грянул,ветер свистнул в тучах,
Заплакала земля в тоске глухой.
И сколько слез горячих и горючих
Земля моя-скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое.
Земля моя, враги тебя громят,

Но выше подними великой правды знамя
Омой его земли кровавыми слезаими
И пусть лучи его пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно
Кровь наших Матерей.


Ведущий 1: Что же позволяет так живо затронуть сердце каждого читателя? Где эти животрепещущие и пронзительные нотки , которые переворачивают душу и заставляют нас о многом задуматься .

Ведущий 2:Лирика М. Джалиля способна и сегодня повлиять на умы и сердца людей , показывая уродливое и бесчеловечное лицо войны .

Слайд 8 ПРЕЗЕНТАЦИЯ –ВОЙНА И ДЕТИ « Чулочки»

Их расстреляли на рассвете

Когда еще белела мгла,

Там были женщины и дети

И эта девочка была.

Сперва велели им раздеться,

Затем к обрыву стать спиной,

И вдруг раздался голос детский

Наивный, чистый и живой:

-Чулочки тоже снять мне, дядя?

Не упрекая, не браня,

Смотрели прямо в душу глядя

Трехлетней девочки глаза.

«Чулочки тоже..?»

И смятеньем эсесовец объят.

Рука сама собой в волнении

Вдруг опускает автомат.

И снова скован взглядом детским,

И кажется, что в землю врос.

«Глаза, как у моей Утины» —

В смятеньи смутном произнес,

Овеянный невольной дрожью.

Нет! Он убить ее не сможет,

Но дал он очередь спеша…

Упала девочка в чулочках.

Снять не успела, не смогла.

Солдат, солдат, а если б дочка

Твоя вот здесь бы так легла,

И это маленькое сердце

Пробито пулею твоей.

Ты человек не просто немец,

Ты страшный зверь среди людей.

Шагал эсесовец упрямо,

Шагал, не подымая глаз.

Впервые может эта дума

В сознании отравленном зажглась,

И снова взгляд светился детский,

И снова слышится опять,

И не забудется навеки

«ЧУЛОЧКИ, ДЯДЯ, ТОЖЕ СНЯТЬ?»

Ведущий 2: Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, лётчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран – в военных госпиталях. 417 из них не вернулись, многие погибли от ран после войны. Ведущий 1: А теперь послушаем песню Расула Гамзатова»Журавли».

СЛАЙД 9 « Журавли»

Ведущий 1 Александр Трифонович Твардовский прославился как поэт, который воспел в своих произведениях подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Чаще всего Твардовскому приходилось видеть картины, открывающиеся уже после кровопролитных боев или отступления немцев.

Ведущий 2 :. Поэт страдал каждый раз, когда видел, что смерть настигла не его, а кого-то другого. Он чувствовал в этом свою вину Стихотворение А. Т. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины …» написано через 21 год после окончания войны. В нём – неутихающая боль поэта по погибшим.

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…

Ведущий 1:А следующее стихотворение повествуется от имени погибшего солдата. . Оно звучит как напутствие всем потомкам , то есть это обращение к нам от тех , кто погиб на войне , защищая нашу Родину …

СЛАЙД 10 «Я убит подо Ржевом «

Ведущий 2: Человеческая память. Время не властно над ней. В ней никогда не должны стереться все то , что принес с собой проклятый фашизм . Никогда! Мы расплатились с той войной огромной страшною ценой . Прошли через кромешный ад.

СЛАЙД 11 ПОМНИТЕ И МИНУТА МОЛЧАНИЯ Отрывок из стиха Роберта Рождественского — Реквием Моцарта

Ведущий 1:Светом нашей любви , скорби нашей пусть озарятся имена павших. Прошу всех встать – почтим минутой молчания всех сложивших голову ….

Слайд11 Ведущий 1:После стихов попросить встать. Прошу всех встать – почтим минутой молчания всех сложивших голову ….

Мы вас помним, солдаты

Пусть известны не все имена,

Но войны той жестокой раскаты

Не умолкнут во все времена.

Чашу страданья испив всю до дна,

Вы из жизни ушли молодыми,

Но в памяти нашей во все времена

Останетесь вечно живыми.

Нет, время не властно над нами

Нашей скорби ему не убить.

Омоем ваш прах мы слезами

Учась благодарными быть.

Ведущий2: Поэзия о войне – это дань памяти подвигу русского народа, подвигу русского солдата. Эту эстафету памяти мы должны передать следующим поколениям.


Мы в обиду планету свою не дадим.

«Да!»- цветущим садам

«Нет!»- войне говорим.


Слайд 12 Финальная песня «Здравствуй, мир» (муз . Л. Квинт, сл. В. Кострова)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!