СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Строки в языке Pascal»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Строки в языке Pascal» Описание к презентации

Просмотр содержимого документа
««Строки в языке Pascal»»

6



Описание к презентации «Строки в языке Pascal»


Данная презентация может быть использована при изучении темы «Строки в языке программирования Pascal» при обучении программированию на языке Pascal. В ней рассмотрены определение и описание строковой переменной, функции работы со строками, а также разобраны несколько типовых задач при работе со строками. Презентация содержит 24 слайда, объединенных в 7 блоков.

Краткая навигация по слайдам и дополнительные задачи для самостоятельного решения учащимися:


Блок 1.

Теория.


Слайд 1. Дано определение строковой переменной, а также способ описания в разделе описания переменных.

Слайд 2. Показаны правила сравнения строк в языке Паскаль, и два примера иллюстрирующих эти правила.

Слайд 3. Показаны примеры объединения нескольких строк в одну.

Слайд 4. Дано определение функции Length(). И разобраны два решения задачи:

Составить программу подсчитывающую количество букв в слове.

Первый способ при помощи операции присваивания количество символов в строке присваивается переменной целого типа, и она выводится на экран. Во втором способе функция Length() вставлена непосредственно в оператор Writeln.

Слайд 5. Разобрано решение задачи:

Сравнить длину двух строк введенных с клавиатуры.

В ней необходимо определить длину двух строк и при помощи оператора ветвления сравнивать длины этих строк.

Слайд 6. Дано определение функции Copy(). При помощи скриншота показан пример работы данной функции с необходимыми комментариями.

Слайд 7. Показаны два способа решения задачи:

Составить программу осуществляющую вырезку из слова ИНФОРМАТИКА букв так, что бы из них получилось слово ТОРТ.

В первом случае вырезка производится при помощи функции Copy, а во втором используя представление строки как массива символов.


Задачи для дополнительного решения:

  1. Составить программу, которая запрашивает имя человека и выводит его на экран с приветствием.

  2. Составить программу, которая запрашивает фамилию и имя человека и выводит их в одну строку с приветствием.

  3. С клавиатуры вводятся две строки, определить, какая из них длиннее и насколько, вывести на экран соответствующее сообщение.

  4. С клавиатуры вводится строка символов, вывести на экран символ, стоящий на k – ом месте. k – вводится с клавиатуры.

  5. С клавиатуры вводится слово, верно ли, что оно начинается и заканчивается на одну и туже букву.

  6. Дано два слова. Верно ли, что первое слово заканчивается на туже букву, на которую начинается второе.

  7. Получите из слова "ИНТЕГРАЛ" слова "ГАНТЕЛИ", "РЕНТГЕН", "ТИГР", "АГЕНТ".

  8. Составить программу которая проверяет правописание приставок раз- и рас- в слове введенном с клавиатуры и если необходимо исправляет ошибку.


Блок 2.

Функции преобразования типов.


Слайд 8. Дано описание процедуры Srt(). Разбирается решение задачи:

Составьте программу, которая выводит первую и последнюю цифру натурального числа, введенного с клавиатуры.

В ней натуральное число при помощи процедуры Str() преобразуется в строку, а затем на экран выводится первый и последний символ. Здесь обязательно необходимо сказать ученикам, что такой способ подойдет не для каждого случая, например в олимпиадных задачах часто ставится условие, что символьный тип данных использовать нельзя или (и) натуральное число содержит более 255 разрядов и т.д.

Слайд 9. Дано определение процедуры Val().

Слайд 10. Показаны примеры преобразования различных строк, содержащих цифры в натуральное число.

Слайд 11. Показаны функции для преобразования числовых и символьных типов в системе программирования PascalABC. Это может быть очень полезно если в дальнейшем планируется переход на изучение Lazarus или Delphi.

Слайд 12. Показано решение задачи:

Дано строка символов а12=. Где 11 и а2

В ней рассмотрен самый простой случай, когда действия производятся с двумя натуральными одноразрядными числами. В дальнейшем от уровня учащихся эту задачу можно усложнять и усложнять. Добавив многоразрядные числа, отрицательные числа, взведение в степень, скобки и закончить, например вычислением или преобразованием польской записи.


Задачи для дополнительного решения:

  1. Дана строка, изображающая десятичную запись целого положительного числа. Вывести строку изображающую двоичную запись того же числа.

  2. Дана строка, изображающая целое положительное число. Найти сумму цифр этого числа.

  3. Дан текст имеющий вид а12 3+…+аi. Где аi – целые числа (0i

  4. Дан текст имеющий вид а1 - а2 + а3 - …+аi. Где аi – целые числа (0i

  5. Дано число в шестнадцатеричной системе счисления. Вывести строку изображающую десятичную запись того же числа.

  6. Дана строка, изображающая двоичную запись целого положительного числа. Вывести строку изображающую десятичную запись того же числа.


Блок 3.

Функции работы с кодами символов.


Слайд 13. Дано определение функций ORD и CHR. Показан скриншот программы иллюстрирующий работу функции Chr.

Слайд 14. Показано решение задачи:

Составьте программу, которая по символу, введенному с клавиатуры, выводит его номер в кодовой таблице.

Здесь необходимо сделать замечание, что функция Ord работает только с символьным типом данных (char). Так как очень часто ученики не понимают разницы между символьным и строковым типом.


Блок 4.

Задачи на подсчет чего либо в строке.


Слайд 15. Показано решение задачи:

Дана строка символов. Определить сколько раз в ней встречается буква А (русская).

Данная задача иллюстрирует способ поиска символов в строке. Необходимо заметить, что для поиска строке в строке целесообразнее использовать функцию Copy.

Слайд 16. Содержит напоминание, что если требуется поиск нескольких символов в строке, то условия заключаем в программные скобки BEGIN … END

Слайд 17. Показана блок-схема к задаче из слайда 15.


Задачи для дополнительного решения:


  1. Дана строка символов. Определить сколько раз в ней встречается буква А (русская).

  2. Дана строка представляющая собой алгебраическое выражение Проверить в нем парность скобок. Результат вывести на экран.

  3. Дан текст. Определить сколько в нем одинаковых соседних букв.

  4. Дан текст. Определить количество слов в предложении.

  5. Дан текст. Определить каких букв М или Н в нем больше.

  6. Дан текст. Определить сколько слов в этом тексте начинается на букву А.

  7. Дана строка символов, в которой есть двоеточие (:). Определить, сколько символов ему предшествует.

  8. Дана строка символов. Определить сколько раз в нее входит группа букв АВС.

  9. Дан текст. В нем есть, как минимум две буквы К. Определите порядковые номера первой и последней буквы К.

  10. Дана текст. Определить какая из букв С или Т встретится раньше.

  11. Дан текст. Определить количество букв Н, предшествующих первой запятой в предложении.

  12. Дан текст, содержащий две запятые. Подсчитать количество символов расположенных между этими запятыми.


Блок 5.

Задачи на изменение символов в строке, без изменения ее длины.


Слайд 18. Показано решение задачи:

Дана строка символов. Заменить в ней все буквы А на букву О.

Данная задача показывает, как можно изменить строку не изменяя ее длинны.

Слайд 19. Показана блок-схема к задаче из слайда 18.

Задачи для дополнительного решения:

  1. Дана строка символов. Заменить все буквы стоящие на четных местах на букву О.

  2. Дана строка символов. Заменить в заданном тексте буквосочетание "min" на "max".

  3. Дана строка символов. Заменить в ней все пробелы на знак «_».

  4. Найдите первую и последнюю буквы К в тексте введенном с клавиатуры. И замените их «*».

  5. Составить программу, исправляющую правописание «ЖИ» и «ШИ» в слове, введенном с клавиатуры.


Блок 6.

Задачи связанные с изменением длинны строки.

Слайд 20. Показано решение задачи:

Удалить из строки введенной с клавиатуры все буквы R (латинские, заглавные).

Данная задача показывает изменение строки с изменением ее длины.

Слайд 21. Показана блок-схема к задаче из слайда 20.

Задачи для дополнительного решения:

  1. Удалить из строки введенной с клавиатуры все буквы А (латинские, заглавные).

  2. Дано слово. Проверить, является ли оно перевертышем. Т. е. читается одинаково с конца и начала. (Например: АННА, ШАЛАШ.)

  3. В заданном слове каждую букву "б" заменить буквосочетанием "ку".

  4. Составить программу, удаляющую любую буквы из данного текста. (Текст и букву ввести с клавиатуры).

  5. Для оформления заголовков и логически важных слов, символы текста чередуют с пробелами. Напишите программу, которая выполняет такую операцию.

  6. Из данного текста удалить все буквы «С» которые предшествуют букве «Т».

  7. После каждой буквы П вставить три знака восклицания «!!!».



Блок 7.

Задачи с вложенными ветвлениями и циклами.


Слайд 22. Показано решение задачи:

В заданном тексте везде букву "а" заменить на букву "б",  а букву "б" - на букву "а".

Прямое решение этой задачи «в лоб» не дает результата. Здесь требуется выделить только нужные буквы, что бы не изменялись остальные. А затем в зависимости от того какая буква найдена производить замену, используя полное условие.

Слайд 23. Показана блок-схема к задаче из слайда 22.

Слайд 24. Показано решение задачи:

Дана строка символов, содержащая знаки препинания. Подсчитать какие и сколько знаков препинания содержит строка.

Данная задача показывает пример использования вложенных циклов, для сравнения двух строк. Возможен вариант решения данной задачи с использованием большого числа условий, но такое решение, на мой взгляд, будет не рациональным.


Задачи для дополнительного решения:


  1. Дана строка символов (русская). Определить количество гласных букв в этой строке.

  2. Дана строка символов (английская). Определить какие и сколько гласных букв содержит строка.

  3. Дана строка символов. Определить каких символов больше гласных или согласных.

  4. Дана строка. Подсчитать сколько различных символов входит в эту строку. Результат вывести на экран.

  5. Даны две строки А и В. Определить, можно ли из букв строки А составить строку В. Причем каждую букву можно использовать один раз. Буквы можно переставлять. (Например: из ИНТЕГРАЛ можно получить АГЕНТ, а ГРАФ нельзя).

  6. Дан текст. Определить чего в нем больше цифр или букв.

  7. Даны две строки. Подсчитайте и выведите на экран количество общих букв. (Букв встречающихся в первой и второй строке).

  8. Из заданного текста выбрать и вывести на экран те символы, которые встречаются в нём ровно один раз.

  9. Для предупреждения о провале операции Юстасом был придуман сле­дующий способ оповещения. Он отправляет телеграмму, в тексте которой встречаются символы "б", "е","д", "а", обязательно в таком порядке, но не обязательно подряд. Составить программу, позволяющую определить, является ли присланный текст оповещением о провале, или нет.


Для закрепления темы необходимо решать как можно больше задач. Их количество напрямую зависит от количества часов отведенных на изучение данной темы и курса программирования в целом.

На мой взгляд самыми удачными задачниками по программированию являются:

  1. Сборник задач по программированию. 2-е издание. Автор Д.М. Златопольский. Изданный в СПб «БХВ-Петербург» в 2007 году.

  2. Электронная версия задачника Programming Taskbook Версия 4.6. Автор М.Э.Абрамян. Распространяемый с системой программирования Pascal ABC.

В них представлены задачи по всем темам курса программирования.

Мною на основе этих задачников и некоторых других источников сделан собственный мини задачник с делением задач на три группы сложности А,В и С.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!