СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура детской специальной психологии и связь специальной детской психологии с другими науками.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Говоря о связях специальной психологии с другими науками, нельзя не упоминать о связях с возрастной психологией. Знание законов «нормального развития» является для специальной психологии отправной точкой, ибо понятие «отклоняющееся развитие» — понятие относительное. Вместе с тем изучение тех или иных нарушений в развитии психики обогащает наши знания о законах нормального ее развития.  

Просмотр содержимого документа
«Структура детской специальной психологии и связь специальной детской психологии с другими науками.»

Схема с комментариями: «Структура детской специальной психологии».

В специальной психологии выделяют следующие отрасли:

1. психология умственно отсталых (олигофренопсихология),VIII

2. психология глухих I и слабослышащих (сурдопсихология), II

3. психология слепых III и слабовидящих (тифлопсихология), IV

4.психология слепоглухих (тифлосурдопсихология),

5. психология детей с недостатками речи (логопсихология),V

6. психология детей с задержкой психического развития,VII

7. психология лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата,VI

8. психология лиц с нарушениями эмоционально – волевой сферы и поведения (аутизм, шизофрения)

В рамках данных направлений изучаются структура и механизмы формирования дефектов, разработка методов диагностики и коррекции, специфика формирования личности и психики, особенности социальной адаптации, поиск путей обучения и профессионализации детей с различными дефектами.

Схема с комментариями: «Связь специальной детской психологии с другими науками».

В этом отношении специальная психология как вполне современная наука обладает весьма обширными межпредметными связями. Наиболее тесные из них — связи с коррекционной педагогикой. Создание эффективных методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями не мыслимо без знаний закономерностей их развития. Вместе с тем, сама практика обучения таких детей может выступать для специальной психологии формой проверки адекватности тех или иных научных представлений.
Говоря о связях специальной психологии с другими науками, нельзя не упоминать о связях с возрастной психологией. Знание законов «нормального развития» является для специальной психологии отправной точкой, ибо понятие «отклоняющееся развитие» — понятие относительное. Вместе с тем изучение тех или иных нарушений в развитии психики обогащает наши знания о законах нормального ее развития.
Целый ряд неблагоприятных условий, на фоне которых может протекать психическое развитие ребенка, связан с

  • патологией генного и хромосомного аппарата,

  • с заболеваниями мозга и психическими заболеваниями.

Именно в силу этого у специальной психологии традиционно существуют тесные связи с генетикой, прежде всего медицинской, а также с детской невропатологией и психиатрией

Специальная психология

-психология развития

-педагогическая психология

-общая психология

-специальная педагогика

-медицинская генетика

-невропатология

-психиатрия

Перечисленные связи можно отнести к числу наиболее тесных и значимых, но этим их круг не ограничивается. Можно указать на связи специальной психологии с общей психологией и педагогикой, с философией, социологией, целым рядом клинических и инженерных дисциплин.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!