СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура дидактической игры в рамках дошкольного образования в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая игра представляет собой многоплановое слож­ное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошколь­ников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Структура дидактической игры в рамках дошкольного образования в ДОУ»

 Тема: Игры с правилами. Дидактические игры в детском саду Структура дидактической игры

Тема: Игры с правилами.

Дидактические игры в детском саду

Структура дидактической игры

Понятие «дидактическая игра»  Дидактические игры является разновидностью игр с правилами . Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий ; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил . Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.

Понятие «дидактическая игра»

Дидактические игры является разновидностью игр с правилами . Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий ; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил .

Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.

Функции дидактической игры в процессе обучения (А.П.Усова, В.Н. Аванесова)     Первая функция -  совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Сущность  второй функции  дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

Функции дидактической игры в процессе обучения (А.П.Усова, В.Н. Аванесова)  

Первая функция -  совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.

Сущность  второй функции  дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

Особенности дидактических игр  ( Признаки, по которым легко отличить ДИ) инициатором игры всегда будет взрослый (педагог); игра направлена на решение учебной задачи («дидактика» в переводе с древнегреческого — обучающий); для детей обучающий характер игры не должен быть очевидным; познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой; дидактические игры имеют своеобразную структуру.

Особенности дидактических игр ( Признаки, по которым легко отличить ДИ)

  • инициатором игры всегда будет взрослый (педагог);
  • игра направлена на решение учебной задачи («дидактика» в переводе с древнегреческого — обучающий);
  • для детей обучающий характер игры не должен быть очевидным;
  • познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой;
  • дидактические игры имеют своеобразную структуру.
Классификация дидактических игр  по содержанию  математические сенсорные речевые музыкальные природоведческие для ознакомления с окружающим по изобразительной деятельности

Классификация дидактических игр по содержанию 

  • математические
  • сенсорные
  • речевые
  • музыкальные
  • природоведческие
  • для ознакомления с окружающим
  • по изобразительной деятельности
Классификация дидактических игр  по использованию дидактического материала словесные настольно-печатные с предметами и игрушками с картинками компьютерные дидактические игры

Классификация дидактических игр по использованию дидактического материала

  • словесные
  • настольно-печатные
  • с предметами и игрушками
  • с картинками
  • компьютерные дидактические игры
 А.И. Сорокина предложила классификацию дидактических игр  по характеру игровых действий:   · игры-путешествия  ·игры-предположения  ·игры-поручения  ·игры-загадки  ·игры-беседы  ·подвижно-дидактические игры   

А.И. Сорокина предложила классификацию дидактических игр  по характеру игровых действий: · игры-путешествия ·игры-предположения ·игры-поручения ·игры-загадки ·игры-беседы ·подвижно-дидактические игры  

 Дидактические игры так же можно классифицировать  по числу участников  в них:   ………………………………………. коллективные  групповые  индивидуальные

Дидактические игры так же можно классифицировать  по числу участников  в них: ………………………………………. коллективные групповые индивидуальные

В игре – занятии ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию: Использует разнообразные игровые приёмы, создающие игровую ситуацию; Создаёт игровую ситуацию; Использует разнообразные компоненты игровой деятельности; Передает воспитанникам определенные знания; Формирует представления детей о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами, учит их играть; Создаёт условия для переноса полученных знаний и представлений в  самостоятельные творческие игры.

В игре – занятии ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию:

  • Использует разнообразные игровые приёмы, создающие игровую ситуацию;
  • Создаёт игровую ситуацию;
  • Использует разнообразные компоненты игровой деятельности;
  • Передает воспитанникам определенные знания;
  • Формирует представления детей о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами, учит их играть;
  • Создаёт условия для переноса полученных знаний и представлений в самостоятельные творческие игры.
Структура дидактической игры   1) дидактическая задача (для педагога)  2) игровая задача (для детей)  3) игровые действия (дети)  4) правила игры (для детей)  5) результат (подведение итогов)

Структура дидактической игры 1) дидактическая задача (для педагога) 2) игровая задача (для детей) 3) игровые действия (дети) 4) правила игры (для детей) 5) результат (подведение итогов)

Обучающая/дидактическая задача. В игровой процесс воспитатель закладывает конкретные обучающие задачи, адекватные форме и содержанию игры, возрастной группе детей: закрепление в активном словаре ребёнка слов-синонимов, развитие мелкой моторики, формирование представлений о цвете и многие другие. Какова задача, часто можно определить по названию игры: «Собери пазл», «Угадай музыкальный инструмент», «Назови предмет». Напомним, что учебная задача дидактической игры для ребёнка скрыта. Играя, ребёнок 5–6 лет не стремится научиться чему-то, он заинтересован в конечном результате (выигрыше) и получении удовольствия. Малышам неинтересен даже выигрыш, им любопытен процесс игрового взаимодействия.

Игровые действия, т. е. способы проявления активности ребёнка в игре. У малышей игровые действия совсем простые (разобрать/собрать несложный предмет; отгадать источник звука, найти пару); от детей постарше требуются уже более сложные действия (проявить внимательность, выбрать верный вариант из множества, назвать явление); в играх детей старших групп преобладают действия аналитического и творческого характера (соотнести, обобщить, классифицировать, придумать).

Правила игры. Важно понимать, что правилам должны следовать все участники, включая взрослых. Правила определяются учебно-предметным содержанием игры, заложенными в игру задачами, от них во многом зависит сложность либо простота игровых действий. Правила игры определяет инициатор.

Дидактическая игра «Сделаем куклам красивые прически» (для детей 3-4 лет) Материалы : куклы с волосами разной длины, предметы ухода за волосами. Дидактическая задача:  формировать представления о содержании труда парикмахера; закреплять знание основных цветов; продолжать формировать представление об аккуратности и опрятности; упражнять в завязывании резинок для волос, прикреплении заколок. Развивать внимание, мышление, речь, воображение; мелкую моторику рук. Воспитывать опрятность в своем внешнем виде. Игровая задача : сделать кукле прическу. Игровые действия : воспитатель обращает внимание детей на неопрятный внешний вид кукол (волосы не причесаны). Предлагает стать парикмахерами и привести в порядок волосы у кукол, сделать им прически. Уточняет, какие предмет необходимы для этого, обращает внимание на то, что волосы у кукол разной длины, поэтому прически должны быть разными. Педагог предлагает вспомнить, какие прически можно сделать из длинных и коротких волос, Игровые правила: воспитатель показывает отдельные приемы завязывания резинок, заколок; продолжают работу дети. Результат: дети научились делать куклам разные прически .

  Игра « Только на эту буку»  Материал:  кубики с изображением букв  Дидактическая задача :  -закреплять знания детей о букве и звуке;  -воспитывать слуховое внимание, быстроту реакции на слово  Игровая задача : придумать слово на выбранную букву, отвечая на вопрос.  Игровые правила : называть слово только на ту букву, которую выбрал ребенок.   Игровые действия:  дети называют слова на выбранную букву, в случае ошибки - выполняют определенные действия (прыгают, « кукарекают» и т.п.)

Игра « Только на эту буку» Материал:  кубики с изображением букв Дидактическая задача : -закреплять знания детей о букве и звуке; -воспитывать слуховое внимание, быстроту реакции на слово Игровая задача : придумать слово на выбранную букву, отвечая на вопрос. Игровые правила : называть слово только на ту букву, которую выбрал ребенок.  Игровые действия:  дети называют слова на выбранную букву, в случае ошибки - выполняют определенные действия (прыгают, « кукарекают» и т.п.)

 В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки

Настольно - печатные игры

Настольно - печатные игры

Условия проведения дидактических игр До начала игры педагог планирует эту деятельность, ставит образовательные, обучающие и воспитательные задачи. Педагог принимает активное участие: эмоционально реагирует на моменты игры, при необходимости помогает детям. Он учитывает индивидуальные особенности детей, изменяя ход или правила игры, если это нужно. Контролирует сменяемость игровых ролей после окончания каждого цикла игры.

Условия проведения дидактических игр

До начала игры педагог планирует эту деятельность, ставит образовательные, обучающие и воспитательные задачи.

Педагог принимает активное участие: эмоционально реагирует на моменты игры, при необходимости помогает детям.

Он учитывает индивидуальные особенности детей, изменяя ход или правила игры, если это нужно. Контролирует сменяемость игровых ролей после окончания каждого цикла игры.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!