СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура деятельности Школы принимающих родителей

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья определяет основные векторы деятельности Школы принимающих родителей.

Просмотр содержимого документа
«Структура деятельности Школы принимающих родителей»

Отчет о деятельности Школы принимающих родителей

«Все в твоих руках»

 В нашей стране в массовом сознании уже, так или иначе, представлена идея важности семейных форм устройства детей-сирот. Всё больше граждан высказывают желание принять в свою семью неродного ребёнка.

Чтобы минимизировать существующие трудности и предотвратить возможные проблемы, система работы с принимающей семьей должна опираться на следующие принципы:

1. Сопровождение начинается с момента принятия будущими принимающими родителями решения о воспитании ребенка в своей семье.

2. Приемная семья рассматривается как система.

Опыт работы служб сопровождения показывает, что ребенок, попадая в приемную семью, взаимодействует не только со взрослыми, которые занимаются его воспитанием, но и строит отношения со всей семьей в целом. По сути, ребенку необходимо адаптироваться ко всем членам семьи сразу (другим детям, бабушкам, дедушкам). Семья, в свою очередь, не способна избежать изменений, несмотря на свое сопротивление. В итоге – семье придется перестроить существующие структурные отношения, либо произойдет неприятие ребенка и, как итог, возврат ребенка в сиротское учреждение.

3. Приемная семья изменяется со временем, переходит из одного состояния в другое.

По этой причине считается более целесообразным проводить социально-психологическое сопровождение приемной семьи с учетом ее поэтапного развития. То есть делать это на всем протяжении ее формирования. Такой подход позволяет не только способствовать развитию гармоничных отношений в семье, решать сопутствующие проблемы, преодолевать кризисы, но и отслеживать стратегию ее развития и прогнозировать возможные трудности.

Работа с принимающей семьей включает несколько этапов:

Этап диагностики и оценки потенциальной принимающей семьи. Это наиболее важный и ответственный этап в построении работы с данной группой семей, но, к сожалению, недостаточно проработанный в существующей литературе по проблеме. Как модель – комплексная оценка должна состоять из анализа ряда областей:

1. Когнитивный (интеллектуальный параметр) – в первую очередь здесь должны учитываться представления и знания родителя о психических и характерологических особенностях ребенка-сироты, потребностях, интересах и ценностях приемного ребенка, учет индивидуального своеобразия развития ребенка.

2. Личностный уровень готовности к приему ребенка, включающий мотивацию, ожидания и установки по отношению к будущему приемному ребенку.

3. Деятельностный уровень готовности – опыт воспитания собственных детей, в том числе способы поддержания дисциплины и установления границ, стиль обращения с детьми; собственный детский опыт.

4. Семейный уровень готовности к приему содержит функционирование семьи как системы, готовность сотрудничать со специалистами. Оценка семьи как неспособной выполнить принимающую заботу (или отсрочка решения о принятии ребенка в семью) помогает в будущем предотвратить отторжение детей в принимающей семье и ее распад.

Этап обучения кандидатов в принимающие родители. Подготовка приемных родителей является ключевым фактором успешного помещения ребенка в семью. По данным разных источников, хорошая подготовка помогает уменьшить число поведенческих проблем у детей; наладить бесконфликтные отношения со специалистами, оказывающими семье поддержку; постоянно совершенствовать родительские навыки, не сталкиваясь с проблемой эмоционального выгорания.

В приемную семью, в большинстве случаев, поступают дети, имеющие какие-либо отклонения в развитии или заболевания. Уход за ними и их воспитание способны осуществить лишь лица, получившие, по крайней мере, первоначальную психолого-педагогическую и медицинскую подготовку приемного родителя детей-сирот.

Деятельность Школы принимающих родителей «Все в твоих руках» основывается на программу комплексной подготовки «Я – родитель».

Целью данной программы является создание психолого-педагогических условий, предотвращающих семейное неблагополучие, помощь в преодолении трудностей в воспитании детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей в приемных семьях.

Задачи программы:

  • просвещение потенциальных приемных родителей и специалистов служб, занимающихся проблемами семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в области устройства данного контингента детей в семьи граждан;

  • повышение уровня компетенции принимающих семей в социальных, юридических, медицинских, психологических, педагогических вопросах;

  • сопровождение семей в процессе взаимной адаптации ребенка и принимающей его семьи.

Содержание программы строится на исследованиях проблемы развития института семьи, а так же социализации и психолого-педагогического сопровождения ребенка, изучением которой занимаются ученые различных научных отраслей: социологии (М.М. Шилова, В.Д. Шадриков), психологии (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А. Маслоу, М. Мид, Ж. Пиаже, В.Н. Ослон,), педагогики (И.И. Бецкой, С.А. Калабалин, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий).

На основе работ О.А.Дорожкиной, Е.М.Рыбинского, А.Р.Ткаченко рассмотрены отдельные вопросы оказания психолого-педагогической помощи приемным родителям, профилактики отказов от детей, ранней диагностики причин этого явления.

Разработанная комплексная система педагогического, медико-психологического и социально-правового, сопровождения приемной семьи, отражает суть данной программы и позволяет проводить обучение и подготовку семей к приёму детей, профессионально помогать, ведя семью после помещения в нее ребёнка и дальнейшего мониторинга жизни семьи, с целью успешной взаимной адаптации ребенка-сироты и новой семьи.

Программа строится на следующих принципах:

  • принцип приоритета интересов детей и их защита государством на основе нормативно-правовой базы (Конвенция ООН о правах ребенка, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ);

  • принцип гуманизма – признание уникальности и своеобразия каждого ребенка, создание оптимальных условий для его развития;

  • принцип гармонии – создание гармоничных взаимоотношений в семье с учетом взаимовлияния личностей родителей и детей друг на друга;

  • принцип доступности – информирование приемных родителей об особенностях личности ребенка, его обучения и воспитания;

  • принцип системности при организации жизнедеятельности ребенка и его новой семьи;

  • ценностный – в процессе формирования новой, замещающей семьи – становление системы ценностей (личностных, семейных, общественных);

  • принцип детерминации жизнедеятельности семьи прогнозирование градации или деградации всех участников семейной системы.



Участники программы:

Программа предусматривает работу с семьями следующих категорий:

  • семьи - воспитывающие родных и желающие взять на воспитание приемного ребенка;

  • родители, дети, которых достигли совершеннолетия и живут отдельно, желающие взять приемного ребенка;

  • полные семьи, не имеющие биологических детей и желающие взять ребенка, оставшегося без попечения родителей;

  • неполные семьи, имеющие возможность и желание взять на воспитание приемного ребенка.

Программа предполагает работу специалистов разного профиля (педагогов, психологов, социологов, юристов, врачей) с принимающей семьей, которая готова заменить ребенку, оставшемуся без попечения родителей, кровную семью и обеспечивает поддержку семьям, имеющим различные жизненные обстоятельства и нуждающиеся в помощи специалистов.

Программа состоит из тематических блоков, в которые входят:

      юридический блок (ознакомление с правами и обязанностями принимающей семьи и пр.);

       медицинский блок (особенности физического развития по возрастам, основные диагнозы и пр.);

       психолого-педагогический блок (психологические особенности ребенка-сироты, возможные проблемы и пути их решения, развитие навыков общения с детьми);

       социально-экономический блок.

Важной составляющей любой программы является формирование мотивации у принимающей семьи на сотрудничество со специалистами Центра, что должно способствовать эффективному развитию принимающей семьи и не допустить ее распада.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!