Введение
Еще в далеком прошлом выдающиеся люди нашей страны считали патриотизм основой духовной жизни человека. «Истинный человек и сын Отечества,- писал Радищев, - есть одно и то же». Говоря о значении патриотического воспитания, нельзя не привести слова К.Д.Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству».
В настоящее время усиливается внимание к вопросам национальной безопасности, защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, стратегическому развитию обороноспособности России. С учетом нового осмысления национальных интересов и степени реальности угроз национальной безопасности России выдвигаются новые воспитательные задачи. Патриотическое и военно-патриотическое
воспитание становятся доминирующими направлениями в педагогической деятельности в различных сферах – образовании, культуре, обороне, спорте, здравоохранении и других важнейших социальных сферах1.
Согласно Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"
2 «Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.»
Мероприятия Программы объединены в следующие разделы:
-научно-исследовательское и научно-методическое сопровождение патриотического воспитания граждан;
-совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию граждан;
-военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие практики шефства воинских частей над образовательными организациями;
-развитие волонтерского движения как важного элемента системы патриотического воспитания молодежи;
-информационное обеспечение патриотического воспитания граждан.
Один из разделов программы, а именно патриотическое воспитание детей и молодежи и является темой моей работы.
Понятие патриотического воспитания. Основные принципы.
Патриотическое воспитание - это процесс взаимодействия педагогов и школьников, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения школьниками опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически-ориентированной активности в процессе внеклассной, учебной и внеурочной деятельности.
Проблема патриотического воспитания с точки зрения различных методологических подходов рассматривалась многими исследователями. Так, например, вопросы патриотического воспитания детей школьного возраста исследовали Абрамова, С.В, Микрюков, В.Ю, Пашкович, И.А, Шемшурина, А.И. и другие.
Современный подход в гуманитарно-кластерном аспекте под патриотическим воспитанием понимает педагогическую помощь в субъектном становлении гражданской позиции защитника Отечества, здорового, инновационного мыслящего россиянина, выработавшего личностный смысл защиты Отчества и формирования положительного имиджа Родины во всех социальных сферах в условиях ассоциативной формы структурного объединения в единую инновационную систему образовательных, военных, культурных, учреждений.
Для того, чтобы определить сущностные характеристики патриотического воспитания обратимся к его принципам.
Основоположники патриотического воспитания А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов в качестве основных принципов выделяют принципы служения Отечеству, исторической и социальной памяти, преемственности поколений духовного опыта, социо-культурной и национальной идентификации, гордости и великодушия в осмыслении социо-культурной реальности исторического прошлого, сакральности символов и смыслов Отечества, соборности в воспитании духовных основ патриотизма, опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции, импликации традиций и инноваций в патриотическом воспитании3
В основе военно-патриотического воспитания образовательного кластера лежат принципы инновационности, субъектности, здоровьесбережения, погружения, ресурсосообразности, нормативной регламентированности, концептуальной целостности, дополнительности.
Принцип непрерывности обеспечивает целостность процесса военно-патриотического воспитания в условиях инновационного образовательного кластера на таких уровнях образования как дошкольное, общее, дополнительное, среднее профессиональное, высшее.
Принцип инновационности базируется на генерации новых идей и разработок патриотического воспитания;диссеминации педагогических технологий патриотического воспитания; неограниченности агентов в сфере образования, культуры и обороны ни по количеству, ни по функциональному назначению.
Принцип субъектности основан на осознании связи своего личностного «Я» со всеми объектами патриотизма – Родина, малая родина, город, деревня, родительский очаг и осмыслении свободного выбора. Субъектность предполагает осмысленность в отношении служения своему Отечеству.
Принцип здоровьесбережения основан на понимание культуры здорового образа жизни воспитанников как способа организации и развития деятельности по защите и обороне Отечества. Этот принцип может реализовываться в различных проектах,к примеру, в увеличении численности молодежи, успешно выполнившей нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Принцип погружения основан на получение обучающимся опыта в действующей единице Вооруженных Сил РФ, знакомстве с традициями воинской части, особенностями рода войск, военной формой и обмундированием, организацией распорядка дня Защитника Отечества, спецификой действий в мирное и военное время, военной дисциплиной.
Принцип ресурсосообразности основан на взаимном дополнении учреждений и организаций кластера материальными, кадровыми, техническими и другими ресурсами при эффективной территориальной локализации подразделений образовательного кластера.
Принцип нормативной регламентированности оптимального нормативно-правового сопровождения образовательного кластера на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях.
Принцип дополнительности основан на сочетании традиционных и инновационных черт (к примеру, сосуществование академических форм воспитания, таких как КТД, шефство с инновационными «ситуациями погружения», к примеру).
Принцип концептуальной целостности развития инновационного образовательного кластера состоит в культивировании единых методологических позиций исследования педагогических проблем во всех агентах кластера.
Структура системы патриотического воспитания
На основе методологических подходов и принципов патриотического воспитания можно выявить структура системы патриотического воспитания.
Она представляет собой совокупность следующих элементов:
субъекты и объекты патриотического воспитания школьников;
цель;
патриотически-ориентированная деятельность (учебно-познавательная, трудовая, художественная, общение, спортивная, ценностно-ориентированная, общественная);
система отношений;
управление;
внешняя и внутренняя среда (воспитательное пространство);
комплекс критериев и показателей.
Понятие субъект и объект являются основными категориями философии.
Оба эти понятия тесно взаимосвязаны. Субъект — это «источник предметно- практической и познавательной активности, направленной на объект». Он вырабатывает и реализует все основные компоненты деятельности: постановку цели, выбор и определение объекта, формирование плана или программы самой деятельности, фиксацию ее этапов, контроль промежуточных результатов, переход от одного этапа к другому . В теории воспитания различают всеобщих субъектов воспитания, особенных институтам социума и специализированных субъектов воспитания.
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2006—2011 гг.» основным институтом обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, названо государство. Далее конкретизирован перечень других субъектов деятельности: научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации. Главный акцент в воспитании патриотизма делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций. Поэтому институту Школа (Образование), образовательному учреждению (организации) и школьному педагогу как субъектам патриотического воспитания отводится особая роль.
Ведущая роль в реализации патриотического воспитания школьников принадлежит учителю-предметнику и классному руководителю, поскольку именно они осуществляют целеполагание, планирование, организацию патриотически-ориентированной деятельности школьников на уровне коллектива, группы, личности по усвоению патриотических знаний, ценностных представлений, формированию убеждений школьников, мотивации их служения Отечеству. Это происходит на уроке, так во внеурочной и внеклассной работе, то есть в целостном образовательном процессе. Именно названные субъекты ежедневно анализируют, контролируют и корректируют свою деятельность с учетом наблюдаемых в поведения детей, отношений к истории.
Объектом патриотического воспитания является школьник, понимаемый нами как «ученик школы», «воспитанник», индивид, развивающийся как личность в условиях социального института Школа (Образование) и открытый его воспитательным воздействиям. Школьный возраст определяется психологами как период жизни с 6—7 до 17—18 лет. Условно выделяют младший школьный возраст (до 11 лет) и старший школьный возраст (с 12 лет). Объектами воспитания в образовательном учреждении являются: каждый отдельный школьник, классный коллектив, группа (члены кружка), что определяет преобладание индивидуальных и групповых форм работы педагогов с детьми.
Цель патриотического воспитания — развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, 66 укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.4
Высшим проявлением патриотической воспитанности является осознанная мотивированная патриотическая деятельность. Как и любая деятельность, она имеет сложную организацию, включающую информационный (знания), операционный (способы) и мотивационный (ценностные образцы и ориентации) компоненты.
Система отношений личности к большой и малой Родине, истории страны, ее трудовому и героическому прошлому, другому человеку — соотечественнику, себе как субъекту патриотических ценностей и деятельности в условиях учебно-познавательной, трудовой, художественной, общении, спортивной, ценностно-ориентировочной, общественной деятельности посто- янно изменяется, в связи с этим представляется возможным утверждать, что они выполняют функцию индикатора процесса движения от постановки цели к реализации задач патриотического воспитания. Если система отношений носит гуманистический патриотически-ориентированный характер, то наблюдается гармония в присвоении всех видов социального опыта.
Специфика управления процессом патриотического воспитания школьников заключается в его иерархичности. В целом управление патриотическим воспитанием школьников осуществляет государство, широко используются различные социальные институты, и в частности Образование (Школу). Механизм управления определяется: законодательными и нормативными актами и документами; учебными программами; сложившимися нормами и правилами, существующими в обществе, образовательном учреждении; условиями жизни и труда; личностными и коллективными стимулами — потребностями и интересами; духовными ценностями и др., что определяет нормативный характер управления.
Под воспитательным пространством понимается«педагогически целесообразно организованную среду» отдельного ребенка или множества детей (класса, школы, дома, двора, микрорайона, города, области и т. п.)5
Важным структурным компонентом патриотического воспитания школьников являются критерии и показатели его результативности
По определению В.И. Лутовинова особое место среди критериев патриотического воспитания занимают патриотическое воспитание и патриотическая деятельность. В первой группе особое место занимают: патриотические знания, чувства, взгляды, убеждения, ценности, мотивация, ориентации, идеалы, которые имеют субъективную основу. Во второй группе главную роль играют непосредственные проявления активности, качеств и свойств поведения, конкретных действий личности, характеризующих патриотическую направленность и представляющих реальный вклад в выполнении долга перед Отечеством, достойное служение ему в той или иной сфере социально значимой деятельности, выражающееся в зримых конечных результатах, которые опираются на объективную основу. При этом сформированность компонентов сознания является условием патриотического поведения и деятельности
Исходя из анализа содержания понятия патриотизм, целей и сущности и патриотического воспитания, а также анализа исследований по проблеме, необходимо выделение в качестве критерия патриотического воспитания — соответствие между декларируемыми в обществе желаемыми характеристиками личности патриота и гражданина, и реальным поведением школьника как субъекта деятельности
Структура патриотического воспитания также состоит из трех компонентов: патриотических убеждений, сознания и деятельности
К патриотическим убеждениям относятся:
-признание определяющей роли народа и Родины в жизни человека;
-признание способности российского народа защищать собственное государство и играть важную роль в международных отношениях;
-вера в будущее России и её народа;
-вера в несокрушимость, силу, стойкость, мощь и справедливость родного государства;
-вера в неисчерпаемые силы, талант, неповторимость, трудолюбие российского народа.
Патриотическое сознание включает:
-любовь к России, историческому и самобытному образу своего народа;
-веру в духовную силу народа и его предназначение;
-силу воли и ответственность за то, чтобы народ России занял почётное место в цивилизованном мире;
-систему поступков, что является следствием любви к Родине;
-умение осмысливать историю, культуру, искусство, ценности, мораль, обычаи, обряды, символику своего народа;
Патриотическая деятельность предполагает:
-осознание глубокой связи с народом, участие в его делах, забота о его благе;
-сохранение и приумножение культуры, традиций, обычаев, обрядов родной страны;
-знание символов своей Родины;
-деятельность, направленную на утверждение государственности своего народа, укрепление своего государства и готовность её отстаивать;
-знание истории своего рода, народа, уважение к родным местам, почитание памяти героев родного края и страны;
-добросовестное выполнение своих обязанностей в обучении, умение творчески работать.
Система функций патриотического воспитания
Необходимо отметить, что «патриотическое воспитание школьников» имеет полифункциональный характер, который проявляется в его многоаспектности, обеспечивающейся единством реализации его функций.
Проектируя систему функций патриотического воспитания школьников, мы опирались на различные представления ученых о компонентах структуры деятельности учителя и ее функциях (В.И. Гинецинский, Н.Ф. Кузьмина, А.К. Маркова, И.А. Липский, Л.Е. Никитина).
В процессе моделирования функций патриотического воспитания нами были модифицированы функциональные компоненты профессионально- педагогической деятельности применительно к задачам патриотического воспитания школьников.
Таким образом, выделим следующий перечень функций, который необходим и достаточен:
1) ориентирующая функция,
2) мотивационно-мобилизационная функция,
3) информационно- гностическая функция,
4) организационная функция,
5) преобразующая функция,
6) координирующая функция
7) контролирующая функция,
8) прогностическая функция,
9) коррекционная функция
Реализация ориентирующей функции патриотического воспитания школьников связана с характерным для всех периодов истории общества социальным заказом общества на идеальный тип личности. Она позволяет педагогам осмыслить социальный заказ на основе ценностей и идеальных ценностных ориентаций, обусловливающих соответствующую цель воспитания. Таким образом, социальный заказ реализует ориентирующую функцию патриотического воспитания, объясняя цель патриотического воспитания и ценностные характеристики патриота как идеала воспитания. Эта функция - ориентир, позволяющий выявить наиболее предпочтительные варианты поведения, соответствующего идеалу.
Мотивационно-мобилизующая функция включает умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и другими особенностями и связана с механизмом саморазвития личности ученика и учителя в образовательном процессе. Данная функция состоит в создании социально-психологических и педагогических условий, побуждающих объектов патриотического воспитания к накоплению знаний об истории страны, ее культуры и религии, формированию опыта ценностных отношений и патриотически-ориентированной деятельности. Мотивационно-мобилизующая функция проявляется и в содействии росту профессиональной компетентности педагогов, стремлении к творческому использованию, имеющихся в их арсенале традиционных средств, форм и методов патриотического воспитания и созданию инновационных.
Известно, что низкая мотивация учителя к патриотически-ориентированной деятельности не способствует развитию мотивации школьников, и наоборот высокий уровень мотивации педагогов положительно влияет на мотивацию патриотически-ориентированной деятельности школьников.
Реализация информационно-гностической функции патриотического воспитания школьников включает умения педагога пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания сущности явлений; пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала патриотического содержания. А также позволяет использовать разнообразную информацию (персоналии, достижения науки и техники страны, боевые и трудовые подвиги предков) наиболее ярко раскрывающую роль и место российской цивилизации в истории мировых цивилизаций, традиции, ценности, культурные особенности народа для формирования опыта познавательной деятельности, эмоционально- ценностных отношений, и действенно-практического опыта как составляющих патриотической воспитанности; позволяет накапливать необходимые знания, изучать опыт коллег, познавать, осваивать новые средства воспитательного воздействия.
Организационная функция патриотического воспитания школьников предполагает создание условий для включения всех субъектов и объектов деятельности, в процесс достижения поставленных целей патриотического воспитания школьников. При этом ведущую роль играют оптимально подобранные методы, технологии, приемы и средства, содействующие развитию личности, как школьника, так и педагога.
Преобразующая функция патриотического воспитания школьников требует от педагога проявления творческого подхода к организации образовательного процесса, включения объектов патриотического воспитания в направленную и ценностно-ориентированную патриотическую деятельность, а также взаимодействия субъектов и объектов патриотического воспитания в социально-преобразовательной деятельности на благо своей страны.
Координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на объект патриотического воспитания школьников, осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания. Она предполагает умения субъектов патриотического воспитания школьников устанавливать контакты с родителями и коллегами, социальными партнерами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им назначение, содержание, методы патриотического воспитания школьников побуждать родителей к активному участию в совместной патриотически-ориентированной деятельности.
Контролирующая функция патриотического воспитания школьников связана с отслеживанием реализации социального заказа на формирование личности патриота своего Отечества на уроках, во внеурочной деятельности, во внеклассной работе и распределением ответственности между всеми субъектами патриотического воспитания школьников. В условиях реализации новых стандартов общего образования, определены требования к личностным результатам образования, которые не подлежат персонифицированной оценке внешних по отношению к школе учреждений, но являются предметом контроля администрации, учителей предметников, классных руководителей, которые сопоставляет с результаты патриотического воспитания с целями, поставленными государством и образовательным учреждением.
Прогностическая функция патриотического воспитания школьников очень важна в условиях реализации Государственной программы патриотического воспитания третьего поколения и новых стандартов общего образования, так как служит целям предвидения «зоны ближайшего развития» школьников и воспитательной системы образовательного учреждения. Учитель-предметник, классный руководитель как основные субъекты патриотического воспитания школьников постоянно экстраполируют полученные в ходе контроля данные на поведение учащихся в различных естественных и специально созданных воспитательных ситуациях ценностного и нравственного выбора в будущем, то есть занимаются прогнозированием. На основе данных наблюдения и специальных методик становится возможным осуществить прогноз состояния и динамики развития патриотической воспитанности школьников.
Коррекционная функция патриотического воспитания школьников позволяет изменять негативные моменты целостного педагогического процесса, влиять на динамику роста уровня патриотической воспитанности школьников и повышение качественных характеристик патриотического воспитания: содержания, педагогических условий, компетентности учителя, характера и стиля взаимодействия субъектов и объектов патриотического воспитания школьников.
Отметим, что обязательным условием эффективности процесса патриотического воспитания школьников в образовательном учреждении является реализация всех функций патриотического воспитания в совокупности.
Среди функций патриотического воспитания выделяются:
-непосредственно педагогическая - формирование ценностных ориентаций молодого поколения;
-дидактическая - формирование прикладных знаний, навыков и умений;
-развивающая - формирование будущих трудовых профессиональных навыков, расширение мировоззрения;
-социальная - социализация личности;
-этическая - нравственное воспитание молодежи;
-коммуникативная – развитие навыков общение, в т. ч. Межнационального у детей и подростков.
Результатом гражданско-патриотического воспитания, построенного на данных принципах, должно стать:
-осознание молодёжью принадлежности к российскому государству и народу;
-уважение к истории и русскому языку, региональным языкам своего народа, страны;
-чувство гордости и уважения к своим родителям, предкам, народу, месту, где ребёнок родился;
-знание культуры своего народа и стремление соблюдать традиции.
Сущностные характеристики системы патриотического воспитания школьников.
При характеристике патриотического воспитания как системы, можно выделить следующие сущностные характеристики системы патриотического воспитания школьников: многофакторность, длительность, перспективность, комплексность, преобладание организаторских форм педагогической деятельности, ступенчатость.
Многофакторность системы - первая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников. Многофакторность данного феномена определяется наличием многочисленных факторов внутренней и внешней среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты школьника с другими людьми, его обращение к литературе, искусству, средствам массовой информации, которые разнонаправлено -целенаправленно и стихийно влияют на процесс патриотического воспитания школьников.
Систематичность и длительность - вторая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенном порядке и системе:
– целеполагание и планирование процесса патриотического воспитания школьников, его основных стадий и этапов его реализации;
– отбор содержания процесса патриотического воспитания школьников: форм, методов, средств;
– организацию процесса патриотического воспитания школьников;
– контроль над ходом процесса патриотического воспитания школьников;
– определение основных направлений коррекции процесса патриотического воспитания школьников;
– принятие управленческих решений;
– прогнозирование дальнейшего хода процесса патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников.
Длительность как сущностная характеристика патриотического воспитания школьников реализуется как целесообразная, плановая, комплексная реализация процесса патриотического воспитания школьников, с учетом возрастных, индивидуальных, национальных и конфессиональных особенностей школьников в условиях непрерывного изменения личности школьника и образовательной среды, коррекции и прогнозирования хода процесса патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников.
Перспективность - третья сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - определяет возможную успешность развития процесса патриотического воспитания и основные факторы (внутренние и внешние) и условия успешности этого процесса.
Данная характеристика отражает необходимость и возможность ставить отдаленные и близкие цели, планировать процесс патриотического воспитания школьников и прогнозировать его результаты.
Комплексность - четвертая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое, объединяющее в себе отдельные направления реализации его воспитательных функций. Эта характеристика отражает взаимоувязанность и полноту различных типов, направлений, форм, методов, средств патриотического воспитания школьников.
Ступенчатость - пятая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников характеризует последовательность патриотического воспитания школьников как процесса перехода от элементарных представлений о патриотизме - к высшему ценностно-смысловому проявлению патриотизма: служению Отечеству. В связи с этим происходит последовательное построение процесса патриотического воспитания от знаний о патриотизме и создания мотивации патриотически-ориентированного поведения до формирования опыта собственно патриотической деятельности.
Приведенные характеристики являются сущностными и могут быть применимы к процессу патриотического воспитания как необходимые, но не достаточные. Также можно дополнить перечень сущностных характеристик, такими как целостность.
Целостность - шестая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - означает завершенность, тотальность, цельность и собственная закономерность вещи.
Опираясь на определение философского словаря, мы рассматриваем целостность системы патриотического воспитания школьников как важнейшую сущностную характеристику, обеспечивающую цельность и завершенность процесса патриотического воспитания школьников в единстве всех его стадий и этапов.
Целостность процесса патриотического воспитания школьников определяется, прежде всего единой целью патриотического воспитания школьников и единством всех целенаправленных воспитательных воздействий. Диалектика отношений внутри целостного процесса патриотического воспитания школьников заключается:
– во-первых, в единстве и самостоятельности процессов (стадий, этапов, ситуаций) его образующих;
– во-вторых, в целостности и соподчиненности входящих в него компонентов;
– в-третьих, в наличии общего и сохранении специфического.
Активность - седьмая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников характеризует деятельность педагогов как целенаправленную, мотивированную, осознанную, эмоционально-окрашенную инициативную и ситуативную при высоком уровне владения педагогом способами и приёмами действий. Такая активность означает и активный двусторонний характер взаимодействия педагога и школьников как условие его эффективности. Активно включаемый субъектами в различные виды деятельности школьник сам постепенно становится активным участником и субъектом этого процесса. По словам Э.В. Ильенкова «личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он уже, разумеется, обладает, не есть еще человеческая индивидуальность».
Заключение
Проблема воспитания гражданина - патриота предстала перед человечеством с тех пор, как появились первые государства. Эта проблема актуальна и теперь, так как от того, какие ориентиры в формировании и становлении личности будут приняты, какие воспитательные системы будут вводиться в учебно-воспитательной программе, будет зависеть будущее России.
Сегодня с введением ФГОС гражданско-патриотическое воспитание делает акцент на диалоге и культурном образовании в рамках нашего многонационального государства, что закреплено в Конституции и основных российских законах. Воспитание гражданина - патриота своей Родины, готового к дальнейшему образованию и трудовой деятельности, со сформированными политическими и мировоззренческими убеждениями, с сознательным отношением к обязанностям является его целью. При этом для достижения данной цели воспитание как сложный процесс имеет свои четко сформированные структуру, функции о сущностные характеристики, что и было рассмотрено в моей работе.
Список литературы
Абрамова, С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права - М.: Глобус, 2006. - 224 с.
Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие / Н К. Беспятова, Д.Е. Яковлев - М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2006. - 189 с.
Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б., Лутовинов В.И. Концептуальные основы патриотического воспитания учащейся молодежи. – Волгоград: ПринТерра. –2007 – 136 с.
- Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1493(с изменениями на 13 октября 2017 года)
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. — М., 2003
Микрюков, В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1-11 классы - М.: ВАКО, 2009. - 192 с.
Мельникова Е.В. Патриотическое воспитание младших школьников / Е.В. Мельникова - Электрон, текст. Дан. - Режим доступа.:: http://www.gopsy.ru/ gopsy /456/83694/ (23 февр. 2015г.)
Новикова Л.И. Школа и среда. — М: Знание, 1985. — С. 32
Пашкович, И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработка занятий [Текст] - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.
Протопопова В.А. Принципы военно-патриотического воспитания в условиях инновационного образовательного кластера // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/30PDMN416.pdf (доступ свободный).
Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шпенов. - 4 - е издание [Текст] - М.: Издательский центр " Академия", 2012. - 496 с.
Шемшурина, А.И. Патриотическое воспитание школьников. Кн. для учителя. Учеб. - метод. пособие / А.И. Шемшурина [Текст] - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 110 с.
Педагогика. Курс лекций. Лихачев Б.Т. М.: 2010. - 647 с. М.: 2001. ... Курс лекций создан на основе экспериментальной программы по педагогике
1 Протопопова В.А. Принципы военно-патриотического воспитания в условиях инновационного образовательного кластера // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/30PDMN416.pdf (доступ свободный).
2 Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1493(с изменениями на 13 октября 2017 года)
3 Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б., Лутовинов В.И. Концептуальные основы
патриотического воспитания учащейся молодежи. – Волгоград: ПринТерра. –
2007 – 136 с.
4 Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. — М., 2003
5 Новикова Л.И. Школа и среда. — М: Знание, 1985. — С. 32
14