СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура и методика проведения минуток чистописания

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование алгоритмов в процессе обучения русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Структура и методика проведения минуток чистописания»

Структура и методика проведения минуток чистописания

Минутка чистописания состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного. В подготовительном этапе выделяют две части:

  1. определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания;

  2. составление плана предстоящих действий по написанию буквы и ее элементов

В первой части подготовительного этапа используются специальные упражнения, направленные на одновременное решение следующих задач:

  • самостоятельное выявление школьниками буквы, предназначенной для письма

  • формирование учащимися темы минутки чистописания

В разные периоды обучения учащихся на первый план выходят различные сочетания подлежащих развитию интеллектуальных качеств личности, их лингвистических значений и умений.

На первом году обучения используются простые речемыслительные упражнения.

  1. Рассмотрите данное изображение. Какую букву мы будем сегодня писать. Она встречается чаще других. Сколько раз она изображена.

Р Я У Х Б

О Х

Р М В Г Р

Н

Р

Постепенно в заданиях постепенно уменьшается количество наводящих установок.

  1. Упражнения, направленные на развитие аналитико-синтетического мышления и речевых способностей. Ряд букв: т, п, к, е, н. Какую букву будем писать? Объясните, почему?

  2. Упражнения, где акцент делается на развитие абстрактного мышления и устной речи. Расшифруем данную запись и определим букву.

5 3 1

Д В ? (А)

  1. Упражнения, направленные на развитие речи, умение сравнивать, сопоставлять и находить общее в частых лингвистических явлениях, абстрагировать

Б

О

Р

Т

З

У

Б

Р

О

Б

О

З

Б

О

Р

Щ

Сравнить между собой написанные слова. Определить букву и объяснить почему?

  1. Упражнения, ориентированные на первостепенное развитие языкового чутья, речи, сообразительности.

С помощью этой буквы образуются все слова данной схемы

К



Т М Л Н К Д

  1. Упражнения, на развитие речи, интуиции, сообразительности.

П, В, С, Ч, П, С,… (понедельник, вторник….) Равным образом можно зашифровать названия цифр, месяцев, составлять ряды гласных или согласных букв, идущих по порядку или через одну, две и т. д.

Во втором и в последующих классах развитие интеллектуальных умений продолжается, но на более высоком уровне трудности. Эти упражнения стимулируют развитие речи, мышление с использованием различных лингвистических заданий. Например, через подбор синонимов к словам: доктор – врач, рев - … (плач), зов - … (клич), ураган - … (смерч). Или подбор антонимов, или использование словарных слов и шифр и др.

Требования ко всем упражнениям:

  • От урока к уроку степень трудности заданий возрастает.

  • Содержание упражнений связывается с темами русского языка

  • Каждое задание предусматривает активную речемыслительную деятельность школьников

Вторая часть подготовительного этапа тоже требует постепенного усложнения активной и сознательной деятельности учащихся. Учащиеся предварительно в процессе речемыслительной деятельности, осваивают порядок записи букв. Определяют и формулируют ее закономерность. Закономерность записи систематически меняется с постепенным нарастанием трудности.

Например, / а //а///а….(закономерность: строчная а чередуется с наклонными прямыми, которые увеличиваются на одну), ра, рб, рв, рг…. (закономерность: строчная р чередуется с буквами алфавита), обл, лбо, обл, лбо… (закономерность: строчная буква б пишется с буквами о и л, которые в звене цепочки меняются местами). Постепенно учащиеся привлекаются к составлению цепочки. Используем такие виды деятельности:

  • восприятие на слух предложенной закономерности;

  • самостоятельное выявление закономерности;

  • полная самостоятельность – это составление учащимися закономерности чередование букв и ее озвучивание.

Таким, образом, в процессе организации и проведения минуток чистописания включение ученика в учебный процесс реализуется активно, что позволяет обеспечивать плодотворную учебную деятельность.

Постепенное усложнение заданий сопровождается увеличением доли участия детей в организации учебного процесса.

Например, как это выглядит во время проведения минуток чистописания.

Первый вариант предусматривает совмещение нахождения буквы предназначенной для написания с неполным фонетическим разбором. На доске слова: нос, лак, лён. (Прочитайте слова. Определите букву, которую мы будем сегодня писать во время минутки чистописания. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове находится? ) Учащиеся дают ответ на два поставленных вопроса, не нарушая их последовательности и одновременно характеризуют предстоящие учебные действия.

От урока к уроку задания усложняются за счет увеличения исходных слов. Это позволяет развивать объем и распределение внимания, сосредоточенность, наблюдательность , анализ и синтез. Например, на доске пять слов: енот, елка, маяк, льет, мед. Надо определить букву, которую будем писать на чистописании. Она обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного. Какая это буква? В каком слове находится?

Второй вариант предполагает поиск буквы с одновременным введением поиска объектов, связанных с изученными темами русского языка. Например, на доске слова: лампа, ветка, отлетел. Буква, которую мы будем писать, находится в корне глагола и обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове находится? Постепенно количество поисковых объектов увеличивается, расширяется. Так, при изучении глагола детям может быть предложено задание такого рода: «Прочитай слова: м-рщины, ел-ник, тр-вяной, разв-лил, сб-жал. Буква, которую мы будем писать, находится в корне существительного женского рода множественного числа и обозначает непарный глухой всегда мягкий звук. Какая это буква? В каком слове находится? В этих же заданиях проводим о работу над орфограммой, распознаем части речи, учимся с детьми классифицировать, обобщать.

Третий вариант предполагает использование поиска буквы элементов шифра, кодирования и т.д.

Четвертый вариант обеспечивает необходимость самостоятельного формулирования и выполнения задания, предусматривающего определение буквы. Например, даем установку, ориентируя детей на запись на доске. «Если мы правильно сформулируем и выполним задание к данной записи, то узнаем букву для минутки чистописания.

Война – мир. Сухой - … Старый - .. Глубокий -… Гладить - … Твердый -… Это буква «М»

Таким образом, на втором году обучения минутка чистописания становится универсальной структурной частью урока. Во время ее проведения, наряду с совершенствованием графического навыка, осуществляются нетрадиционные виды фонетического разбора, разбора слов по составу, углубляются знания по изучаемым темам русского языка, продолжается формирование качеств интеллекта.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!