Выступление на педсовете
Емельянова Т.А.
Структура и содержание целевого раздела общеобразовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения.
Слайд 2
Проанализировав образовательную программу Начального Общего Образования этого года и требования Федерального государственного стандарта 2021 года выяснили следующее, что структура целевого раздела не изменилась, в нее также входят :
1) пояснительная записка,
2)планируемые результаты освоения обучающимися основной программы общего образования,
3)система оценки достижения планируемых результатов освоения программы общего образования
Слайд 3
Тщательно изучив Федеральный государственный стандарт 2021 года в разделе пояснительная записка мы предлагаем
дополнить пояснительную записку нашей программы начального общего образования в части Принципы реализации учебного процесса в школе словами: «При реализации Общей образовательной программы начального общего образования используются электронные средства обучения на уроках при соблюдении установленных Санитарных параметров 2.4.3648–20 требований:
• общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке (п. 2.10.2): для интерактивной доски – для детей до 10 лет – 20 минут, старше 10 лет – 30 минут; для компьютера (ноутбука, планшета) – для детей 1, 2 х классов – 20 минут, 3, 4 х классов – 25 минут.
• продолжительность непрерывного использования экрана для учеников 1-4-х классов составляет 10 минут (п. 2.10.2).
• с целью профилактики нарушений зрения обязательно проводится гимнастика для глаз при использовании электронных средств обучения – на уроке и перемене, а также при использовании книжных учебных изданий – во время перемен при участии педагога (п.п. 2.10.2, 2.10.3)».
Слайд 4 Включить в пункте Требования к планируемым результатам обучения Такие слова:
Планируемые результаты обучения и воспитания носят отсроченный характер, но деятельность педагогического коллектива нацелена на перспективу развития и становления личности обучающегося. Поэтому результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в форме целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов выпускника на уровнях начального общего, образования.
Что касается планируемых результатов , то в новых стандартах подробнее описывают результаты освоения программы – личностные, метапредметные, предметные.
Слайд 5 В новых стандартах Личностные результаты разделены на 2 группы
1)социально значимые понятия
2)позитивно ценностные отношения и социально значимые умения, навыки и способности
Личностные результаты ФГОС 3 поколения ориентированы на систему ценностей и мотивов. Т. Е ребенок говорит - я хочу, я понимаю. Что образование, это ценность, я понимаю, какой нужно получить результат.
Слайд 6 Сравним нынешние стандарты и стандарты 3 поколения
В нынешних стандартах было просто перечисление личностных результатов , а в новых стандартах личностные результаты разбиты по направлениям воспитательной работы. Это говорит о единстве образовательного и воспитательного процесса в целом.
1. Патриотическое воспитание (4)
2. Гражданское воспитание (8)
3. Духовно-нравственное воспитание (3)
4. Эстетическое воспитание (3)
5. Воспитание ценности научного познания (3)
6. Физическое воспитание. Формирование
культуры здоровья и эмоционального
благополучия (5)
7. Трудовое воспитание (5)
8. Экологическое воспитание (5)
Всего = 36 конкретных формулировок
личностных результатов
слайд 7
В каждом направлении происходит детализация конкретных результатов (на примере гражданского воспитания) :
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе
представление о способах противодействия коррупции
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней)
слайд 8
Духовно-нравственное воспитание:
-признание индивидуальности каждого человека;
-проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
-неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
. Эстетическое воспитание:
-уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
-стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
-соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
-бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Слайд 9 Новое
Трудовое воспитание:
-осознание ценности труда в жизни человека и общества,
- ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, ---навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
. Экологическое воспитание:
-бережное отношение к природе;
-неприятие действий, приносящих ей вред.
. Ценности научного познания:
-первоначальные представления о научной картине мира;
-познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Слайд10
Что касается Межпредметных учебных действий,то сейчас 16 метапредметных результатов ,(познавательные, регулятивные, коммуникативные ), В новых стандартах они дополняются
умением работать с информацией и
умением участвовать в совместной деятельности.
Ученик говорит себе : я умею строить решение той или иной проблемы, умею проверить и оценить свои действия..
слайд11
Происходит конкретная детализация межпредметных УУД
Если по нынешним стандартам это 16 формулировок, в стандартах 2021года это уже 33 конкретных результата
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
1.1. Базовые логические действия (НОО – 5 позиций,
1.2. Базовые исследовательские действия (НОО – 6
1.3. Работа с информацией (НОО – 6
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
2.1. Общение (НОО – 8,
2.2. Совместная деятельность (НОО – 4,)
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
3.1. Самоорганизация (НОО – 2)
3.2. Самоконтроль (НОО – 2,)
Слайд12
Даются новые формулировки требований к межпредметным результатам
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
1)базовые логические действия (расширены требования):
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях,
-выделять недостаток информации на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
2)базовые начальные исследовательские действия (новое!): -------= определять границу незнания при помощи вопросов педагога;
-формулировать цель и планировать изменение объекта;
- проводить несложные исследования по предложенному плану, формулировать выводы, подкрепляя их доказательствами на основе проведенного исследования,
-прогнозировать развитие событий, процессов в аналогичных ситуациях.
3) работа с информацией (расширены требования)
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
-распознавать достоверную и недостоверную информацию; - самостоятельно создавать схемы, таблицы.
Слайд13
КОММУНИКАТИВНЫЕ
1)общение (расширены требования): готовить неболшие публичные выступления,
подбирать иллюстративный материал к ним
2)работать в команде :формулировать долгосрочные и краткосрочные цели,
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы
Слайд14 Регулятивные
1)саморегуляция ( происходит акцент на результат и алгоритм)
планирование действия по решению учебной задачи для получения результата,
выстраивание последовательности учебных действий
2)самоконтроль (более конкретная формулировка)
устанавливать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности,
корректировать свои действия для преодоления ошибок
слайд15
Обновленные Государственные стандарты требуют оценить метапредметные результаты на промежуточной аттестации.
Трудность заключается в том , что в новых ФГОС нет разбивки метапредметных результатов по годам освоения ООП. Поэтому
Школе необходимо создать рабочую группу педагогов, которые сделают эту разбивку.
Слайд16 ПРЕДМЕТНЫЕ учебные универсальные действия.
происходит их конкретизация и систематизация:
1.Распределены по годам обучения.
2. Определяют минимум Содержания образования, изучение которого гарантирует государство.
3. Формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений.
4. Формулируются на основе документов стратегического планирования с учетом ВПР, НИКО и т.д.
5. Усиливают акценты на изучение явлений и процессов современной России и мира в целом, современного состояния науки.
Новый Государственный Стандарт 2021 года определяет четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
Предметные результаты освоения программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы (учебные модули), ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на уровне начального общего образования
Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Например, во стандартах 3 поколения конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ – «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики»... Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам.
В качестве предметных результатов по «Математике и информатике», «Окружающему миру» включены элементы финансовой грамотности: «использование начальных математических знаний при решении задач, в том числе в сфере личных и семейных финансов» (п. 43.4), «получение знаний о небезопасности разглашения финансовой информации при общении с людьми вне семьи… и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов»
Слайд 17 Что касается Оценки результатов освоения программы
больших изменений нет, Только следует отметить, что
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в формах, определенных в порядке, установленном Организацией.
• Итоговой аттестации по уровню начального общего образования проекты ФГОС НОО не предусматривают.
• Оценка личностных результатов освоения программы начального общего образования не является предметом промежуточной аттестации
Слайд 18
Предлагаем дополнить изменения в подраздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы»
Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с рекомендациями для системы общего образования по
основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательной организации
Слайд19Наши предложения. Внести в ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ начального общего образования следующие изменения
дополнить пояснительную записку в части Принципы реализации учебного процесса в школе словами: «При реализации Основной Образовательной программы Начального общего образования начального общего образования использует электронные средства обучения на уроках при соблюдении установленных СП 2.4.3648–20 требований
Внести Новые личностные и метапредметные и предметные УУД с полной детализацией. дополнить предметные результаты по математике и окружающему миру
дополнить изменения в подраздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Создать группу учителей для разработки метапредметных УУД по годам обучения.