СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура метапредметного урока

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описываются задачи, методические принципы и структура современного урока

Просмотр содержимого документа
«Структура метапредметного урока»

СТРУКТУРА МЕТАПРЕДМЕТНОГО УРОКА


Установленные ФГОС ООО новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования, поэтому учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Учитель, работающий в современной школе, должен понимать, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентирует ФГОС. Весь учебный процесс должен основываться на деятельностном подходе, цель которого – развитие личности учащегося на базе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок развивается только при активном восприятии учебного материала, пассивный подход малоэффективен.

В меняющейся образовательной среде урок по-прежнему остается основной формой организации учебного процесса, но смысл урока как дидактической категории меняется в связи с изменяющимися целями и условиями обучения. Классик советской дидактики М.Н. Скаткин определял урок как составную часть и основную организационную форму учебного процесса. И.Я. Лернер в монографии «Учебный предмет, тема, урок», развивая положения теории урока М.Н. Скаткина, писал: «Успех урока можно считать достигнутым, если обеспечиваются усвоение знаний и умений до уровня готовности к их творческому применению и сформированность эмоционально-ценностного к ним отношения соответствии с общественным мировоззрением и идеалами…». Здесь важна ориентация на результат обучения, и в качестве такового результата понимается, во-первых, способность применить полученные знания и умения, а во-вторых, мотивированность получения этих знаний и умений. Положения И.Я. Лернера остаются актуальными и сейчас.

Метапредметный урок предполагает синтез предметных знаний. Целью урока является, в первую очередь, преодоление разобщенности различных учебных дисциплин, отказ от узкопредметной специализации. Таким образом, метапредметный урок является синтезом учебных предметов, формирующим целостное восприятие окружающего мира.

При структурировании метапредметного урока следует помнить общую закономерность, согласно которой постоянными этапами учебного занятия являются организационный в начале урока и этап выдачи домашнего задания. Все же остальные этапы урока варьируются в зависимости от того, в какой технологии работает учитель и на какой стадии находится изучение материала. На таком уроке вся деятельность выстраивается вокруг некоторой мыслительной организованности (знание, проблема, задача, смысл, категория и т. д.).

Основными методическими принципами современного урока являются:

 субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);

 метапредметность (формируются универсальные учебные действия);

 деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);

 рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);

 импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).

Современный урок, сохранив свою структуру, существенно изменил содержательную и организационную наполненность привычных этапов.

Это демонстрирует следующая таблица.

Требования к уроку

Традиционный урок

Метапредметный урок

1

2

3

Объявление темы урока

Учитель сообщает

учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться.

Главная цель учителя –

успеть то, что запланировано.

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания по схеме «вспомнить → узнать → научиться» (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)


Практическая деятельность учащихся


Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные

Действия по намеченному плану

(применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует


Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

1

2

3

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет

оценивание работы учащихся на уроке


Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов

деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)


Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем учётом индивидуальных возможностей


Метапредметный урок, помимо предметных, решает более широко направленные задачи:

 формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает;

 формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности;

 ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся;

 обучение общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

В качестве критериев эффективности метапредметного урока выступают:

- наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

- использование проблемных творческих заданий;

- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;

- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;

- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

- при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты:

- уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных знаний;

- владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера;

- умениями организации собственной учебной деятельности;

- основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний;

- широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;

- базовыми навыками исследовательской деятельности;

- проведения виртуальных экспериментов;

- способами и методами освоения новых инструментальных средств;

- основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Процесс развития метапредметных результатов – метапредметных УУД требует от учителя кардинального переосмысления и перестройки самой системы, владения в совершенстве активными методами и приемами обучения, осуществление исследовательского, системно-деятельностного подхода и проблемного метода обучения, широкого использования ИКТ, ЦОРов, ЭОРов для создания новых интересных заданий, активизирующих мыслительную деятельность учеников.


Список использованной литературы

  1. Михеева, Ю.А. Проектирование урока с позиций формирования универсальных учебных действий. – [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.ug.ru/method_article/260

  2. Хуторской, А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. М.: Эйдос; Изд-во Ин-та образования человека, 2012 – 50 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!