Образовательная программа по брейк- данс | 2003-2017 |
Структура обучения в breaking
В традиционно сложившихся подходах к теории обучения движениям содействие формированию двигательного действия происходит в три этапа, содержащие определённые стадии усвоения программного материала. Эти этапы обусловлены физиологическими механизмами формирования двигательных навыков:
1 этап - создание представления о движении и начальное разучивание
На этом этапе обучение направлено на создание общего представления об изучаемом действии. Представления о двигательном действии должны включать:
Визуальный образ двигательной задачи, основанный на наблюдении;
Логический образ двигательной задачи, основанный на объяснении;
Кинестетический (двигательный) образ, основанный на ранее сформировавшихся представлениях и на ощущениях, возникающих в попытках решить двигательную задачу частично в подводящих движениях или целиком.
Содействие формированию визуального и логического компонентов происходит значительно быстрее, чем двигательного. Но двигательный компонент всегда остаётся основой представлений.
Создание представлений опирается на ряд характерных методов и приёмов:
- использование терминологически точного названия движения;
- показ движения, с помощью которого создаётся зрительный образ;
- объяснение, с помощью которого выделяется смысл и основные элементы условия двигательной задачи;
- первичное, пробное исполнение (в облегчённых условиях, с помощью педагога, в замедленном темпе и т.п.), при котором учащиеся получает определённые мышечные ощущения, способствующие созданию двигательных представлений).
В любом случае, формы, средства и методы создания представлений должны быть адекватны уровню знаний, тренированности и двигательному опыту танцора.
Двигательные приёмы формирования представлений о движении наиболее важны. При большом количестве разновидностей методов и приёмов обучения педагогом принимается решение по двум основным направлениям: целостное или расчленённое освоение наиболее приемлемо в каждом конкретном случае. Необходимо использовать все возможности для применения, прежде всего, целостного метода и, если это невозможно, то расчленить упражнение на минимум частей. А такими возможностями являются: предварительное содействие формированию основных видов готовности учащихся, использование подводящих упражнений, помощи педагога, а также регуляторов движения, применяя которые, педагог ставит обучаемых в условия, в которых движение может быть выполнено только одним правильным способом.
Первый же этап обучения заканчивается после выполнения основы техники двигательного действия в целом.
2 этап обучения - углубления и детального разучивания.
Цель данного этапа - содействовать формированию двигательного умения. Управление движениями происходит неавтоматизированно. Сознание учащегося загружено контролем каждого движения, быстротой выполнения, действие выполняется неэкономно, выполнение нестабильно, запоминание непрочное. Тем не менее, на этом этапе действие в конечном итоге выполняется относительно совершенно, уточняются кинематические и динамические характеристики техники действия.
Основной метод формирования умения — практическое выполнение действия в стандартных условиях. При этом может быть использован как целостный, так и расчленённый методы обучения, в зависимости от конкретных задач. Так широко используется метод целостного исполнения с постановкой частных задач обучения. Постепенно же отработанные элементы техники автоматизируются, контроль над ними берет на себя подсознание, получает возможность обратить внимание на последующие двигательные задачи. По мере занятий обучающейся начинает распределять внимание на два, а затем три объекта, контролируя и корректируя в них действие одновременно. Последующие (если в этом есть необходимость) элементы техники берутся под контроль по мере автоматизации предыдущих.
На этом этапе с целью углубления знаний и уточнения некоторых параметров техники может быть использован и раздельный метод обучения, в частности, метод решения частных двигательных задач, который предполагает вычленение отдельных характеристик и действий внутри фаз целевого движения.
Тем не менее, визуальную срочную информацию можно получить после просмотра видеозаписей сразу после исполнения элемента или танца. Сравнительный анализ ряда видеозаписей даст возможность проследить динамику формирования умения и навыка.
Достаточно широко могут быть использованы приёмы взаимо - и самоконтроля. Это внесёт элемент сознательности и активности в процесс обучения.
3 этап — закрепления и дальнейшего совершенствования.
Цель этапа - содействовать формированию навыка. Сознание освобождается от подробного контроля над каждым движением. Однако это не означает неосознанности действий. Сознание направлено в основном на узловые компоненты действий, (выполнение технически сложных движений в согласовании с музыкой, максимально выразительно и т.п.). Движения выполняются слитно, без лишнего напряжения, легко, экономично, действие устойчиво под влиянием сбивающих факторов, прочность запоминания высокая, даже при длительных перерывах.
Закрепление происходит в процессе многократного повторения. Попутно осуществляется дальнейшее совершенствование деталей (положения корпуса, рук, ног, головы), которые в брейк-дансе являются средствами выразительности, совершенствуются и некоторые параметры техники. Основным критерием прочности навыка является стабильность выполнения движения.
Для совершенствования навыка рекомендуется широко использовать состязательный метод, а также проведение модельных занятий.
Ошибки могут появиться и на этой стадии формирования навыка, т.к. действие выполняется в новых условиях.
1-я группа ошибок - излишнее закрепощение;
2-я группа - появление ненужных движений при переключении внимания на цель действия (например, требования выразительности, музыкальности).
Свечкарёва Н.Ю. г. Зверево МОУ ДО ДДТ