Природоведение как учебный предмет в начальной школе изучается в III, IV классах. В I—II классах при знакомстве с окружающим миром у детей формируются отдельные представления о таких объектах живой природы, как комнатные растения, животные уголка живой природы. Непосредственно в природе учащиеся приобретают первоначальные умения по наблюдению за сезонными изменениями в жизни растений. Таким образом, у детей накапливаются факты о состоянии погоды, растений, животных в разное время года, и они подготавливаются к изучению самостоятельного предмета природоведения. Само название предмета говорит о том, что в нем отражена система знаний о неживой и живой природе, раскрываются основные закономерности, взаимосвязи между ними. Природоведение изучает природу как единое целое, рассматривает ее в развитии, во времени и пространстве.
Основная идея школьного предмета природоведения состоит в раскрытии объективно существующих связей между неживой и живой природой, в объяснении влияния всех компонентов природы на трудовую деятельность человека. А. Я. Герд, разрабатывая содержание предмета о природе для учащихся младших классов, обращал внимание на установление связей и взаимосвязей природных явлений, на логику построения предмета. «...Отдельным естественным наукам, зоологии, ботанике, минералогии, физике и др. в начальной школе нет места. Здесь мест только одной нераздельной науке об окружающем неорганическом и органическом мире» (Герд А. Я. Избранные педагогические труды. — М., 1953. — С. 84).
Курс естествознания, созданный А. Я. Гердом для начальной школы, включал сведения о земле, воздухе и воде, о строении, жизни человеческого организма, его связи с окружающей природой, а также об органах растения, их основных функциях, разнообразии форм животного мира: Почему именно такой материал был отобран для курса «Неживая природа»? А. Я. Герд выдвигает следующие причины: наблюдения над неживой природой легче, проще наблюдать над растениями и животными, так как изучение последних связано с использованием микроскопа и других сложных приборов. Знакомство с неживой природой дает детям сведения, необходимые для наблюдений за растениями и животными, т. е. подготавливает ту базу знаний, которая необходима для изучения в последующем ботаники и зоологии.
Содержание курса естествознания послужило основой для создания современного предмета природоведения с учетом изменившихся политических и социально-экономических условий нашего общества.
Содержание курса природоведения базируется на основе многих наук: биологии, географии, физики, химии, минералогии, в связи с чем оно приведено в определенную систему, соответствующую основным дидактическим принципам: научности, доступности, систематичности и последовательности раскрытия ведущих понятий.
Начальное природоведение закладывает основы материалистического понимания явлений природы, доступно объясняет простейшие связи между отдельными природными явлениями, показывает, как человек использует богатства природы в интересах общества и ведет работу по ее охране. Включенный в содержание курса материал соответствует последним достижениям науки о природе. В основе его отбора лежит принцип научности.
Отобранные факты подвергаются дидактической обработке с учетом возрастных особенностей младших школьников и общего уровня их подготовки.
Изучение природы начинается с непосредственного контакта с ней. В связи с этим еще К. Д. Ушинский отмечал, что прежде всего нужно изучать природу своей местности. Местный материал является наиболее доступным для младших школьников: он удобен для непосредственного наблюдения, с ним дети часто встречаются в повседневной жизни, быту, он им более понятен и легче усваивается. Именно поэтому краеведческий принцип положен в основу современного курса природоведения для I—IV классов и ориентирует учителя на ознакомление учащихся с объектами природы своей местности.
Программа начального курса природоведения построена по принципу сезонности, так как наблюдения за изменениями в неживой и живой природе в разное время года дают убедительный материал о взаимосвязи и взаимозависимости явлений в природе, доступны для непосредственного наблюдения младшими школьниками и возможны для наблюдения повсеместно.
Изучение природы своей местности и сезонные наблюдения в окружающей природе делают материал природоведения в I—IV классах доступным для понимания младшими школьниками. Содержание современного курса природоведения подчинено принципам систематичности и последовательности в раскрытии сущности понятий. Природоведческий материал в программе располагается в определенной системе. Дети сначала изучают элементы неживой природы, накапливают базу соответствующих знаний для изучения живой природы и понимания ее взаимосвязи с условиями окружающей среды. В программе хорошо просматривается преемственность в формировании и развитии природоведческих понятий. Например, в III классе у учащихся формируются знания о растительности и животном мире лесов,
лугов, полей, садов. В IV классе при изучении основной, темы
«Природа нашего края» эти знания расширяются, дополняются
и развиваются.
Все темы и разделы начального курса природоведения взаимосвязаны и поэтому в процессе последовательного изучения природоведческие знания и умения обогащаются новым содержанием, развиваются на основе элементарных природоведческих сведений, полученных школьниками в I—II классах.
Содержание программы III класса представлено следующими темами: «Введение», «Летние и осенние изменения в природе», «Зимние изменения в природе», «Весенние изменения в природе». Такое построение программы природоведения в III классе расширяет, систематизирует и обобщает знания о неживой и живой природе, сезонном характере ее развития и трудовой деятельности человека, а также способствует формированию знаний о физических свойствах тел неживой природы, о растениях
и животных своей местности, их охране.
Программа по природоведению в IV классе представлена
следующими темами: «Введение», «Ориентирование на местности», «План и карта», «Природа нашего, края», «Организм человека, охрана его здоровья».
В первой теме в процессе проведения предметных уроков, экскурсий, наблюдений, практических работ формируются понятия о горизонте, компасе, плане, карте, школьники знакомятся с физической картой, с Землей как планетой, с размещением нашей Родины на глобусе и карте. Эти знания подготавливают учащихся к восприятию материала о разнообразии природы нашей Родины.
Школьники проводят практические работы по определению основных сторон горизонта по солнцу, компасу и местным, признакам, должны научиться читать планы, карты, чертить план стола, класса.
В программе природоведения в IV классе предусмотрено
также развитие знаний о сезонных изменениях в природе, внесены задания, направленные на развитие умений проводить наблюдения за ними, применять простейшие приборы.
Знания об охране природы и рациональном ее использовании дополняются, конкретизируются и обобщаются. На уроке по теме «Охрана растений и животных в области (крае, республике)» необходимо углубить знания учащихся о мероприятиях по охране природы, на конкретных примерах показать, как люди заботятся об охране природных богатств нашей Родины, рассказать о значении Красной книги.
Материал темы «Организм человека, охрана его здоровья» предполагает вооружение школьников общими знаниями о своем организме, его органах и функциях. Особое внимание уделяется вопросам гигиены тела человека, его охране и сохранении здоровья. В теме рекомендуется выполнение практических работ по занятиям спортом, утренней гимнастикой, по соблюдению чистоты классной комнаты.
Обзор содержания природоведения показывает, что одной из основных задач курса является изучение вопросов охраны природы, способствующих воспитанию у детей стремления охранять и приумножать ее богатства. Это требует организации природоохранительной работы учащихся, в ходе которой необходимо предусмотреть участие детей в различных видах общественно полезного труда ( подкармливание птиц, сбор семян цветочно-декоративных растений, распространение их среди населения, сбор колосков на полях после уборки, уход за зелеными насаждениями в микрорайоне, выращивание растений, участие в работе зеленых и голубых патрулей).
Богатство и разнообразие содержания школьного курса природоведения способствует обучению, воспитанию и развитию младших школьников. Знания по природоведению служат основой для изучения в средней школе таких дисциплин, как география, биология, физика, химия. Материал курса постоянно используется при изучении учащимися других учебных дисциплин начальной школы: русского языка, технологии, математики, рисования.