СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура предметного содержания природоведения начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Природоведение как учебный предмет в начальной школе изу­чается в III, IV классах. В I—II классах при знакомстве с ок­ружающим миром у детей формируются отдельные представле­ния о таких объектах живой природы, как комнатные растения, животные уголка живой природы. Непосредственно в природе учащиеся приобретают первоначальные умения по наблюдению за сезонными изменениями в жизни растений. Таким образом, у детей накапливаются факты о состоянии погоды, растений, жи­вотных в разное время года, и они подготавливаются к изуче­нию самостоятельного предмета природоведения. Само назва­ние предмета говорит о том, что в нем отражена система зна­ний о неживой и живой природе, раскрываются основные зако­номерности, взаимосвязи между ними. Природоведение изучает природу как единое целое, рассматривает ее в развитии, во вре­мени и пространстве.

      Основная идея школьного предмета природоведения состоит в раскрытии объективно существующих связей между неживой и живой природой, в объяснении влияния всех компонентов при­роды на трудовую деятельность человека. А. Я. Герд, разраба­тывая содержание предмета о природе для учащихся младших классов, обращал внимание на установление связей и взаимо­связей природных явлений, на логику построения предмета. «...Отдельным естественным наукам, зоологии, ботанике, мине­ралогии, физике и др. в начальной школе нет места. Здесь мес­т только одной нераздельной науке об окружающем неоргани­ческом и органическом мире» (Герд А. Я. Избранные педаго­гические труды. — М., 1953. — С. 84).

   Курс естествознания, созданный А. Я. Гердом для начальной школы, включал сведения о земле, воздухе и воде, о строении, жизни человеческого организма, его связи с окружающей при­родой, а также об органах растения, их   основных   функциях, разнообразии форм животного мира: Почему именно такой ма­териал был отобран для курса «Неживая природа»? А. Я. Герд выдвигает следующие причины: наблюдения над неживой при­родой легче, проще наблюдать над растениями и животными, так как изучение последних связано с использованием микро­скопа и других сложных приборов. Знакомство с неживой при­родой дает детям сведения, необходимые для наблюдений за растениями и животными, т. е. подготавливает ту базу знаний, которая необходима для изучения в последующем ботаники и       зоологии.

     Содержание курса естествознания послужило основой для создания современного предмета природоведения с учетом из­менившихся политических и социально-экономических условий нашего общества.

        Содержание курса природоведения базируется на основе многих наук: биологии, географии, физики, химии, минералогии, в связи с чем оно приведено в определенную систему, соответ­ствующую основным дидактическим принципам: научности, дос­тупности, систематичности и последовательности раскрытия ве­дущих понятий.

      Начальное природоведение закладывает основы материалис­тического понимания явлений природы, доступно объясняет про­стейшие связи между отдельными природными явлениями, пока­зывает, как человек использует богатства природы в интересах общества и ведет работу по ее охране. Включенный в содержа­ние курса материал соответствует последним достижениям нау­ки о природе. В основе его отбора лежит принцип научности.

       Отобранные факты подвергаются дидактической обработке с учетом возрастных особенностей младших школьников и об­щего уровня их подготовки.

     Изучение природы начинается с непосредственного контакта с ней. В связи с этим еще К. Д. Ушинский отмечал, что преж­де всего нужно изучать природу своей местности. Местный ма­териал является наиболее доступным для младших школьни­ков: он удобен для непосредственного наблюдения, с ним дети часто встречаются в повседневной жизни, быту, он им более по­нятен и легче усваивается. Именно поэтому краеведческий прин­цип положен в основу современного курса природоведения для  IIV классов и ориентирует учителя на ознакомление уча­щихся с объектами природы своей местности.

Программа начального курса природоведения построена по принципу сезонности, так как наблюдения за изменениями в неживой и живой природе в разное время года дают убедитель­ный материал о взаимосвязи и взаимозависимости явлений в природе, доступны для непосредственного наблюдения младши­ми школьниками и возможны для наблюдения повсеместно.

      Изучение природы своей местности и сезонные наблюдения в окружающей   природе   делают   материал   природоведения   в IIV классах доступным для понимания младшими школьниками. Содержание современного курса природоведения подчинено принципам систематичности и последовательности в раскрытии сущности понятий. Природоведческий материал в программе располагается в определенной системе. Дети сначала изучают элементы неживой природы, накапливают базу соответствую­щих знаний для изучения живой природы и понимания ее вза­имосвязи с условиями окружающей среды. В программе хорошо просматривается преемственность в формировании и развитии природоведческих понятий. Например, в III классе у учащихся формируются знания о растительности и животном мире лесов, лугов, полей, садов. В IV классе при изучении основной, темы «Природа нашего края» эти знания расширяются, дополняются и развиваются.      

        Все темы и разделы начального курса природоведения взаи­мосвязаны и  поэтому в процессе последовательного изучения  природоведческие знания и умения обогащаются новым содержанием, развиваются на основе   элементарных   природоведче­ских сведений, полученных школьниками в I—II классах.

Содержание программы III класса представлено следующи­ми темами: «Введение», «Летние и осенние изменения в приро­де», «Зимние изменения в природе», «Весенние изменения в при­роде». Такое построение программы природоведения в III классе расширяет, систематизирует и обобщает знания о неживой и живой природе, сезонном характере ее развития и трудовой дея­тельности человека, а также способствует формированию зна­ний о физических свойствах тел неживой природы, о растениях и животных своей местности, их охране.        

    Программа по природоведению в IV классе представлена следующими темами: «Введение», «Ориентирование на местно­сти», «План и карта», «Природа нашего, края», «Организм чело­века, охрана его здоровья».    

В первой теме в процессе проведения предметных уроков, экскурсий, наблюдений, практических работ формируются понятия о горизонте, компасе, плане, карте, школьники знакомятся с физической картой, с Землей как планетой, с размеще­нием нашей Родины на глобусе и карте. Эти знания подготавли­вают учащихся к восприятию материала о разнообразии приро­ды нашей Родины.

     Школьники проводят практические работы по определению основных сторон горизонта по солнцу, компасу и местным, приз­накам, должны научиться читать планы, карты, чертить план стола, класса.

В программе природоведения в IV классе предусмотрено также развитие знаний о сезонных изменениях в природе, вне­сены задания, направленные на развитие умений проводить на­блюдения за ними, применять простейшие приборы.

      Знания об охране природы и рациональном ее использовании дополняются, конкретизируются и обобщаются. На уроке по теме «Охрана растений и животных в области (крае, респуб­лике)» необходимо углубить знания учащихся о мероприятиях по охране природы, на конкретных примерах показать, как  люди заботятся об охране природных богатств нашей Родины, рассказать о значении Красной книги.

       Материал темы «Организм человека, охрана его здоровья» предполагает вооружение школьников общими знаниями о сво­ем организме, его органах и функциях. Особое внимание уде­ляется вопросам гигиены тела человека, его охране и сохране­нии здоровья. В теме рекомендуется выполнение практических работ по занятиям спортом, утренней гимнастикой, по соблюде­нию чистоты классной комнаты.

     Обзор содержания природоведения показывает, что одной из основных задач курса является изучение вопросов охраны при­роды, способствующих воспитанию у детей стремления охранять и приумножать ее богатства. Это требует организации природо­охранительной работы учащихся, в ходе которой необходимо предусмотреть участие детей в различных видах общественно полезного труда ( подкармливание птиц, сбор семян цветочно-декоративных растений, распространение их среди на­селения, сбор колосков на полях после уборки, уход за зеле­ными насаждениями в микрорайоне, выращивание растений, участие в работе зеленых и голубых патрулей).

        Богатство и разнообразие содержания школьного курса при­родоведения способствует обучению, воспитанию и развитию младших школьников. Знания по природоведению служат осно­вой для изучения в средней школе таких дисциплин, как геогра­фия, биология, физика, химия. Материал курса постоянно ис­пользуется при изучении учащимися других учебных дисцип­лин начальной школы: русского языка, технологии, математики, рисования.