СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура проектирования индивидуальной карты воспитанника

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Современное образование делает большую ставку на индивидуальный подход в обучении к каждому ученику. Как можно реализовать метод индивидуализации в школе? Способов много, и один из них — составление индивидуального образовательного маршрута  школьника (ИОМ) и следование ему.

   В научной литературе существует несколько трактовок понятия ИОМ, но общая суть сводится к следующему:

 

   Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельного, нравственно-духовного.

   Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предусматривают формирование процесса обучения с учетом возрастных индивидуальных особенностей личности, таких как: состояние здоровья и уровень физического развития ребенка, особенности развития психических процессов, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности и, как следствие, уровень усвоения программного материала и формирования учебных действий.

Просмотр содержимого документа
«Структура проектирования индивидуальной карты воспитанника»

Сообщение на педсовете.

Структура проектирования индивидуальной карты воспитанника школы-интерната.


Подготовила: Хасанова Т.Н.

воспитатель I категории,

Вишневская Л.Ю.

воспитатель I категории

МБОУ СКШИ VIII ВИДА

г. Чернушка


Современное образование делает большую ставку на индивидуальный подход в обучении к каждому ученику. Как можно реализовать метод индивидуализации в школе? Способов много, и один из них — составление индивидуального образовательного маршрута  школьника (ИОМ) и следование ему.

В научной литературе существует несколько трактовок понятия ИОМ, но общая суть сводится к следующему:


Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельного, нравственно-духовного.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предусматривают формирование процесса обучения с учетом возрастных индивидуальных особенностей личности, таких как: состояние здоровья и уровень физического развития ребенка, особенности развития психических процессов, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности и, как следствие, уровень усвоения программного материала и формирования учебных действий.


Компоненты.

Универсального способа создания индивидуальных маршрутов на сегодня не существует. Есть лишь общие рекомендации, которые могут помочь сориентироваться. «Индивидуальные карты воспитанника школы-интерната» - разработаны на основе ИОМ, целью которых является: создание условий для комплексного развития личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать ответственность за свои решения во всех сферах деятельности; оказание помощи при социальной адаптации обучающихся воспитанников.


  1. Целевой (постановка целей, определение задач воспитательной работы).

  2. Содержательный (отбор содержания программного материала на основе воспитательных задач, реализуемых в ОУ).

  3. Технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка).

  4. Диагностический (определение системы диагностического сопровождения).

  5. Результативный (определение ожидаемых результатов, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

«Индивидуальные карты воспитанника школы-интерната» содержит:


Сопровождение.

  1. Психологическое сопровождение.

Цель – коррекция и психопрофилактика личности (эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

  1. Психологическая диагностика особенностей личностного развития ребенка.

  2. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы (индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия) с учащимися и родителями.

  3. Индивидуальные консультации родителей (опекуна, патронатного воспитателя) по результатам обследования.

  4. Просветительская работа с родителями, учителями с целью знакомства с рекомендациями по развитию индивидуальных способностей, снижению уровня тревожности, школьной дезадаптации).


  1. Социальное сопровождение.

Цель – ознакомление обучающихся справами человека и развитие навыков социальной компетенции и правового поведении.


  1. Диагностика особенностей семейного воспитания учащихся. Выявление поля проблем внутрисемейного, межличностного характера.

  2. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы.

  3. Профилактическая деятельность: тематические занятия, мероприятия, направленные на предупреждение дезадаптации учащихся.


  1. Медицинское сопровождение.

Цель – формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.

  1. Диагностика особенностей физического и психического развития учащихся.

  2. Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

  3. Профилактическая деятельность: беседы, тематические занятия, мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний учащихся.

  4. Просветительская деятельность: родительские собрания, консультации для родителей, педагогов, информационные стенды.


  1. Педагогическое сопровождение.

Цель – развитие умений и навыков культурного поведения, организация свободного времени, социальной адаптации (адаптация в социуме детей, сверстников); формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых навыков самообслуживания, соблюдение личной гигиены, соблюдение правил безопасной жизни.


(Педагогическое сопровождение – та работа, которая планируется воспитателем, прописывается в перспективном и календарных планах, проведенная - журнале по воспитательной работе)


Диагностика индивидуальных особенностей развития.


  1. Установить характер педагогической запущенности: пробелы в знаниях, умениях и навыках, отставании и задержки в развитии, отклонения в отношения.

  2. Установить положение ученика в коллективе группы, среди воспитанников, характер взаимоотношений с ними.

  3. Изучить интересы, способности и склонности обучающегося, возможность включения его во внеучебную, кружковую, общественно полезную деятельность.

  4. Изучить положение ребенка в семейном коллективе, характер взаимоотношений в нем, педагогическое влияние семьи, пути и способы оптимизации этого влияния.


Вовлечение обучающегося во внеурочную деятельность

  1. Включить обучающегося в работу кружков и секций в школе и вне ее, исходя из его интересов и возможностей.

  2. Вести систематический контроль за посещением им внеучебных и внеклассных занятий.


Коррекционная работа

Цели коррекционной работы можно разделить на две группы:

  1. реализуется ежедневно (например, к ним относятся задачи, касающиеся самостоятельности в самообслуживании, и систематические упражнения по социальной адаптации (навыки планирования и самоконтроля);

  2. реализуемые в конкретных ситуациях, в которых оказывается ученик (например, при работе с утюгом, во время подготовки к общешкольному мероприятию).


(Прописывается в календарном плане как индивидуальная или групповая работа)


Прогнозируемый результат.


Обучающиеся смогут быть:

  1. порядочными и своими поступками не запятнают право называться Человеком;

  2. осознающими необходимость определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями нравственности и этики; знающими собственные обязательства, контролирующими собственное поведение, дающими нравственную оценку собственному поведению и поступкам, а также поведению и поступкам окружающих;

  3. сильными в преодолении невзгод и трудностей, встающих у них на пути;

  4. трудолюбивыми;

  5. мудрыми, не совершающими ошибок, о которых потом будут жалеть;

  6. понимающими прекрасное;

  7. добрыми, гуманными, милосердными, толерантными;

  8. здоровыми духовно и физически;

  9. стремящимися осознанно к семье, умеющими строить почтительные отношения с родителями и заботиться о старших и младших;

  10. будут уважать культурные традиции, религиозные убеждения окружающих;

  11. гордиться своей Родиной во имя памяти предков и будущего своих детей.



Диагностика.


В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматривается его активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений, можно вычленить как наиболее информативные:

• санитарно-гигиенические навыки;

• личностное развитие;

• межличностные отношения;

• профессиональная ориентация.


Диагностика проводится в течении года 4 раза – входящая ( сентябрь), промежуточная ( декабрь, март), итоговая (май).

При проведении диагностики используются следующие критерии:

  • низкий 1-3 балла – критерий присутствует формально;

  • средний 4-6 баллов – критерий присутствует на уровне отдельных элементов;

  • хороший 7-9 баллов – критерий проявляется не в полном объеме, есть незначительные замечания или рекомендации;

  • высокий 10-12 баллов – критерий проявляется в полном объеме.

Разброс баллов по уровням позволяет воспитателю отразить степень выраженности и устойчивости мониторинговых индикаторов, характеризующих динамику формирования отдельных качеств у каждого обучающегося.

При диагностических процедурах выделено 4 уровня воспитанности:

  • 0 % - 40% - низкий уровень воспитанности - характеризуется отрицательным опытом поведения обучающегося, которое с трудом исправляется под влияние педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

  • 41% -60% - средний уровень воспитанности – характеризуется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

  • 61%- 80% - хороший уровень воспитанности – характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

  • 81% - 100% - высокий уровень воспитанности – характеризуется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

Определение уровня воспитанности помогает воспитателю выделить общую характеристику положения дел в группе и предусмотреть целенаправленную работу как с группой в целом, так и с отдельными обучающимися.


На основании данных диагностики воспитателем составляется диагностическая карта социализации обучающегося. Карта показателей уровня социализации помогает:

1. Выявить типичные характеристики, показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их по соответствию нравственным и другим нормам.

2. Обнаружить связь между разными параметрами для понимания причин отклонения.

3. Сформулировать собственно педагогические задачи. Например, развивать навыки общения, уважение к себе и другим; формировать интерес к познавательной работе, учению.

В конце учебного года составляется сводная карта, в которой отражены показатели за учебный год, составлена диаграмма развития воспитанности, дан анализ проделанной работы.




Используемая литература:

  • Карлина Р.П. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение. – Волгоград: Учитель, 2012.

  • Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ. – Волгоград: Учитель, 2013.

  • Матвеева Е.М. – Дневник индивидуальной работы с учащимися. . – Волгоград: Учитель, 2014.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!