Сообщение на педсовете.
Структура проектирования индивидуальной карты воспитанника школы-интерната.
Подготовила: Хасанова Т.Н.
воспитатель I категории,
Вишневская Л.Ю.
воспитатель I категории
МБОУ СКШИ VIII ВИДА
г. Чернушка
Современное образование делает большую ставку на индивидуальный подход в обучении к каждому ученику. Как можно реализовать метод индивидуализации в школе? Способов много, и один из них — составление индивидуального образовательного маршрута школьника (ИОМ) и следование ему.
В научной литературе существует несколько трактовок понятия ИОМ, но общая суть сводится к следующему:
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельного, нравственно-духовного.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предусматривают формирование процесса обучения с учетом возрастных индивидуальных особенностей личности, таких как: состояние здоровья и уровень физического развития ребенка, особенности развития психических процессов, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности и, как следствие, уровень усвоения программного материала и формирования учебных действий.
Компоненты.
Универсального способа создания индивидуальных маршрутов на сегодня не существует. Есть лишь общие рекомендации, которые могут помочь сориентироваться. «Индивидуальные карты воспитанника школы-интерната» - разработаны на основе ИОМ, целью которых является: создание условий для комплексного развития личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать ответственность за свои решения во всех сферах деятельности; оказание помощи при социальной адаптации обучающихся воспитанников.
Целевой (постановка целей, определение задач воспитательной работы).
Содержательный (отбор содержания программного материала на основе воспитательных задач, реализуемых в ОУ).
Технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка).
Диагностический (определение системы диагностического сопровождения).
Результативный (определение ожидаемых результатов, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
«Индивидуальные карты воспитанника школы-интерната» содержит:
Сопровождение.
Психологическое сопровождение.
Цель – коррекция и психопрофилактика личности (эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.
Психологическая диагностика особенностей личностного развития ребенка.
Организация и проведение коррекционно-развивающей работы (индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия) с учащимися и родителями.
Индивидуальные консультации родителей (опекуна, патронатного воспитателя) по результатам обследования.
Просветительская работа с родителями, учителями с целью знакомства с рекомендациями по развитию индивидуальных способностей, снижению уровня тревожности, школьной дезадаптации).
Социальное сопровождение.
Цель – ознакомление обучающихся справами человека и развитие навыков социальной компетенции и правового поведении.
Диагностика особенностей семейного воспитания учащихся. Выявление поля проблем внутрисемейного, межличностного характера.
Организация и проведение коррекционно-развивающей работы.
Профилактическая деятельность: тематические занятия, мероприятия, направленные на предупреждение дезадаптации учащихся.
Медицинское сопровождение.
Цель – формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.
Диагностика особенностей физического и психического развития учащихся.
Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
Профилактическая деятельность: беседы, тематические занятия, мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний учащихся.
Просветительская деятельность: родительские собрания, консультации для родителей, педагогов, информационные стенды.
Педагогическое сопровождение.
Цель – развитие умений и навыков культурного поведения, организация свободного времени, социальной адаптации (адаптация в социуме детей, сверстников); формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых навыков самообслуживания, соблюдение личной гигиены, соблюдение правил безопасной жизни.
(Педагогическое сопровождение – та работа, которая планируется воспитателем, прописывается в перспективном и календарных планах, проведенная - журнале по воспитательной работе)
Диагностика индивидуальных особенностей развития.
Установить характер педагогической запущенности: пробелы в знаниях, умениях и навыках, отставании и задержки в развитии, отклонения в отношения.
Установить положение ученика в коллективе группы, среди воспитанников, характер взаимоотношений с ними.
Изучить интересы, способности и склонности обучающегося, возможность включения его во внеучебную, кружковую, общественно полезную деятельность.
Изучить положение ребенка в семейном коллективе, характер взаимоотношений в нем, педагогическое влияние семьи, пути и способы оптимизации этого влияния.
Вовлечение обучающегося во внеурочную деятельность
Включить обучающегося в работу кружков и секций в школе и вне ее, исходя из его интересов и возможностей.
Вести систематический контроль за посещением им внеучебных и внеклассных занятий.
Коррекционная работа
Цели коррекционной работы можно разделить на две группы:
реализуется ежедневно (например, к ним относятся задачи, касающиеся самостоятельности в самообслуживании, и систематические упражнения по социальной адаптации (навыки планирования и самоконтроля);
реализуемые в конкретных ситуациях, в которых оказывается ученик (например, при работе с утюгом, во время подготовки к общешкольному мероприятию).
(Прописывается в календарном плане как индивидуальная или групповая работа)
Прогнозируемый результат.
Обучающиеся смогут быть:
порядочными и своими поступками не запятнают право называться Человеком;
осознающими необходимость определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями нравственности и этики; знающими собственные обязательства, контролирующими собственное поведение, дающими нравственную оценку собственному поведению и поступкам, а также поведению и поступкам окружающих;
сильными в преодолении невзгод и трудностей, встающих у них на пути;
трудолюбивыми;
мудрыми, не совершающими ошибок, о которых потом будут жалеть;
понимающими прекрасное;
добрыми, гуманными, милосердными, толерантными;
здоровыми духовно и физически;
стремящимися осознанно к семье, умеющими строить почтительные отношения с родителями и заботиться о старших и младших;
будут уважать культурные традиции, религиозные убеждения окружающих;
гордиться своей Родиной во имя памяти предков и будущего своих детей.
Диагностика.
В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматривается его активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений, можно вычленить как наиболее информативные:
• санитарно-гигиенические навыки;
• личностное развитие;
• межличностные отношения;
• профессиональная ориентация.
Диагностика проводится в течении года 4 раза – входящая ( сентябрь), промежуточная ( декабрь, март), итоговая (май).
При проведении диагностики используются следующие критерии:
низкий 1-3 балла – критерий присутствует формально;
средний 4-6 баллов – критерий присутствует на уровне отдельных элементов;
хороший 7-9 баллов – критерий проявляется не в полном объеме, есть незначительные замечания или рекомендации;
высокий 10-12 баллов – критерий проявляется в полном объеме.
Разброс баллов по уровням позволяет воспитателю отразить степень выраженности и устойчивости мониторинговых индикаторов, характеризующих динамику формирования отдельных качеств у каждого обучающегося.
При диагностических процедурах выделено 4 уровня воспитанности:
0 % - 40% - низкий уровень воспитанности - характеризуется отрицательным опытом поведения обучающегося, которое с трудом исправляется под влияние педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
41% -60% - средний уровень воспитанности – характеризуется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
61%- 80% - хороший уровень воспитанности – характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.
81% - 100% - высокий уровень воспитанности – характеризуется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
Определение уровня воспитанности помогает воспитателю выделить общую характеристику положения дел в группе и предусмотреть целенаправленную работу как с группой в целом, так и с отдельными обучающимися.
На основании данных диагностики воспитателем составляется диагностическая карта социализации обучающегося. Карта показателей уровня социализации помогает:
1. Выявить типичные характеристики, показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их по соответствию нравственным и другим нормам.
2. Обнаружить связь между разными параметрами для понимания причин отклонения.
3. Сформулировать собственно педагогические задачи. Например, развивать навыки общения, уважение к себе и другим; формировать интерес к познавательной работе, учению.
В конце учебного года составляется сводная карта, в которой отражены показатели за учебный год, составлена диаграмма развития воспитанности, дан анализ проделанной работы.
Используемая литература:
Карлина Р.П. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение. – Волгоград: Учитель, 2012.
Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ. – Волгоград: Учитель, 2013.
Матвеева Е.М. – Дневник индивидуальной работы с учащимися. . – Волгоград: Учитель, 2014.