Структура сочинения по русскому языку на ЕГЭ -2019
1. Формулировка одной из проблем, поставленных автором текста.
2. Комментарий:
3. Позиция автора.
4. Отношение к позиции автора (согласие или несогласие) и обоснование своего мнения.
5. Заключение.
План написания сочинения
После первого прочтения выделите главную мысль текста. Для этого подумайте, о чём размышляет автор и к какому выводу он приходит.
При втором прочтении проанализируйте поступки героев и отметьте яркие эпизоды, которые иллюстрируют проблематику текста.
Ваше внимание также должны привлечь: повтор одних и тех же слов, использование большого количества восклицательных предложений, вопросно-ответная форма изложения.
Автор может затронуть широкий круг проблем, но вам необходимо выделить центральные, те, над которыми он размышляет на протяжении всего текста. Обозначив ряд проблем из текста, выберите одну из них для написания сочинения. Выбирайте ту, о которой вы готовы размышлять и для которой можете обсновать свою позицию.
Сформулировать проблему можно в форме риторического вопроса: «Что такое счастье? Как человек должен относиться к природе?» или в форме утвердительного предложения: «Автор поднимает проблему дружбы, ответственности, милосердия».
После формулирования темы, необходимо прокомментировать её, опираясь на исходный текст. Помните, мы подчеркнули яркие эпизоды и языковые особенности? Именно они пригодятся в комментарии.
В нём вы должны объяснить, как автор раскрывает проблему, какие приёмы для этого использует.
Пример-иллюстрация — это информация из текста, связанная с поставленной проблемой и сопровождающаяся комментариями экзаменуемого. Таким образом, вам нужно привести пример из текста и дать ему оценку: рассказать, о поступках героев, объяснить, как работает та или иная языковая особенность для раскрытия проблемы.
Приводя примеры нужно указать на то, как они соотносятся между собой.
Они могут быть:
Можно также сравнить две ситуации по определённому критерию, важному для раскрытия проблемы.
Позиция автора — это его точка зрения на проблему. Её нужно не придумать, а найти.
Вспомните о тех фразах, которые вы подчеркнули при повторном чтении текста, они могут помочь сформулировать авторскую позицию.
Чтобы передать мысль автора, можно использовать фразу «мысль автора выражена следующими словами...» или косвенную речь «автор считает, что…».
Необходимо выразить своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. Мы можем либо согласиться с автором, либо частично или полностью не согласиться.
Несмотря на то что в сочинении теперь не требуются аргументы, экзаменуемому нужно обосновать своё мнение (см. К4), а значит привлечь факты, связанные с поставленной проблемой. Это могут быть примеры из научной, публицистической и художественной литературы, а также из личного опыта, новостных сводок и даже рассказов знакомых.
В заключении необходимо подытожить размышления над обозначенной проблемой.
Не стоит сводить финал к повторению позиции автора или вашего отношения к проблеме. Нужно обобщить информацию, содержащуюся в сочинении, сделать вывод из написанного текста. В заключении можно также дать оценку сказанному, высказать предположение, призвать читателя к действию.
Стоит ли использовать фразы-клише?
Использование фраз-клише в сочинении желательно, так как они помогают связать текст и выдержать его логическую структуру (критерий К5), а также помогают проверяющему воспринимать текст.
Фразы-клише достаточно разнообразны. Можно выделить несколько группы клише по принадлежности к той или иной структурной части сочинения. Приведём список таких фраз-клише:
1. Проблема
В центре внимания автора текста находится проблема… Эта проблема актуальна и сегодня.
В приведённом тексте автор размышляет над проблемой …
Автор текста не случайно обратился к теме… Проблема, о которой он рассуждает, интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени, своего поколения.
Автор принадлежит к тем неравнодушным людям, которых волнуют общечеловеческие проблемы, одной из которых является...
Что такое ...? Именно над этой проблемой размышляет автор приведённого текста.
2. Комментарий
На примере случая из жизни автор показывает…
Не случайно писатель обращает наше внимание на…
Для того чтобы полнее раскрыть данную проблему, автор рассказывает о письмах , которые…
Полнее раскрыть данную проблему поможет притча/сказка/история, которую рассказывает нам автор. В ней…
Для того, чтобы привлечь наше внимание к данной проблеме, автор использует . Это позволяет ему показать…
3. Позиция автора
Автор считает/утверждает, что… .
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… (мысль автора).
Автор убеждает нас в том, что… .
Позиция автора такова: .
Позиция автора наиболее полно отражается в следующей фразе/в следующих словах: .
Позиция автора наиболее полно раскрывается в следующем предложении: .
4. Отношение к позиции автора
1) Согласие:
Я согласен с автором данного текста в том, что…
Я разделяю точку зрения автора и также убеждён, что…
Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет, что…
Нельзя не согласиться с автором текста в том, что …
Автор помог мне увидеть проблему … с другой стороны.
2) Несогласие (полное или частичное):
Текст писателя произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны … , но с другой …
В целом доводы автора текста убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что ... Постараюсь обосновать свою точку зрения.
5. Заключение
1) Обобщить размышления, изложенные в сочинении:
2) Дать оценку сказанному, чётко выразить своё мнение:
3) Сделать прогноз, высказать предположение:
4) Призвать читателя к действию:
Пример шаблона сочинения
Шаблон сочинения можно составить из фраз-клише, например:
Что такое...? Именно над этой проблемой размышляет автор приведённого текста.
Для того чтобы полнее раскрыть данную проблему, автор рассказывает нам о письмах , которые…
Для того, чтобы привлечь наше внимание к данной проблеме, автор использует . Это позволяет ему показать …
Обе приведённые иллюстрации из текста заставляют нас думать, что …
Позиция автора наиболее полно раскрывается в следующем предложении: .
Я разделяю точку зрения автора и также убеждён, что ...
Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой в тексте, и постараются…