«Структура, сoдержaние и oсoбеннoсти paзpaбoтки пpимеpных paбoчиx программ пo немецкoму языкy кaк второму инoстранному с yчетом периодов изучения предмета»
Учитель иностранных языков МБОУ
«Лицей №6 имени М.А.Булатова» г.Курска
Завалишина Л.Л.
Рабочая программа составлена на основе «Примерной программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы (стандарты второго поколения)», М.: Просвещение, 2012 год;
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования (2010г.)
Исходные документы для составления программы:
- Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (ред. от 07.03.2018)
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897
- «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в ред. Приказа Минобрнауки России от 21.03.2014г. № 215
- Примерные программы по учебным предметам Иностранный язык 5—9 классы М, Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
- «Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы (стандарты второго поколения), М.: Просвещение, 2012 год;
- примерная программа по второму иностранному языку (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- программа «Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты». 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций», авторы: М. М. Аверин, Е. Ю. Гуцалюк, Е. Р. Харченко. — 2-е изд. — Москва: Просвещение, 2013г.
Рабочая программа включает в себя следующие разделы:
- пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;
- общая характеристика учебного предмета;
3) место учебного предмета, курса в учебном плане;
4) содержание учебного предмета;
5) тематическое планирование;
6) планируемые результаты изучения учебного предмета (на уровень обучения) .
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи обучения немецкому второму языку
в основной школе:
- дальнейшее развитие гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну;
- дальнейшее развитие активной жизненной позиции;
- дальнейшее формирование коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности общаться с носителями языка на уровне своих речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо);
- дальнейшее развитие основ коммуникативной культуры ;
- продолжение формирования уважительного отношения к чужой (иной) культуре через знакомство с культурой стран, говорящих на немецком языке.
- формирование более глубокого осознания особенностей культуры своего народа;
- дальнейшее развитие способности представлять на НЯ родную культуру в письменной и устной форме общения;
- достижение более высокого уровня положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету «Немецкий язык» на дальнейшее развитие необходимых УУД и специальных учебных умений (СУУ).
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования компетенций
Компетенции
Языковая
Социокультурная
Компенсаторная
Речевая
Учебно-познавательная
Общая характеристика учебного предмета «Немецкий язык второй иностранный» в основной школе
Взаимодействие трёх основных
содержательных линий:
Коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности.
Языковые средства и навыки оперирования ими.
Социокультурные знания и умения.
Стержнем процесса обучения немецкому языку является коммуникативность, которая реализуется через построение процесса обучения как модели реальной межкультурной коммуникации на основе принципов:
принцип речевой направленности
принципы интеграции и дифференциации
принцип интеграции
принцип сознательности и активности
принцип активности
принцип посильности и доступности
принцип индивидуализации
Место предмета «Немецкий язык второй иностранный»
в базисном учебном плане
В соответствии с учебным планом в 5-9 классах
на данный предмет выделяются 2 часа в неделю
(34 учебные недели - 68 часов в год в каждом классе),
на уровень обучения - 340 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Немецкий язык второй иностранный»
Личностные результаты:
формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Немецкий язык»;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации.
осознание возможностей самореализации средствами немецкого языка;
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом
Метапредметные результаты:
1) положительное отношение к предмету и мотивация к дальнейшему овладению НЯ :
• представление о НЯ как средстве познания мира и других культур ;
• осознание роли НЯ в жизни современного общества и личности ;
• осознание личностного смысла в изучении НЯ, понимание роли и значимости НЯ для будущей профессии ;
• обогащение опыта межкультурного общения ;
2) языковые способности: к слуховой и зрительной дифференциации, к имитации, к догадке, смысловой антиципации, к выявлению языковых закономерностей, к выявлению главного и к логическому изложению
3) универсальные учебные действия:
регулятивные
коммуникативные
познавательные
4) специальные учебные умения
Предметные результаты:
А. В коммуникативной сфере (то есть владение вторым иностранным языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
1) ГОВОРЕНИИ:
1.1) диалогическая речь:
выпускник научится:
• начинать, вести/поддерживать и заканчивать диалог (диалог этикетного характер, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета страны изучаемого языка, при необходимости переспрашивая, уточняя;
• расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
выпускник получит возможность научиться:
* вести диалог-обмен мнениями;
* брать и давать интервью;
* вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т. д.);
1.2) монологическая речь:
выпускник научится:
- строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики (рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее; сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
- описывать события/явления с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);
- давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
- передавать основное содержание прочитанного или услышанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/план/вопросы;
- описывать картинку/фото с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы.
выпускник получит возможность научиться:
- делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
- комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанному;
- кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
- кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т. п.);
- кратко излагать результаты выполненной проектной работы;
Говорение
Диалогическая речь
5-9 класс
Формирование и развитие диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи: умений вести диалоги разного характера - этикетный, диалог-расспрос, диалог – побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог.
6-9 класс
Объём диалога от 3 реплик (5-7 класс) до 4-5 реплик (8—9 классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – до 2,5–3 минут.
Объём диалога от 3 реплик (6-7 класс) до 4-5 реплик (8—9 классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – до 2,5–3 минут.
7-9 класс
Монологическая речь
Объём монологического высказывания от 7—10 фраз (5-7 класс) до 10—12 фраз (8-9 классы). Продолжительность монолога 1,5 - 2 минуты (9 класс).
8-9 класс
Объём диалога от 3 реплик до 4-5 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – до 2,5–3 минут.
Объём диалога от 3 реплик до 4-5 реплик (8—9 классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – до 2,5 минут.
Объём монологического высказывания от 7—10 фраз (6-7 класс) до 10—12 фраз (8-9 классы). Продолжительность монолога 1,5 - 2 минуты (9 класс).
9 класс
Объём монологического высказывания от 7—9 фраз (7 класс) до 10—12 фраз (8-9 классы). Продолжительность монолога 1,5 - 2 минуты (9 класс).
Объём диалога 4-5 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – до 2,5 минут.
Объём монологического высказывания от 7 до 10 фраз (8-9 классы). Продолжительность монолога 1,5 - 2 минуты (9 класс).
Объём монологического высказывания от 7 до 10. Продолжительность монолога 1-1,5 минуты.
2) в АУДИРОВАНИИ :
выпускник научится :
* воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений и относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/интервью);
* воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст нужную/интересующую/запрашиваемую информацию в несложных аутентичных аудио- и видеотекстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений;
выпускник получит возможность научиться:
* выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
* использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова;
3) ЧТЕНИИ :
выпускник научится :
* выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного;
* читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления;
* читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде;
* читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей, построенные на изученном языковом материале, используя различные приёмы смысловой переработки текста (выборочный перевод, языковую догадку, в том числе с опорой на первый иностранный язык), а также справочные материалы;
выпускник получит возможность научиться:
* устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;
* восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов;
Чтение
5-9 класс
6-9 класс
Чтение с пониманием основного содержания текста.
Объём текстов для чтения — 600—700 слов.
7-9 класс
Чтение с полным пониманием.
. Объём текстов для чтения — 600—700 слов.
8-9 класс
9 класс
Объём текста для чтения — около 500 слов.
Объём текстов для чтения — 600—700 слов.
Объём текста для чтения — около 500 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации
Объём текстов для чтения — 100—130 слов.
Объём текста для чтения — около 350 слов.
Объём текста для чтения — около 500 слов.
Объём текстов для чтения — 100—120 слов.
Объём текста для чтения — около 100 слов.
Объём текста для чтения — около 350 слов.
Объём текста для чтения — около 80 слов.
Объём текста для чтения — около 350 слов.
Объём текста для чтения — около 110 слов.
Объём текста для чтения — около 110 слов.
4) ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ :
выпускник научится :
* заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.);
* писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания ;
* писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. д.
* писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план;
выпускник получит возможность научиться:
* делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
* писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул;
* составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
* кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности;
* писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.).
Письменная речь
5-9 класс
6-9 класс
* написание коротких поздравлений с днем рождения и другими праздниками, выражение пожеланий (объемом 30–40 слов, включая адрес);
7-9 класс
объем личного письма около 100–120 слов, включая адрес
написание коротких поздравлений с днем рождения и другими праздниками, выражение пожеланий (объемом 30–40 слов, включая адрес);
8-9 класс
объем личного письма около 100–120 слов, включая адрес
написание коротких поздравлений с днем рождения и другими праздниками, выражение пожеланий (объемом 30–40 слов, включая адрес);
9 класс
объем личного письма около 100–120 слов, включая адрес
написание коротких поздравлений с днем рождения и другими праздниками, выражение пожеланий (объемом 30 слов, включая адрес);
объем личного письма около 80 слов, включая адрес
написание коротких поздравлений с днем рождения и другими праздниками, выражение пожеланий (объемом 20–30 слов, включая адрес);
объем личного письма около 50 слов, включая адрес
Содержание учебного предмета «Немецкий язык второй иностранный»
Предметное содержание речи
Предметное содержание речи реализуется в воспитательном, развивающем, познавательном (социокультурном) и учебном аспектах иноязычной культуры, соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям учащихся основной школы и включает следующее:
Моя семья.
Мои друзья.
Досуг и увлечения.
Здоровый образ жизни.
Спорт
Школьное образование.
Мир профессий.
Человек и окружающий мир.
Средства массовой информации и коммуникации.
Страны изучаемого языка и родная страна.
Путешествия.
Тематическое планирование по классам
5 класс (68 часов)
1.
2.
Kennenlernen
Meine Klasse
3.
Знакомство
9 часов
Мой класс
Tiere
4.
9 часов
Животные
Kleine Pause (повторение и закрепление изученного материала)
5.
6.
8 часов
Маленькая пауза
Mein Schultag
Контрольная работа № 1
1 час
Мой школьный день
7.
9 часов
Контрольная работа №1
8.
Hobbys
1 час
Meine Familie
9.
Увлечения
9 часов
Моя семья
Was kostet das?
10.
9 часов
Сколько это стоит?
Контрольная работа №2
11.
9 часов
Контрольная работа №2
Grosse Pause (повторение)
1 час
Большая перемена
3 часа
6 класс (68 часов)
№
1
Тема
Kennenlernen
Кол-во
2
часов
6
Meine Klasse
3
6
Tiere
4
5
5
Mein Schultag
5
Kleine Pause (повторение и закрепление изученного материала)
6
1
Тестирование
7
8
Hobbys
1
9
6
Meine Familie
6
10
Was kostet das?
6
Тестирование
11
1
Mein Zuhause
12
7
Das schmeckt gut
13
Meine Freizeit
14
7
8
Контрольная работа
15
1
Grosse Pause (повторение)
2
7 класс (68 часов)
1.
Тема
Кол-во уроков
Kennenlernen
2.
4
Meine Klasse
3.
3
Tiere
4.
3
Mein Schultag
5.
6.
Hobbys
3
3
Meine Familie
7.
3
Was kostet das?
8.
9.
Mein Zuhause
3
2
Das schmeckt gut
10.
3
Meine Freizeit
11.
12.
3
Контрольная работа №1
1
Meine Freizeit
13.
3
14.
Partys
3
Kleine Pause (повторение)
15.
1
Meine Stadt
16.
3
Ferien
17.
18.
3
Wie war’s in den Ferien?
4
Meine Pläne
19.
20.
6
Kleine Pause (повторение)
1
Freundschaft
21.
4
Bilder und Töne
22.
6
Контрольная работа № 2
23.
1
Grosse Pause (повторение)
2
8 класс (68 часов)
1.
Kennenlernen
2.
3
Meine Klasse
3.
3
Tiere
4.
5.
Mein Schultag
2
3
Kleine Pause (повторение и закрепление изученного материала)
6.
1
Hobbys
7.
2
Meine Familie
8.
9.
Was kostet das?
3
2
Контрольная работа №1
10.
1
Mein Zuhause
11.
12.
3
Das schmeckt gut
Meine Freizeit
2
13.
3
Kleine Pause (повторение)
14.
1
Das sieht gut aus
15.
2
Partys
16.
17.
2
Meine Stadt
3
Ferien
18.
19.
3
Контрольная работа №2
20.
Wie war’s in den Ferien?
1
2
Meine Pläne
21.
3
Freundschaft
22.
3
Kleine Pause (повторение)
23.
1
24.
Bilder und Töne
3
Zusammenleben
25.
2
Das gefällt mir
26.
2
Mehr über mich
27.
28.
Контрольная работа №3
2
1
Fitness und Sport
29.
4
Austausch
30.
4
Kleine Pause (повторение)
1
9 класс (68 часов)
Тема
1.
Ко-во уроков
Kennenlernen
2.
3.
3
Meine Klasse
4.
Tiere
2
1
Mein Schultag
5.
6.
Hobbys
2
2
Meine Familie
7.
2
Was kostet das?
8.
9.
1
Mein Zuhause
2
Das schmeckt gut
10.
1
Meine Freizeit
11.
2
Das sieht gut aus
12.
2
Partys
13.
14.
2
Meine Stadt
2
Ferien
15.
1
Wie war’s in den Ferien?
16.
1
Meine Pläne
2
17.
Тема
Freundschaft
18.
Ко-во уроков
Bilder und Töne
19.
2
Zusammenleben
2
20.
21.
2
Контрольная работа №1
Das gefällt mir
22.
1
23.
Mehr über mich
2
24.
Fitness und Sport
1
Austausch
25.
2
2
Unsere Feste
26.
27.
Berliner Luft
1
28.
Welt und Umwelt
2
Reisen am Rhein
29.
1
Abschiedsparty
30.
2
1
Beruf
31.
Wohnen
32.
1
Zukunft
1
1
33.
Тема
Ко-во уроков
Essen
34.
1
Gute Besserung
35.
36.
2
Die Politik und ich
2
Planet Erde
37.
38.
Schönheit
2
1
Spaß haben
39.
1
40.
Technik
1
Mauer – Grenze- Grünes Band
41.
2
Контрольная работа №2
42.
1
Обобщающее повторение
3
Литература
1. Аверин М. М., Гуцалюк Е. Ю., Харченко Е. Р. Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты». 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений».— М.: Просвещение, 2013. – 80 с.
2. Кодификатор элементов содержания по немецкому языку для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 г. [Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. ФГБ НУ «Федеральный институт педагогических измерений». Режим доступа: www.fipi.ru.
3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию - протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fgosreestr.ru
4. Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Иностранные языки». Учебный предмет «Второй иностранный язык» [Электронный ресурс] // Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия образования». – М., 2017. – 89 с.
5. Садомова, Л. В. Немецкий язык как второй иностранный. 5—9 клас сы: рабочая программа / Л. В. Садомова, Н. А. Спичко, Л.И. Рыжова. — М. : Дрофа, 2017. — 103 с.
6. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. — М.: Просвещение 2009.