Управлять - руководить, направлять деятельность, действия кого -чего -н.
(С.И Ожегов. «Словарь русского языка»).
Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Если кому-то они и нужны, то лишь узкой группе специалистов — научным работникам, разведчикам, следователям и может быть еще журналистам. Но жизнь не стоит на месте. Окружающий нас мир меняется с такой стремительной быстротой, что для выживания в нем человек все реже может опираться на отработанные его предками и им самим стереотипы. Для того чтобы выжить современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании уже с младшего школьного возраста возрастает интерес к исследовательским методам обучения.
Исследователи детской одарённости считают, что необходимо с большим вниманием отнестись к самым первым проявлениям познавательной активности ребёнка – потребности в новых впечатлениях, которая проявляется уже с рождения.
Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам-30-40%, а к семнадцати- только 15-20%.
В гимназии № 23 третий год действует программа «Одарённые дети» для учащихся 1-11 классов. Наша позиция-создание условий для оптимального развития потенциальных способностей всех детей, включая тех, чьи способности в настоящий момент могут ещё не проявиться, а также тех, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Вот почему учителя начальных классов гимназии создают развивающую, научно-познавательную и творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, используя такие современные педагогические технологии как личностно ориентированное обучение, технология «обучение в сотрудничестве», дифференцированное обучение, технология «Портфолио» ученика, метод проектов и метод интеллект – карт.
Учителя начальных классов подбирают такие формы внеучебной познавательной деятельности, которые гарантируют достижение результатов определенного уровня:
- дополнительные занятия и консультации с одарёнными учащимися, подготовка их к олимпиадам, творческим конкурсам.
современные средства информации (Интернет, медиатеки, компьютерные игры, электронные энциклопедии);
- детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны, ученические научно- практические конференции общешкольного, районного и городского уровней.)
Здесь в реальном деле можно увидеть и самых заурядных учащихся и одаренных детей, увлеченных своими исследованиями и проектами. Столкнуться с невероятным многообразием тематики детских творческих изысканий. Встретиться с родителями и педагогами, нашедшими свои методические решения сложнейших проблем включения детей в исследования и проектирование.
Самостоятельные шаги юных исследователей представляют собой большие трудности, поэтому им необходима помощь со стороны учителей и родителей, которые окажут содействие в определении области научных интересов, войти в мир науки, найти в нём своё место, свою проблематику, свой путь.
Учитель, в данном случае, выступает как руководитель и организатор формы и условий реализации исследовательской деятельности. Значимо, чтобы в процессе осуществления исследовательской деятельности у ученика формировалась мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или (что более существенно) жизненной проблеме с исследовательской позиции.
Этот процесс по степени самостоятельности проведения исследований можно разбить на три уровня:
- на первом уровне руководитель ставит перед учащимися проблему и намечает метод его решения, поиск самого же решения осуществляет ученик;
- на втором уровне учитель только ставит проблему, метод её решения учащийся ищет самостоятельно;
- на третьем уровне учащийся самостоятельно формулирует проблему, ищет метод и пути решения.
В начальный период обучения в школе родительская группа является, как правило, наиболее значимой для ребёнка. Отсюда, мы пришли к выводу о необходимости обучения родителей для развития одарённости детей. Установка родителей на репродуктивный тип обучения может стать причиной «потери одарённости» у ребёнка в младшем школьном возрасте. Одарённый ребёнок нуждается в обучении творческого типа, основанном на его склонности к исследовательскому поведению, его стремлении к открытию, всему новому и неизвестному. Поэтому, именно ученик является главным действующим лицом, а родитель может выступать помощником одновременно в нескольких ролях:
- консультирует;
- отслеживает выполнение плана;
- решает оперативные вопросы;
- помогает в предварительной оценке проекта;
- участвует в подготовке презентации;
- обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха, питания.
Как организовать исследовательскую деятельность ученика в начальной школе?
Структура управления исследовательской деятельностью младших школьников
Этапы и подэтапы исследовательской деятельности
|
Возможные действия учащихся
|
Возможные действия родителей
(по Е Н. Землянской)
|
Возможные
действия учителя
|
1. Выбор темы
исследования
Выдвигаются первоначальные идеи и выбирается лучшая идея
|
Ответь на вопросы
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?
- Что из полученного на уроке хотелось бы узнать более глубоко?
- Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Подсказка
Темы исследования могут быть:
• фантастическими;
• экспериментальными;
• теоретическими;
• изобретательскими
|
Помогите ребёнку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на лист бумаги вразброс. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.
|
Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор
Помощь в правильной формулировке
темы.
|
2. Цели и задачи исследования
Разрабатываются план и структура выполнения работы
|
Определить цель исследования означает ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги.
Задачи исследования уточняют цель.
|
Помогите спланировать работу с учётом занятости вашего ребёнка.
Разбейте объём работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой
|
Помощь в правильной формулировке задач
|
3. Гипотеза
|
Для формулирования гипотезы используй слова:
- предположим;
- допустим;
- возможно;
- что, если
|
|
Содействует прогнозированию результатов
|
4. Организация исследования
Изучаются источники и литература по теме исследования
Собирается и обрабатывается информация по проблеме
|
Подумать самостоятельно
Что я знаю об этом?
Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования? Просмотреть книги по теме …
Запиши важную информацию, которую узнал из книг.
• Спросить у других людей
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
• Просмотреть телематериалы
Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
• Использовать Интернет
Запиши то новое, что узнал с помощью компьютера.
• Понаблюдать
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений - удивительные факты и парадоксы.
• Провести эксперимент
Запиши план и результаты эксперимента
|
Посодействуйте ребёнку в передвижении до библиотеки, обращайте его внимание в книжных магазинах на книги по теме исследования (проекта)
|
Создаёт условия для активности ученика: рекомендует источники получения новой информации
(опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, книги, периодические издания, Интернет)
|
5. Подготовка к защите исследовательской работы
Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами работы.
|
Этапы подготовки
1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения:
а) разъяснение посредством примера;
б) описание,
в) характеристика;
г) сравнение;
д) различие
2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
З. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4. Ранжировать по важности основные идеи.
5. Предложить сравнения и метафоры.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
8. Подготовить текст доклада
|
Помощь в подготовке выводов
Помогите провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять стресс перед выступлением
|
Помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль
|
6. Оформление исследовательской работы.
Оформляются результаты работы и готовится презентация
|
Подготовить средства наглядного представления доклада
|
Может потребоваться помощь технического характера при оформлении
презентации
|
Знакомит с основными требованиями к содержанию и оформлению работы.
Рекомендует примерный план публичного выступления
|
7. Защита исследовательской работы
|
План публичного выступления:
1.Приветствие
2.Представление (ФИ, класс)
3. Цель выступления
4. Название темы исследования.
5. Актуальность исследования (обоснование выбора темы)
6. Кратко о поставленной цели исследования и способах её достижения
7. Кратко о новых результатах в ходе проведённого исследования
8. Выводы по результатам проведённого исследования
9. Кратко о дальнейших шагах по теме проведённого исследования.
10. Благодарность за внимание к выступлению.
11. Ответы на вопросы.
12 Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования.
|
Присутствуйте на защите. Поддержите ребёнка, у вас есть повод гордиться им
|
Присутствует на защите работы
|
8. Анализ проделанной работы
|
Проведение самоанализа
|
Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому
|
Обсуждает с учеником итоги работы, отмевает положительные результаты, анализирует недостатки.
|
Для младших школьников, по мнению психологов, считаются очень сложными виды обобщения и умозаключения. Исследовательская работа только для успешных, способных учеников, т. к. считается высшим уровнем творчества. При подготовке учащихся к написанию исследовательской работы, учителю необходимо учитывать уровень возможностей младшего школьника, чтобы тот в свою очередь получил от данной работы удовольствие.
Ожидаемый результат исследовательской работы:
- интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка
- умение работать с информацией;
- опыт целеполагания;
- опыт планирования;
- расширение кругозора;
- развитие мышления;
- развитие эмоциональной сферы;
- опыт публичного выступления.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые появляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров