Выступление на РМО учителей начальных классов по теме: «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС»
«Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательно деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат». (Л.Н. Алексашкина, доктор педагогических наук, профессор института содержания и методов обучения РАО).
Системно- деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно- деятельностный подход нацелен на развитие личности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Всякое учение – деятельность.
Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым учеником индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им государственного стандарта знаний
Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод, на основе которого строится сегодня обучение в школе, недостаточен для решения поставленных задач. Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.
Деятельностный подход осуществляется на всех этапах учебного процесса — при целеполагании, планировании и организации учебных занятий, проверке и оценке достижений школьников. Чем более самостоятельно работают учащиеся, тем более внимательным и гибким должно быть сопровождение самостоятельной деятельности.
Так как основной формой организации обучения является урок, я хотела бы предложить вашему вниманию примерную типологию и структуру урока в рамках системно- деятельностного подхода.
Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.
- Урок новых знаний.
-Урок постановки учебной задачи.
-Урок решения учебной задачи.
-Урок моделирования и преобразования модели.
-Урок решения частных задач с применением открытого способа.
- Урок контроля и оценки.
-Урок рефлексии.
В системе деятельностного подхода урок имеет следующую структуру:
Организационный момент.
Цель: включение в деятельность на личностно- значимом уровне «Хочу, потому что могу» .
- у учащихся должна возникнуть эмоциональная направленность.
Актуализация знаний..
Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
III.Постановка целей урока.(Мотивация учебной деятельности).
Приемы:
- Тема-вопрос,
-Подводящий диалог,
- Исключение,
-Домысливание.
IV.Открытие нового знания.
Приемы:
- Своя опора,
- Отсроченная отгадка,
- Вопросы к тексту.
V.Первичное закрепление.
Приемы:
- Универсальная игра «Да- нет».
-Деловая игра «Я- учитель».
VI.Включение нового в систему знаний. Использование сформированных умений и навыков.
Приемы:
- Группировка предметов,
- Повторяем с контролем,
- Пересечение тем,
VII. Самостоятельная работа самоанализ и самоконтроль.
Приемы:
- Мини- проекты,
- Мини- исследование,
-«Реставратор» (учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно измененный учителем),
- Блиц- контрольная.
VIII. Рефлексия деятельности . итог урока.
Приемы:
- Рисуем настроение,
-Дерево творчества,
- Интеллектуальная рефлексия,
- Выбери верное утверждение,
-Табличка,
-Синквейн,
-Продолжи фразу,
- Ответы на вопросы.