СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура урока в рамках системно- деятельностного подхода.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельностный подход осуществляется на всех этапах учебного процесса- при целеполагании, планировании и организации учебных занятий, при проверке и оценке достижений школьников. Чем более самостоятельно работают учащиеся, тем более внимательными гибким должно быть сопровождение самостоятельной деятельности. Так как основной формой  организации учебной деятельности является урок, я хочу предложить вниманию коллег примерную типологию и структуру урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Просмотр содержимого документа
«Структура урока в рамках системно- деятельностного подхода.»

Выступление на РМО учителей начальных классов по теме: «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС»

«Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательно деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат». (Л.Н. Алексашкина, доктор педагогических наук, профессор института содержания и методов обучения РАО).

Системно- деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно- деятельностный подход нацелен на развитие личности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Всякое учение – деятельность.

  • Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.

  • Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей

  • Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.

  • Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.

  • Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

  • Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

  • Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым учеником индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им государственного стандарта знаний

Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод, на основе которого строится сегодня обучение в школе, недостаточен для решения поставленных задач. Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Деятельностный подход осуществляется на всех этапах учебного процесса — при целеполагании, планировании и организации учебных занятий, проверке и оценке достижений школьников. Чем более самостоятельно работают учащиеся, тем более внимательным и гибким должно быть сопровождение самостоятельной деятельности.

Так как основной формой организации обучения является урок, я хотела бы предложить вашему вниманию примерную типологию и структуру урока в рамках системно- деятельностного подхода.

Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

- Урок новых знаний.

-Урок постановки учебной задачи.

-Урок решения учебной задачи.

-Урок моделирования и преобразования модели.

-Урок решения частных задач с применением открытого способа.

- Урок контроля и оценки.

-Урок рефлексии.


В системе деятельностного подхода урок имеет следующую структуру:

  1. Организационный момент.

Цель: включение в деятельность на личностно- значимом уровне «Хочу, потому что могу» .

- у учащихся должна возникнуть эмоциональная направленность.

  1. Актуализация знаний..

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

III.Постановка целей урока.(Мотивация учебной деятельности).

Приемы:

- Тема-вопрос,

-Подводящий диалог,

- Исключение,

-Домысливание.

IV.Открытие нового знания.

Приемы:

- Своя опора,

- Отсроченная отгадка,

- Вопросы к тексту.

V.Первичное закрепление.

Приемы:

- Универсальная игра «Да- нет».

-Деловая игра «Я- учитель».

VI.Включение нового в систему знаний. Использование сформированных умений и навыков.

Приемы:

- Группировка предметов,

- Повторяем с контролем,

- Пересечение тем,

VII. Самостоятельная работа самоанализ и самоконтроль.

Приемы:

- Мини- проекты,

- Мини- исследование,

-«Реставратор» (учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно измененный учителем),

- Блиц- контрольная.

VIII. Рефлексия деятельности . итог урока.

Приемы:

- Рисуем настроение,

-Дерево творчества,

- Интеллектуальная рефлексия,

- Выбери верное утверждение,

-Табличка,

-Синквейн,

-Продолжи фразу,

- Ответы на вопросы.