Подготовка и проведение кружкового занятия
по направлению декоративно-прикладное искусство
Подготовка руководителя кружка к любому занятию начинается не накануне этого занятия, а задолго до него и включает в себя весь процесс совершенствования профессиональной квалификации в целом. От широты культурного кругозора, общей эрудиции, а также от глубины психолого-педагогических познаний педагога в значительной мере зависит умение наполнить занятие глубоким образовательным смыслом, придать ему правильную методическую направленность, а также сделать интересным и привлекательным для учащихся (воспитанников).
Очень важна практическая подготовка педагога, т.е. владение основами технологической обработки различных материалов. Педагог должен хорошо представлять себе все технологические тонкости, особенности «поведения» материалов, приёмы использования инструментов и т.д. К занятию желательно иметь хотя бы один образец-аналог, выполненный самим педагогом. Работа по изготовлению этого образца позволяет лучше учесть основные технологические нюансы, которые потом придётся объяснять ученикам (воспитанникам), а также, точнее рассчитать время на изготовление изделия.
Составление плана - конспекта занятия
Выбор темы занятия
На данном этапе подготовки к занятию в наибольшей степени проявляется профессионализм и творчество педагога. От того, насколько грамотно будет продумано и организовано занятие, зависит реализация поставленных образовательно-воспитательных задач.
Определяя место занятия в общей системе, тем самым еще раз выясняем, насколько до этого воспитанники продвинулись в освоении материалов и способов их обработки, какие знания они получили. На эти знания и умения педагог может опираться. Одновременно становится более ясно, какие знания и умения следует закрепить, какая информация будет для детей новой.
Тему занятия определяет руководитель кружка согласно календарному плану и программе. Формулировка должна отражать:
форму проведения (разработка эскиза, изготовление изделия, выполнение композиции …);
технику исполнения (гуашью, в технике аппликация соломкой, в технике плетение макраме, в технике ткачества гобелена…);
этап работы (вырезание деталей, подготовка основы, соединение деталей, конструктивное построение, выполнение первой прописки…).
Например:
«Выполнение декоративной тематической композиции «Дерево жизни» в технике аппликация соломкой. Подготовка настила».
«Изготовление вязаной игрушки – сувенира «Ангел». Декорирование изделия».
«Выполнение декоративной открытки в технике аппликация манкой. Заполнение плоскостей основных деталей композиции».
«Стилизация растительных форм. Работа в цвете».
Постановка задач кружкового занятия
Задачи занятия делятся на три группы: обучающие (учебные), развивающие и воспитательные. Список должен быть не слишком большим и реально осуществимым. Продумывая цели занятия, следует предельно конкретно сформулировать основные из них – те, исходя из которых, будет разрабатываться содержание и весь ход занятия.
Глаголы для формулирования
обучающие: освоить, отрабатывать, закрепить, совершенствовать, характеризовать, анализировать, различать, овладеть, воспроизводить, излагать, объяснять, выявлять, распределять, соотносить, формулировать, выбирать, выполнять, подбирать, разрабатывать, моделировать по образцу, применять, собирать, соединять, составлять, устранять, измерять, закреплять…
развивающие: развивать, способствовать, формировать.
воспитательные: воспитывать, побуждать, формировать.
Материально-техническое оснащение:
Материалы, необходимые для работы, и их количество.
Оборудование и инструменты, при этом отдельно отмечается, что должно быть у детей и что у педагога.
Структура кружкового занятия может быть представлена следующим образом:
Организационный этап предполагает организацию начала кружкового занятия, в результате чего каждый ученик (воспитанник) занимает своё рабочее место, оборудованное согласно специфике выполняемой работы. Подготовку рабочих мест, инструментов, материалов и т.д. выполняет руководитель, возможно с помощью дежурного до начала занятия.
Мотивационный (заинтересовывающий) этап - направлен на включение кружковцев в работу, создания условий мотивированной (заинтересованной) деятельности на занятии каждого ребёнка. Если на занятиях запланировано выполнения нового задания, то в интересной и познавательной форме (рассказ, загадка, выставка, конкурс, беседа, музыкальная композиция, видеосюжет, презентация и т.п.) руководителем с помощью детей формулируется тема занятия. Если же запланировано продолжение какой-либо работы (определённый этап выполнения композиции или стадии изготовления изделия), то необходимо подытожить выполненную часть работы и охарактеризовать план действий на текущее занятие. Возможно включение небольшого бока познавательной информации для стимулирования организованной работы детей.
Этап усвоения новых знаний и способов действий (наличие данного этапа зависит от типа занятия) присутствует, если руководитель кружка излагает новые для детей технические приёмы работы, сведения о материалах и инструментах и т.д. Изложение материала должно быть в адаптированной к возрасту учеников форме, обязательно сопровождаться наглядными средствами обучения (наглядные пособия, демонстрация приёмов действий).
Этап применения новых знаний и способов действий (наличие данного этапа зависит от типа занятия) следует за предыдущим, если таковой присутствует. Дети выполняют задания, повторяя периодически демонстрируемые руководителем приёмы выполнения тех или иных действий и операций. Необходимо контролировать и корректировать работу каждого ученика (воспитанника) индивидуально, по возможности организовывать взаимопомощь и взаимное обучение детей.
Этап практической деятельности следует за мотивационным, если выполнение задания или этапа работы не требует осваивания новых способов действий, а направлено на отработку (закрепление, совершенствование и т.д.) навыков выполнения конкретных технических приёмов. Например: отработка приёмов вырезания деталей по шаблону, переноса эскиза на основу, соединения деталей трикотажным швом и др. форма организация данного этапа занятия индивидуальная – в зависимости от особенностей и личностных качеств каждого ученика. В процессе всего занятия руководитель кружка строго следит за безопасным пользованием инструментами детьми.
Руководство самостоятельной деятельностью
Побуждать к работе.
Обратить внимание на соблюдение правил техники безопасности пользования инструментами и поведении на занятии.
Инструктировать и консультировать по ходу выполнения работы.
Обратить внимание на типичные ошибки.
Методика исправления массовых ошибок:
быстро проанализировать причину;
остановить работу и обратить внимание на себя;
проанализировать вместе с детьми ошибочные действия;
продемонстрировать правильные действия.
В связи с тем, что данный этап занятия достаточно продолжителен по времени, рекомендуется включать познавательно-развлекательные блоки с целью переключения форм деятельности, а, следовательно, отдыха детей. При организации подвижных конкурсов необходимо помнить о безопасных условиях их проведения.
Заключительный этап предполагает подведение итогов кружкового занятия. В индивидуальной (беседа, самоанализ) или фронтальной (просмотр, выставка) форме руководителем кружка анализируется этап выполненной работы, исходя из её эстетичности, старательности и аккуратности исполнения. Организованно проводится уборка рабочих мест.