СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МКУДО «ДДЮТ
Структурная модель непрерывного дополнительного образования МКУДО «ДДЮТ» состоит из 4 взаимосвязанных уровней, каждый из которых имеет специфику, задачи, формы реализации.
1 уровень «Поиск» (пропедевтический (эмоционально – образный) блок)
«Охватываются» дети, которые в будущем могут стать учащимися МКУДО «ДДЮТ». Это первое знакомство детей и родителей с МКУДО «ДДЮТ».
Цель: заинтересовать в деятельности МКУДО «ДДЮТ», продемонстрировать возможности обучения.
Педагогические задачи: сформировать мотивацию у детей, чтобы они выбрали объединение, коллектив, заинтересовались деятельностью.
Средства и формы: яркие рекламные плакаты об отделах, коллективах, видеолектории, массовые праздники, выставки, экскурсии по Дворцу, Дни открытых дверей.
Приоритеты: изучение социокультурных условий, расширение сферы взаимодействия Дворца детского (юношеского) творчества с общеобразовательными учреждениями, общественными учреждениями, семьей.
Краткосрочные, образовательные, комплексные, досуговые программы. Разнообразные формы работы с дошкольниками.
Дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы первого уровня «ПОИСК»:
2 уровень «Ориентир» (подготовительно - ориентирующий (репродуктивный) блок:
Ребенок потребляет готовые знания, которые передает педагог. Предполагает формирование начальных навыков в различных видах деятельности и мотивации по выбору деятельности в дополнительном образовании.
Охватываются дети, начинающие заниматься в МКУДО «ДДЮТ». Формирование интереса к определенному направлению деятельности.
Цель: закрепить и развить интерес к выбранному делу и показать результат ближайшей и дальней перспективы.
Педагогические задачи:
создать учебно-развивающую среду;
закрепить и развить у ребенка мотивацию к выбранному виду деятельности, желание регулярно посещать занятия;
показать прогнозируемые результаты ближайших и дальнейших перспектив;
выявить способности и задатки учащихся.
Средства и формы: яркие рекламные плакаты об отделах, коллективах, традиционные объединения, клубы, секции, студии раннего развития.
Приоритеты: создание учебно-развивающей среды для детей дошкольного возраста, развитие мотивации к дальнейшему обучению.
Дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы второго уровня «ОРИЕНТИР»:
«Хореография»; «Игрушка своими руками»; «Общая физическая подготовка»; «Добро пожаловать в английский»; «Игрушки и аксессуары в стиле Тильда»; «Цветной мир»; «Мир игрушки»; «Основы дизайна»; «Развивающая математика»; «Музыка души»; «Сольное пение»; «Авиамодельное конструирование»; «Спектр»; «Радуга»; «Волшебная кисть»; «Мир твоей души»; «Волшебная палитра»; «Декоративный калейдоскоп»; «Радужный клубок»; «Бумажная страна»; «Роспись по дереву»; «Мой край»; «Детский эстрадный вокал»; «Музыкальная капель»; Студия «Музыкальное настроение»; «Детский эстрадный танец»; «Развивающая математика» |
Технологии: доминирует игра или репродуктивные технологии с элементами эвристических и игровых компонентов.
Итог освоения уровня: готовность учащегося к обучению на второй ступени; выбор направления творческой деятельности.
Формы реализации: учебные группы, объединения по интересам, временные команды в рамках дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ и программы досуговой деятельности, студии, клубы.
3 уровень - «Мастерство»( поисково – зондирующий (эвристический) этап самоопределения, расширение фона определения профессиональных предпочтений)
Учащийся на этом этапе старается сам увеличить объем своих знаний, становится исследователем. Уровень связан с совершенствованием, развитием и углублением мастерства в выбранном направлении, закреплением мотивации и демонстрацией способности воспроизводить материал, умение самостоятельно действовать, выбирать способ решения.
Цель: создание условий для развития выявленных способностей и интересов детей, широкая специализация в выбранном направлении творческой деятельности.
Педагогические задачи:
закрепить мотивацию содержательную, внутреннюю: учащиеся сами стремятся к реальному результату деятельности;
создание ситуации самопознания, самоопределения через предметно – практическую деятельность;
создание благоприятных условий для «проб» себя (ребенка) в различных сферах творческой деятельности;
приобщение детей к видам деятельности, которые способствуют развитию их способностей, формированию профессиональных интересов;
выявление и активизация внутренних ресурсов учащихся в самореализации.
Формы и средства: игры, путешествия, участие в выставках, проведение массовых мероприятий, занятия в творческих объединениях по различным направлениям: декоративно – прикладное, гуманитарное, художественное, музыкальное, техническое, спортивное, профильные и многопрофильные студии, лаборатории, интегрированные курсы, организация музея.
Приоритеты: реализация дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ объединений, клубов, студий, ориентируемых на выбор конкретного вида деятельности и индивидуального «образовательного маршрута», имеющих профессиональную направленность.
Предоставление возможности каждому ребенку и педагогу реализовать свой творческий потенциал. Постоянное совершенствование педагогического мастерства.
Эстетическое развитие детей, позволяющее им открыть для себя сокровища мировой культуры, русской культуры, народных промыслов.
Формирование здорового образа жизни.
Дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы третьего уровня «Мастерство»:
«Вязание». «Занимательный компьютер». «Горизонт» «Карате Киокушинкай». «Изучаем английский язык». Мой друг – компьютер». «Общая физическая подготовка с элементами карате» «Общая физическая подготовка». |
Технологии: эвристические, игровые, проблемно-поисковые.
Итог освоения уровня: определение специальных способностей; выбор профессионально - ориентированного конкретного вида деятельности и индивидуального образовательного маршрута.
Формы реализации: центры, студии, клубы, секции, школы.
4 уровень – «Профи» (профессионально – адаптационный (креативный) этап).
Освоение конкретного вида творческой деятельности.
Цель: создание условий для частичного вхождения в профессиональную деятельность, реализации творческого потенциала учащихся.
Педагогические задачи:
разработать широкий спектр дополнительных общеобразовательных (общеразвиающих) программ, формирующих деятельность, целенаправленно обращенную на самопознание, самоопределение, самореализацию, выбор профессии;
создать условия для реализации творческого потенциала учащихся, обеспечивающих дальнейшее развитие интересов, склонностей и способностей учащихся в деятельности, приближенной к профессиональной, т. е. частичное вхождение в профессиональную деятельность.
Формы и средства:, индивидуальные занятия, защита авторских проектов, деловые игры, зачеты, экзамены, коллоквиумы, самообразование и т. д.
Приоритеты: профессионально ориентированные программы, дающие молодым людям потенциальную возможность стать востребованными в обществе; гражданско-правовое воспитание учащихся, подготовка будущих защитников отечества; воспитание уважения к труду, развития упорства достижений, поставленных целей и задач.
Дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы четвёртого уровня «ПРОФИ»:
«Парикмахерское искусство и декоративная косметика»; «Мир компьютерных технологий»; Студия «Образ»; «Сувениры»; «Азбука рукоделия»; «Волейбол». «Веселые клавиши»; «Звонкие струны». |
Технологии: эвристические, поисковые, проблемные методы, социокультурная, профессиональная практика.
Итог освоения уровня: Профессионально - ориентированный выбор, рекомендация для поступления в профессиональные образовательные учреждения города, области, сертификат о получении профессии.
Формы реализации: все формы творческих объединений, индивидуальные занятия, творческие студии, мастерские, лаборатории, элективные профильные курсы.
Последний высший уровень содержания дополнительного образования особенно актуален, значим как в русле глобальных образовательных тенденций, так и в русле обеспечения развития человека как самоцели.
На этом этапе у подростков появляется потребность самоопределения в одном из видов творческой деятельности и участия в общественной жизни Дворца; дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа реализуется на творческом уровне.
Совместная творческая деятельность обеспечивает ребенку личностное самоутверждение, возможность реализовать важнейшую потребность этого возраста в самосовершенствовании.
Одним из видов такой деятельности является проведение тематических недель, цель которых – создать единый творческий коллектив, где сформированы отношения, основанными на дружбе, поддержке, доверии.
Так как в современных условиях важно не простое усвоение готовых знаний и формирование творческой личности, умеющей открывать и создавать новое, но и решать нестандартные задачи, разрешать трудные проблемы.
Такая структура образовательного процесса позволяет достичь высоких образовательных результатов, о чем свидетельствует многочисленные победы в международных, Всероссийских, региональных, муниципальных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.
МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА МКУДО «ДДЮТ»
Направления | Качества, которые можно измерить |
Знания и умения | 1. Достаточный уровень базовых знаний, необходимый для продолжения обучения. |
Умение осуществлять поиск нужной информации. Умение находить эффективные способы решения проблем. | Умение передавать содержание учебного материала в графической и других формах свёртывания информации. Владение умением ориентироваться в учебной, социальной ситуации. Умение систематизировать материал в пределах учебной темы | Грамотное и свободное владение устной и письменной речью. Знание способов рациональной работы, способность к самообразованию. Целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях. |
Здоровье | 1. Формирование у учащихся привычек к здоровому образу жизни, признание ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и умений по гигиенической культуре. | Самоопределение в способах достижения здоровья. Самоорганизация на уровне здорового образа жизни. Соответствие физического состояния выпускника нормативам физического развития. | Здоровый образ жизни. Осознанное отношение к здоровью и физической культуре. Умение применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи, способность действовать в чрезвычайных ситуациях. |
Познава тельная деятельность | Умение осуществлять поиск нужной информации. Сформированность учебных мотивов. | Способность рассуждать. Креативность. Самосознание и адекватная самооценка, потребность в самопознании | Интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования. Способность использовать знания на практике. Рациональная организация труда, самообразование, исследовательские работы. |
Культура личности, жизненная и нравствен- ная позиция. | 1. Сформированность коммуникативных навыков. 2. Сформированность понимания уникальности своего учреждения. | 1. Социальная взрослость, ответственность за свои поступки. 2. Осознание собственной индивидуальности. 3. Потребность в общественном признании. 4. Достаточный уровень воспитанности. | 1. Правовая культура. 2.Коммуникативность, культура общения. 3. Адекватная самооценка. 4. Умение отстаивать свои взгляды и убеждения. 5. Профессиональное самоопределение. 6. Достаточный уровень воспитанности. |
Итог | Творческая личность, способная к продолжению обучения на следующем уровне. | Творчески развитая личность, способная к самоопределению. | Творчески развитая личность, социально ориентированная личность, способная к самореализации |
Результативность образовательного процесса может быть оценена с помощью двух групп критериев:
Система оценки результатов по итогам реализации образовательного процесса (завершение образовательной программы) определяется как требованиями к различным видам образовательной деятельности, так и творчеством педагогического коллектива. В связи с этим можно выделить следующие виды аттестации:
Дополнительными общеобразовательными (общеразвивающими) программами предусматривается:
Текущий контроль успеваемости - это систематическая проверка знаний и практических навыков учащихся, проводимая педагогом на текущих занятиях в соответствии с дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой.
Аттестация – это оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы в конкретной предметной деятельности.
Промежуточная аттестация – это процедура оценки уровня освоения учащимися отдельной части (модуля, раздела) дополнительной общеобразовательной программы по итогам учебного периода (полугодия, года обучения – в зависимости от срока обучения, предусмотренного дополнительной общеобразовательной программой).
Виды текущего контроля успеваемости: входной и текущий контроль; промежуточная и итоговая аттестации.
Входной контроль – это оценка исходного уровня подготовки учащихся перед началом образовательного процесса (учебного периода).
Текущий контроль – это оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной дополнительной общеобразовательной программы в период обучения после входного контроля до промежуточной (итоговой) аттестации.
Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной дополнительной общеобразовательной программы по итогам учебного периода (полугодия, года обучения).
Итоговая аттестация – это оценка овладения уровнем достижений учащихся, заявленных в дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программах по завершении всего срока реализации.
Для стимулирования социальной активности формируется портфолио педагогов и учащихся, как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений в различных областях жизни МКУДО «ДДЮТ».