СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структурно-функциональный метод обучения на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Структурно-функциональный метод обучения на уроках английского языка»

Структурно-функциональный метод обучения на уроках английского языка

Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций. Ввиду того, что позиции английского языка в мире как лидирующего средства международного общения все более и более усиливаются, и не наблюдается никаких весомых тенденций к остановке или замедлению данного процесса, проблема использования эффективных методов преподавания английского языка представляется крайне важной.

Каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой – стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся, используя различные средства обучения.

Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся. Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения.

Усвоение содержания обучения реализуется в процессе коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. «Метод» как прием или способ обучения всегда предполагает деятельность учителя по организации коммуникативно-познавательной деятельности учащихся, обеспечивающую усвоение ими содержания образования. Поскольку содержание образования разнообразно, то в такой же мере разнообразны и способы коммуникативно-познавательной деятельности учащихся по его усвоению. Различна и деятельность учителя по организации этой деятельности усвоения. Следовательно, различны и методы, которыми пользуется учитель по передачи содержания обучения. В школьной практики, на уроках английского языка используется структурно-функциональный метод.

Структурно-функциональный метод предполагает максимальное погружение в языковую деятельность. Основной целью данного метода является научить обучаемого сначала свободно говорить на языке, а потом думать на нем. Большое внимание при использовании данного подхода уделяется игровым ситуациям, работе с партнером, заданиям на поиск ошибок, сравнениям и сопоставлениям. Данные задания вовлекают в деятельность не только память, но и логику, умение мыслить аналитически и образно. Весь комплекс приемов помогает создать иноязычную среду, в которой обучаемые должны «функционировать»: читать, общаться, участвовать в ролевых играх, излагать свои мысли, делать выводы – то есть выбирать для своего речевого акта структуру в соответствии с функцией, которую несет этот акт – отсюда и название. [1]

При использовании структурно-функционального метода в процессе обучения практической грамматике основного иностранного языка, необходимо соблюдать следующие принципы:

1. Речевая направленность означает, что обучение иностранным языкам происходит в процессе общения. Это проявляется в практической ориентации занятия. Правомерны лишь занятия на языке, а не о языке. Прежде всего, это касается упражнений: чем упражнение больше похоже на реальное общение, тем оно эффективнее.

2. Функциональность предполагает, что как отдельные слова, так и грамматические формы усваиваются сразу в деятельности: обучаемый выполняет какую-либо речевую задачу и в процессе этого усваивает необходимые слова или грамматические формы.

3. Ситуативность означает ролевую организацию учебного процесса. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют обучаемых.

4. Новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условий общения и т. д.). Обучаемые не получают прямых указаний к запоминанию – оно становится побочным продуктом речевой деятельности с материалом (непроизвольное запоминание).

5. Личностная ориентация общения создает такие условия, когда обеспечена коммуникативная мотивация, целенаправленность говорения, мотивированы взаимоотношения и т. д.

6. Коллективное взаимодействие. Структурно-функциональный метод в обучении грамматики способствует видению реальной картины языковой системы, связи и взаимодействия (взаимоотношения) единиц разных уровней языка, а главное – согласование языковых единиц в речи, их совместное функционирование в тексте; содействует развитию логического и ассоциативного мышления обучаемых: учит видеть одинаковые, сходные значения и функции во внешне (формально) различных языковых средствах; развивает языковое и речевое чутье, делает более осознанной работу по выбору языковых средств при формировании высказывания; позволяет овладеть комплексом средств, выражающих близкие значения; ставит вопросы о различиях, правилах выбора, функциональных возможностях; стимулирует развитие как рецептивных, так и продуктивных речевых действий; развивает интерес к языку при работе с текстом и создании собственных речевых единств: демонстрирует возможность оперировать единицами разных уровней, искать и находить связи и взаимодействия языковых единиц; отвечает современным требованиям к изучению иностранного языка: практическое владение языком, формирование коммуникативной компетенции. [2]

Структурно-функциональный метод обучения при планировании занятия по иностранному языку требует соблюдения принципов речевой направленности, функциональности и ситуативности. Неотъемлемой частью занятия по иностранному языку должны также являться новизна, личностная ориентация общения и коллективное взаимодействие. [3]

Предъявление грамматического материала при функциональном подходе осуществляется практическим путем и опирается на основные положения, связанные с обучением грамматической стороне речи. При структурно-функциональном методе применяются упражнения с преимущественной ориентацией на значение, которые можно подразделить на три подгруппы. Использование ситуативных упражнений соответствует принципам содержания обучения при функциональном подходе. Постоянная смена речевых ситуаций придает занятию по иностранному языку новизну, а характер упражнений (диалогическое общение, групповая работа) – обеспечивает коллективное взаимодействие.

Таким образом, задача педагога – знать сущность структурно-функционального метода, использование которого обеспечит успешное усвоение школьниками учебного материала на уроках английского языка.

Список использованной литературы

  1. И. Антоненко «Структурно-функциональный подход к преподаванию практической грамматики иностранного языка в вузе и школе» 2014г.

  2. Л. Н. Кораблева «Структурно-функциональный подход к изучению грамматики иностранных языков» 2011г.

  3. Т. И. Скрипникова «Теоретические основы обучения иностранным языкам» 2017г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!