Структурно-логические схемы с применением ИКТ
в образовательной деятельности учащихся
Учитель математики и физики
филиала при ФКУ ИК-3 МКОУ «Вечерняя (сменная) ОШ»
МР «Хангаласский улус»
Кириллина Галина Николаевна
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, современная образовательная среда должна содействовать формированию у учащихся универсальных учебных действий, в том числе умение работать с информацией в любом виде и из любого источника, накопление опыта самостоятельной познавательной деятельности, обеспечение саморазвития обучающихся. В условиях перехода на Федеральный государственный стандарт общего образования в современной школе необходим новый подход к образовательному процессу. К наиболее эффективным и результативным компонентам формирования современной образовательной среды можно причислить структурно-логические схемы, так как они обеспечивают личностно-ориентированный, деятельностный и компетентностный подходы к обучению, обусловленные живым диалогом и сотворчеством учителя и ученика.
По данным социологов и психологов, человек усваивает знание лучше, когда он их воспринимает наглядно – это 90%. И лишь 10% – когда слышит.
Структурно-логические схемы – это методический прием для активизации познавательных способностей учащихся, к которым относятся восприятие, воображение, память, представление, мышление.
Оптимальность структурно-логических схем:
С точки зрения восприятия: зрительное восприятие структурно-логических схем намного эффективнее за счёт чёткой структуры и смыслового содержания.
С точки зрения воображения: структурно-логическая схема в воображении учащегося создаёт целостную картину изучаемого материала.
С точки зрения памяти: структурно-логические схемы обеспечивают концентрацию внимания только на конкретных понятиях, что улучшает его долговременную память.
С точки зрения представления: структурно-логическая схема даёт комплексное представление об изучаемом материале.
С точки зрения мышления: структурно-логическая схема, активизируя различные виды мышления, обеспечивает осмысленное усвоение требуемого понятия.
Достоинства структурно-логических схем:
Компактность – информация расположена на одном листе и структурирована по смысловым направлениям.
Логичность – понятия взаимосвязаны между собой в строго логической последовательности.
Информационная насыщенность – каждая структурно-логическая схема содержит большое количество информации, объём которой при обычном текстовом изложении занял бы до нескольких десятков страниц.
Доходчивость – информация представлена в удобном для восприятия виде.
Убедительность – логика подачи информации не даёт двусмысленной трактовки понятий.
Лаконичность – структурно-логические схемы показывают суть понятия при оптимальной смысловой и информационной нагрузке.
Универсальность – одно из главных достоинств структурно-логических схем, заключающееся в том, что данные схемы можно использовать при изучении различных тем по предмету.
Таким образом, с их помощью можно решить следующие задачи в учебной деятельности:
Осмысленное усвоение понятий; получение осмысленных знаний.
Развитие различных видов мышления.
Повышение интеллектуально – творческого потенциала.
В связи с этим введение на уроках заданий по составлению самими учащимися структурно-логических схем по изучаемым темам, так же таблиц сравнения основных понятий или обобщающих таблиц по разделу, слайдовых презентаций по темам параграфа дают следующие результаты:
- умение сформулировать проблему изучаемого материала;
- выделение главного понятия;
- объяснение смысла текста из учебника;
- повышение качества знаний ;
- умение работать самостоятельно;
- применение компьютера в учебном процессе;
- повышение интереса к учебе.
В структурно- логических схемах показывается причинно-следственная связь суждений, умозаключений, понятий, приводящих к выводу по определенной теме или проблеме, то есть присутствуют анализ, синтез и сравнение, которые развивают логическое мышление учащихся, а это всегда является элементом духовной культуры человека, общечеловеческой ценностью.
Практическая часть
На уроках ученикам даются задания, выполнение которых формирует умение устанавливать связи между понятиями, выделять главное в прочитанном тексте.
Прежде, чем дать такие задания ученикам, нужен подготовительный этап: учитель применяет при преподавании структурно-логические схемы, обобщающие таблицы, таблицы сравнения.
Если систематически выполнять задания на построение схем к различным, даже небольшим информациям, учащиеся привыкнут анализировать связи между объектами, явлениями, понятиями, присутствующими в прочитанном тексте, что будет способствовать пониманию и запоминанию смысла прочитанного.
Показ слайдов – работ учеников.
Задачи обучающимся на уроках:
Для составления структурно – логической схемы:
1.Информация;
2. Анализ информации (выделить главное, установить связь между понятиями);
3. На компьютере в программе Word
( вкладка «Вставка», функция SmartArt ) выбирают соответствующую схему;
4. Составляют структурно – логическую схему;
5. Защита схемы.
Для создания слайдов по темам :
2. Задания присутствующим:
- построение структурно – логической схемы по информации;
Представление учебного материала в виде фрейма. Фрейм – это структура представления знаний, организованная вокруг некоторого понятия. Создавая фрейм , учащиеся выделяют главное в прочитанной информации. Это способствует ее пониманию и запоминанию.
Фрейм (анг. Кадр, рамка) – структура, содержащая некоторую информацию.
- создание фрейма на темы «Вечерняя школа», «Эффективный учитель».
3. Рефлексия
4. Заключение