СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структурно-логические схемы с применением ИКТ в образовательной деятельности учащихся

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

К наиболее эффективным и результативным компонентам формирования современной образовательной среды можно причислить структурно-логические схемы,  так как они обеспечивают личностно-ориентированный, деятельностный и компетентностный подходы к обучению, обусловленные живым диалогом и сотворчеством учителя и ученика.

Просмотр содержимого документа
«Структурно-логические схемы с применением ИКТ в образовательной деятельности учащихся»

Структурно-логические схемы с применением ИКТ

в образовательной деятельности учащихся


Учитель математики и физики

филиала при ФКУ ИК-3 МКОУ «Вечерняя (сменная) ОШ»

МР «Хангаласский улус»

Кириллина Галина Николаевна


Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, современная образовательная среда должна содействовать формированию у учащихся универсальных учебных действий, в том числе умение работать с информацией в любом виде и из любого источника, накопление опыта самостоятельной познавательной деятельности, обеспечение саморазвития обучающихся. В условиях перехода на Федеральный государственный стандарт общего образования в современной школе необходим новый подход к образовательному процессу. К наиболее эффективным и результативным компонентам формирования современной образовательной среды можно причислить структурно-логические схемы, так как они обеспечивают личностно-ориентированный, деятельностный и компетентностный подходы к обучению, обусловленные живым диалогом и сотворчеством учителя и ученика.

По данным социологов и психологов, человек усваивает знание лучше, когда он их воспринимает наглядно – это 90%. И лишь 10% – когда слышит.

Структурно-логические схемы – это методический прием для активизации познавательных способностей учащихся, к которым относятся восприятие, воображение, память, представление, мышление.

Оптимальность структурно-логических схем:

  1. С точки зрения восприятия: зрительное восприятие структурно-логических схем намного эффективнее за счёт чёткой структуры и смыслового содержания.

  2. С точки зрения воображения: структурно-логическая схема в воображении учащегося создаёт целостную картину изучаемого материала.

  3. С точки зрения памяти: структурно-логические схемы обеспечивают концентрацию внимания только на конкретных понятиях, что улучшает его долговременную память.

  4. С точки зрения представления: структурно-логическая схема даёт комплексное представление об изучаемом материале.

  5. С точки зрения мышления: структурно-логическая схема, активизируя различные виды мышления, обеспечивает осмысленное усвоение требуемого понятия.

Достоинства структурно-логических схем:

  1. Компактность – информация расположена на одном листе и структурирована по смысловым направлениям.

  2. Логичность – понятия взаимосвязаны между собой в строго логической последовательности.

  3. Информационная насыщенность – каждая структурно-логическая схема содержит большое количество информации, объём которой при обычном текстовом изложении занял бы до нескольких десятков страниц.

  4. Доходчивость – информация представлена в удобном для восприятия виде.

  5. Убедительность – логика подачи информации не даёт двусмысленной трактовки понятий.

  6. Лаконичность – структурно-логические схемы показывают суть понятия при оптимальной смысловой и информационной нагрузке.

  7. Универсальность – одно из главных достоинств структурно-логических схем, заключающееся в том, что данные схемы можно использовать при изучении различных тем по предмету.

Таким образом, с их помощью можно решить следующие задачи в учебной деятельности:

  1. Осмысленное усвоение понятий; получение осмысленных знаний.

  2. Развитие различных видов мышления.

  3. Повышение интеллектуально – творческого потенциала.

В связи с этим введение на уроках заданий по составлению самими учащимися структурно-логических схем по изучаемым темам, так же таблиц сравнения основных понятий или обобщающих таблиц по разделу, слайдовых презентаций по темам параграфа дают следующие результаты:

- умение сформулировать проблему изучаемого материала;

- выделение главного понятия;

- объяснение смысла текста из учебника;

- повышение качества знаний ;

- умение работать самостоятельно;

- применение компьютера в учебном процессе;

- повышение интереса к учебе.

В структурно- логических схемах показывается причинно-следственная связь суждений, умозаключений, понятий, приводящих к выводу по определенной теме или проблеме, то есть присутствуют анализ, синтез и сравнение, которые развивают логическое мышление учащихся, а это всегда является элементом духовной культуры человека, общечеловеческой ценностью.







Практическая часть


На уроках ученикам даются задания, выполнение которых формирует умение устанавливать связи между понятиями, выделять главное в прочитанном тексте.

Прежде, чем дать такие задания ученикам, нужен подготовительный этап: учитель применяет при преподавании структурно-логические схемы, обобщающие таблицы, таблицы сравнения.

Если систематически выполнять задания на построение схем к различным, даже небольшим информациям, учащиеся привыкнут анализировать связи между объектами, явлениями, понятиями, присутствующими в прочитанном тексте, что будет способствовать пониманию и запоминанию смысла прочитанного.



  1. Показ слайдов – работ учеников.

Задачи обучающимся на уроках:

  • делать обобщающую таблицу, таблицу сравнения,

  • составить структурно- логические схемы;

  • делать презентацию.

Для составления структурно – логической схемы:

1.Информация;

2. Анализ информации (выделить главное, установить связь между понятиями);

3. На компьютере в программе Word

( вкладка «Вставка», функция SmartArt ) выбирают соответствующую схему;

4. Составляют структурно – логическую схему;

5. Защита схемы.

Для создания слайдов по темам :

  • План дается учителем

  • Прочтение параграфа

  • Составление слайдов по плану

  • Оформление

  • Презентация темы

2. Задания присутствующим:

- построение структурно – логической схемы по информации;


Представление учебного материала в виде фрейма. Фрейм – это структура представления знаний, организованная вокруг некоторого понятия. Создавая фрейм , учащиеся выделяют главное в прочитанной информации. Это способствует ее пониманию и запоминанию.

Фрейм (анг. Кадр, рамка) – структура, содержащая некоторую информацию.


- создание фрейма на темы «Вечерняя школа», «Эффективный учитель».


3. Рефлексия

4. Заключение