Структурно-логические схемы как один из приёмов работы с текстом
Григорова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОАУ «Дипкунская СОШ» Тындинского муниципального округа
Структурно-логическая схема (СЛС) — графическая модель, отражающая основное содержание отдельных тем или разделов изучаемой дисциплины.
Структурно-логическая схема содержит ключевые понятия , фразы , формулы , иллюстрации , расположенные в определенной логической последовательности , позволяющей представить изучаемый объект в целостном виде. В процессе разработки СЛС учебная информация обобщается, структурируется.
Структурно-логические схемы являются частью методики опережающего обучения, теоретические и практические основы которой разработали такие педагоги- новаторы, как Шаталов Виктор Фёдорович и Лысенкова Софья Николаевна.
Структурно-логические схемы – это методический прием для активизации познавательных способностей учащихся, к которым относятся восприятие, воображение, память, представление, мышление.
В структурно- логических схемах показывается причинно-следственная связь суждений, умозаключений, понятий, приводящих к выводу по определенной теме или проблеме, то есть присутствуют анализ , синтез и сравнение , которые развивают логическое мышление учащихся.
Этапы составления структурно-логических схем:
Внимательное чтение
Осмысление полученной информации, незнакомых терминов, определений, проектирование логики ответа на вопрос в целом
Повторное чтение программного материала, выделение ключевых слов, их выстраивание в логическую цепочку и запись в тетрадь в виде СЛС
нового материала,
раскрывающего
заданный вопрос
Этапы составления структурно-логических схем
Инструкция к заданию
1.Вставьте пропущенные буквы согласно условию.
2. Решите пример.
3. Полученный результат соответствует порядковому номеру буквы алфавита (укажите эту букву в скобках).
4. Расположите буквы из скобок на углах звезды.
5. Сделайте вывод
И = 5, Е = 3.
1) сп…ктакль + энц…клопедия + д…ректор + каб…нет + л…тературный + ш…нель + г…мнастика + г…рой = Х – 16 = … ( )
2) ч…мпион = Х + 2 = … ( )
3) трен…ровка + г…н…рал + р…портаж + п … счаный + л … сник + б … рёзовый + ф…нал + л … нять + р … скованный = Х – 19 = … ( )
4) в … сло + т … шина + пр … рода + ж … лтизна = Х – 7 = … ( )
5) б…олог + ц…фра + с…нева + пр…чина = Х-12=… ( )
-ЧИК
Инструкция к заданию
1.Вставьте пропущенные буквы согласно условию.
2. Решите пример.
3. Полученный результат соответствует порядковому номеру буквы алфавита (укажите эту букву в скобках).
4. Расположите буквы из скобок на углах звезды.
5. Сделайте вывод
И = 5, Е = 3.
1) спЕктакль + энцИклопедия + дИректор + кабИнет + лИтературный + шИнель + гИмнастика + гЕрой = 36 – 16 = 20
2) чЕмпион = 3 + 2 = 5
3) тренИровка + гЕнЕрал + рЕпортаж + п Е счаный + л Е сник + б Е рёзовый + фИнал + л И нять + р И скованный = 38 – 19 = 19
4) в Е сло + т И шина + пр И рода + ж Е лтизна = 16 – 7 = 9
5) бИолог + цИфра + сИнева + прИчина = 20-12= 8
З
- ЧИК
Д
Д
Т
Ж
С
?
Как соотносится написание названия поэмы «Двенадцать»
А.А. Блока с её проблематикой и поэтикой названия?
Возможный вывод: буква «ЯТЬ», как некогда являющаяся именем существительным мужского рода, затем буквой кириллицы, может символизировать крест, а соответственно и образ Иисуса Христа.
Модель логической схемы научно-популярного текста
Основная мысль: имя, отчество, фамилия + профессия или должность –
это знаменитый человек/ оставил яркий след в истории нашей Родины
так как (аргумент 1-й) его профессиональные
достижения велики и значимы
так как (аргумент 2-й) он был не только хорошим специалистом в своём деле, он любил людей // он всю жизнь посвятил любимому делу (аргумент учитывает факты биографии или особенности личности знаменитого человека)
примеры, которые иллюстрируют каждый аргумент, выбираем из текста
поэтому ( аргумент 3-й) его помнят потомки
Тема : Константин Константинович Рокоссовский- один из великих военачальников.
Основная мысль : показать героизм, талант военачальника К.К. Рокоссовского.
Аргумент 1:
начало военной карьеры
Аргумент 2:
Пример 1:
дар военного стратега
«Желание Рокоссовского служить в армии было настолько велико, что он даже прибавил себе в документах два года».
Пример 2:
Аргумент 3:
«Поднял 9-й механический корпус по боевой тревоге и, совершив 200-километровый марш, с ходу атаковал противника»,
память о великом человеке
Пример 3:
«за всё время Великой Отечественной войны почти всегда безошибочно предугадывал намерения противника и, как правило, выходил победителем».
«В честь полководца установлены памятники в городах России, размещены мемориальные плиты, его именем названы улицы, площади и проспекты».
Автор пособия: Дина Ивановна Архарова - работала на кафедре филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО», кандидат филологических наук, автор множества учебных пособий по развитию письменной речи и подготовке к ЕГЭ.