СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структурно-логические схемы как один из приёмов работы с текстом

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структурно-логические схемы содержат ключевые понятия, фразы, формулы,иллюстрации, расположенные в определенной логической последовательности, позволяющей представить изучаемый объект в целостном виде. В процессе разработки СЛС учебная информация обобщается, структурируется. Структурно-логические схемы являются частью методики опережающего обучения, теоретические и практические основы которой разработали такие педагоги- новаторы, как Шаталов Виктор Фёдорович и Лысенкова Софья Николаевна.

Просмотр содержимого документа
«Структурно-логические схемы как один из приёмов работы с текстом»

Структурно-логические схемы как один из приёмов  работы с текстом Григорова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОАУ «Дипкунская СОШ» Тындинского муниципального округа

Структурно-логические схемы как один из приёмов работы с текстом

Григорова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОАУ «Дипкунская СОШ» Тындинского муниципального округа

Структурно-логическая схема (СЛС) — графическая модель, отражающая основное содержание отдельных тем или разделов изучаемой дисциплины. Структурно-логическая схема содержит ключевые понятия , фразы , формулы , иллюстрации , расположенные в определенной логической последовательности , позволяющей представить изучаемый объект в целостном виде. В процессе разработки СЛС учебная информация обобщается, структурируется. Структурно-логические схемы являются частью методики опережающего обучения, теоретические и практические основы которой разработали такие педагоги- новаторы, как Шаталов Виктор Фёдорович и Лысенкова Софья Николаевна.

Структурно-логическая схема (СЛС) — графическая модель, отражающая основное содержание отдельных тем или разделов изучаемой дисциплины.

Структурно-логическая схема содержит ключевые понятия , фразы , формулы , иллюстрации , расположенные в определенной логической последовательности , позволяющей представить изучаемый объект в целостном виде. В процессе разработки СЛС учебная информация обобщается, структурируется.

Структурно-логические схемы являются частью методики опережающего обучения, теоретические и практические основы которой разработали такие педагоги- новаторы, как Шаталов Виктор Фёдорович и Лысенкова Софья Николаевна.

Структурно-логические схемы – это  методический прием для активизации познавательных способностей учащихся, к которым  относятся восприятие, воображение, память, представление, мышление. В структурно- логических схемах  показывается причинно-следственная связь суждений, умозаключений, понятий, приводящих к выводу по определенной теме или проблеме, то есть присутствуют анализ , синтез и сравнение , которые  развивают логическое мышление учащихся.

Структурно-логические схемы – это  методический прием для активизации познавательных способностей учащихся, к которым  относятся восприятие, воображение, память, представление, мышление.

В структурно- логических схемах  показывается причинно-следственная связь суждений, умозаключений, понятий, приводящих к выводу по определенной теме или проблеме, то есть присутствуют анализ , синтез и сравнение , которые  развивают логическое мышление учащихся.

Этапы составления структурно-логических схем: Внимательное чтение Осмысление полученной информации, незнакомых терминов, определений, проектирование логики ответа на вопрос в целом Повторное чтение программного материала, выделение ключевых слов, их выстраивание в логическую цепочку и запись в тетрадь в виде СЛС нового материала, раскрывающего заданный вопрос Этапы составления структурно-логических схем

Этапы составления структурно-логических схем:

Внимательное чтение

Осмысление полученной информации, незнакомых терминов, определений, проектирование логики ответа на вопрос в целом

Повторное чтение программного материала, выделение ключевых слов, их выстраивание в логическую цепочку и запись в тетрадь в виде СЛС

нового материала,

раскрывающего

заданный вопрос

Этапы составления структурно-логических схем

Инструкция к заданию 1.Вставьте пропущенные буквы согласно условию. 2. Решите пример. 3. Полученный результат соответствует порядковому номеру буквы алфавита (укажите эту букву в скобках). 4. Расположите буквы из скобок на углах звезды. 5. Сделайте вывод И = 5, Е = 3. 1) сп…ктакль + энц…клопедия + д…ректор + каб…нет + л…тературный + ш…нель + г…мнастика + г…рой = Х – 16 = … ( ) 2) ч…мпион = Х + 2 = … ( ) 3) трен…ровка + г…н…рал + р…портаж + п … счаный + л … сник + б … рёзовый + ф…нал + л … нять + р … скованный = Х – 19 = … ( ) 4) в … сло + т … шина + пр … рода + ж … лтизна = Х – 7 = … ( ) 5) б…олог + ц…фра + с…нева + пр…чина = Х-12=… ( ) -ЧИК

Инструкция к заданию

1.Вставьте пропущенные буквы согласно условию.

2. Решите пример.

3. Полученный результат соответствует порядковому номеру буквы алфавита (укажите эту букву в скобках).

4. Расположите буквы из скобок на углах звезды.

5. Сделайте вывод

И = 5, Е = 3.

1) сп…ктакль + энц…клопедия + д…ректор + каб…нет + л…тературный + ш…нель + г…мнастика + г…рой = Х – 16 = … ( )

2) ч…мпион = Х + 2 = … ( )

3) трен…ровка + г…н…рал + р…портаж + п … счаный + л … сник + б … рёзовый + ф…нал + л … нять + р … скованный = Х – 19 = … ( )

4) в … сло + т … шина + пр … рода + ж … лтизна = Х – 7 = … ( )

5) б…олог + ц…фра + с…нева + пр…чина = Х-12=… ( )

-ЧИК

Инструкция к заданию 1.Вставьте пропущенные буквы согласно условию. 2. Решите пример. 3. Полученный результат соответствует порядковому номеру буквы алфавита (укажите эту букву в скобках). 4. Расположите буквы из скобок на углах звезды. 5. Сделайте вывод И = 5, Е = 3. 1) спЕктакль + энцИклопедия + дИректор + кабИнет + лИтературный + шИнель + гИмнастика + гЕрой = 36 – 16 = 20 2) чЕмпион = 3 + 2 = 5 3) тренИровка + гЕнЕрал + рЕпортаж + п Е счаный + л Е сник + б Е рёзовый + фИнал + л И нять + р И скованный = 38 – 19 = 19  4) в Е сло + т И шина + пр И рода + ж Е лтизна = 16 – 7 = 9 5) бИолог + цИфра + сИнева + прИчина = 20-12= 8 З - ЧИК Д Д Т Ж С

Инструкция к заданию

1.Вставьте пропущенные буквы согласно условию.

2. Решите пример.

3. Полученный результат соответствует порядковому номеру буквы алфавита (укажите эту букву в скобках).

4. Расположите буквы из скобок на углах звезды.

5. Сделайте вывод

И = 5, Е = 3.

1) спЕктакль + энцИклопедия + дИректор + кабИнет + лИтературный + шИнель + гИмнастика + гЕрой = 36 – 16 = 20

2) чЕмпион = 3 + 2 = 5

3) тренИровка + гЕнЕрал + рЕпортаж + п Е счаный + л Е сник + б Е рёзовый + фИнал + л И нять + р И скованный = 38 – 19 = 19

4) в Е сло + т И шина + пр И рода + ж Е лтизна = 16 – 7 = 9

5) бИолог + цИфра + сИнева + прИчина = 20-12= 8

З

- ЧИК

Д

Д

Т

Ж

С

?  Как соотносится написание названия поэмы «Двенадцать» А.А. Блока с её проблематикой и поэтикой названия?

?

Как соотносится написание названия поэмы «Двенадцать»

А.А. Блока с её проблематикой и поэтикой названия?

Возможный вывод: буква «ЯТЬ», как некогда являющаяся именем существительным мужского рода, затем буквой кириллицы, может символизировать крест, а соответственно и образ Иисуса Христа.

Возможный вывод: буква «ЯТЬ», как некогда являющаяся именем существительным мужского рода, затем буквой кириллицы, может символизировать крест, а соответственно и образ Иисуса Христа.

Модель логической схемы научно-популярного текста Основная мысль: имя, отчество, фамилия + профессия или должность  –   это знаменитый человек/ оставил яркий след в истории нашей Родины так как  (аргумент 1-й) его профессиональные  достижения велики и значимы так как  (аргумент 2-й) он был не только хорошим специалистом в своём деле, он любил людей // он всю жизнь посвятил любимому делу (аргумент учитывает факты биографии или особенности личности знаменитого человека)   примеры, которые иллюстрируют каждый аргумент, выбираем из текста   поэтому ( аргумент 3-й) его помнят потомки  

Модель логической схемы научно-популярного текста

Основная мысль: имя, отчество, фамилия + профессия или должность  –

  это знаменитый человек/ оставил яркий след в истории нашей Родины

так как  (аргумент 1-й) его профессиональные 

достижения велики и значимы

так как  (аргумент 2-й) он был не только хорошим специалистом в своём деле, он любил людей // он всю жизнь посвятил любимому делу (аргумент учитывает факты биографии или особенности личности знаменитого человека)  

примеры, которые иллюстрируют каждый аргумент, выбираем из текста

  поэтому ( аргумент 3-й) его помнят потомки  

Тема : Константин Константинович Рокоссовский- один из великих военачальников. Основная мысль : показать героизм, талант военачальника К.К. Рокоссовского. Аргумент 1: начало военной карьеры Аргумент 2: Пример 1: дар военного стратега «Желание Рокоссовского служить в армии было настолько велико, что он даже прибавил себе в документах два года». Пример 2: Аргумент 3: «Поднял 9-й механический корпус по боевой тревоге и, совершив 200-километровый марш, с ходу атаковал противника», память о великом человеке Пример 3: «за всё время Великой Отечественной войны почти всегда безошибочно предугадывал намерения противника и, как правило, выходил победителем». «В честь полководца установлены памятники в городах России, размещены мемориальные плиты, его именем названы улицы, площади и проспекты».

Тема : Константин Константинович Рокоссовский- один из великих военачальников.

Основная мысль : показать героизм, талант военачальника К.К. Рокоссовского.

Аргумент 1:

начало военной карьеры

Аргумент 2:

Пример 1:

дар военного стратега

«Желание Рокоссовского служить в армии было настолько велико, что он даже прибавил себе в документах два года».

Пример 2:

Аргумент 3:

«Поднял 9-й механический корпус по боевой тревоге и, совершив 200-километровый марш, с ходу атаковал противника»,

память о великом человеке

Пример 3:

«за всё время Великой Отечественной войны почти всегда безошибочно предугадывал намерения противника и, как правило, выходил победителем».

«В честь полководца установлены памятники в городах России, размещены мемориальные плиты, его именем названы улицы, площади и проспекты».

Автор пособия:  Дина Ивановна Архарова  - работала на кафедре филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО», кандидат филологических наук, автор множества учебных пособий по развитию письменной речи и подготовке к ЕГЭ.

Автор пособия:  Дина Ивановна Архарова  - работала на кафедре филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО», кандидат филологических наук, автор множества учебных пособий по развитию письменной речи и подготовке к ЕГЭ.