Сценарий составлен учителем
начальных классов высшей категории
Николенко Светланой Алексеевной,
МБОУ «СШ №1», г. Новый Уренгой
«БАШКИРИЯ МОЯ»
Ученик 1(под музыку курая):
Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь,
Мой соловьиный край!...
Мне жаль того,
Кто здесь не разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай…
Башкирия,
Мое второе сердце!
Ученик 2(под музыку курая):
Башкортостан! Земля моя!
Отчизна роз и соловья.
Башкортостан — страна цветов,
Страна стихов и храбрецов.
У наших гор вершины до небес.
И соловьиных песен полон лес,
Богаты недра нефтью, серебром,
Поляны — ягодами, а сердца — добром.
«Откуда родом ты?» -
Меня спросили.
И я ответил гордо:
- Из России.
А если говорить точнее -
С Урала я,
Там Родина – Башкирия моя!
Ученик 3:
Башкирия расположена на южном Урале, на границе двух частей света – Европы и Азии. Занимает территорию более 143 тысяч кв.км. Общая численность башкир - 1 миллион 400 тысяч человек.Башкиры проживают по всей территории России, но больше половины из них живут в Башкирии.
Ученик 4:
Республика имеет свои символы, выражающие ее суверенитет:
Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн (представлены на слайде презентации)
Столица республики – город Уфа. Это большой, красивый город.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ САЛАВАТ ЮЛАЕВ – башкирский поэт и борец за свободу своего народа.
Ученик 5:
Основным
занятием башкир в прошлом было кочевое скотоводство;
была распространена охота;
из ремёсел — ткачество, выделка войлока, производство безворсовых ковров, вышивка, обработка кожи.
Башкиры знали кузнечное ремесло, выплавляли чугун и железо, местами вели разработки серебряной руды; из серебра делали украшения.
В 17—19 вв. башкиры перешли к земледелию и оседлой жизни.
Ученик 6: Тип поселения - аул, расположенный на берегу реки или озера. Традиционное жилище Башкир - войлочная юрта
Ученик 7:
Народная одежда Башкир объединяет традиции степных кочевников и местных оседлых племён. Основу женской одежды составляло длинное отрезное в талии платье с оборками, передник, камзол, украшенный серебряными монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет. Головной убор женщин - чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами, с длинной, спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером и раковинами-каури; девичий - шлемовидная шапочка, также покрытая монетами, носили также колпачки, платочки.
Ученик 8:
Молодые женщины носили яркие головные покрывала.
Верхняя одежда - распашные кафтаны из цветного сукна, отделанные вышивкой, монетами.
Украшения - различного рода серьги, браслеты, перстни, косники, застёжки - изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, серебряных монет.
Ученик 9:
Мужская одежда - рубахи и штаны с широким шагом, лёгкие халаты (прямоспинные и расклешённые), камзолы, тулупы. Головные уборы - тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы. Шапки из меха зверя носили и женщины. Широкое распространение имели сапоги, кожаные ботинки, ичиги, бахилы, а в Приуралье - и лапти.
Ученик 10:
Башкирский народ очень гостеприимный.
Основные продукты, которые используются в национальной башкирской кухне – это мясо, молоко, зерно и, конечно, все продукты их переработки. Веками отрабатывались способы хранения мяса и молока, ничто в хозяйстве не пропадало. Древнейший напиток из кобыльего молока- кумыс не только утолял жажду, но и придавал силы и излечивал людей от многих болезней.
Ученик 11:
Деликатес и гордость башкирской кухни – вяленый гусь (какланганказ); всеми любимый бишбармак на сегодняшний день занял достойное место среди самых популярных блюд на всей территории России. Такой же популярностью пользуются казы – вареная колбаса из конины, тултырылгантауык–курица с начинкой из взбитой смеси яиц, молока и сливочного масла, тукмас – суп из говядины или птицы с лапшой, зурбялэш, блины пшенные, чак-чак, хворост.
Всем известен башкирский мед и вкуснейший и полезнейший башкирский чай с молоком на травах.
Ученик 12:
Башкирский народ всегда умел на славу не только воевать и трудиться, но и веселиться. Основные народные праздники отмечались в весенне-летнее время.
Вороний или грачиный праздник (Каргатуй, или Каргабуткасы)
«Воронья каша» — именно так переводят с башкирского языка на русский название праздника ученые. Праздник проводился в марте. Он был посвящен весеннему пробуждению природы. Ветки деревьев часто украшали разноцветными лентами, кольцами, браслетами, платками , лоскутками. На праздник варили кашу, ели сама, а потом кормили кашей птиц. После праздничного угощения проводились спортивные состязания: перетягивание полотенца или каната, борьба, бег, прыжки. Праздник Каргатуй является душой башкирского народа, отражением его древнего происхождения, самобытности, таланта.
Ученик 13:
Башкирский народный праздник – сабантуй (переводится как “праздник плуга”.) Этот праздник тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивали себе отдых. На празднике происходят главные соревнования: лазание по шесту, борьба, скачки, перетягивание каната и другие игры
Ученик 14 (под красивую мелодию курая):
Это еще не все. Я хочу вас познакомить со словом курай.
Что же это такое?
Оказывается, КУРАЙ – это зонтичное растение (курай, дягиль, дудник) с полым стеблем и длиной около 1 м. «Зонтик" курая изображен на гербе и флаге Республики Башкортостан.
Кроме этого КУРАЙ - национальный духовой инструмент, представляет собой разновидность флейты. Изготовляют его из сухого полого тростника – курая. На открытом воздухе звуки курая разносятся далеко вокруг.
Ученые считают, что курай изобрели ещё в каменном веке.
На протяжении многих веков без этого инструмента не обходился ни один праздник. Курай используется как сольный инструмент и великолепно звучит в ансамбле.
Инструмент имеет пять отверстий: 4 на передней части и 1 на тыльной для большого пальца. ПОСМОТРИТЕ НА КУРАЙ , ПРИВЕЗЕННЫЙ ИЗ БАШКИРИИ
Ученик 15:
Другие музыкальные инструменты в Башкирии КУБЫЗ, ДОМБРА, ГАРМОНЬ (этот музыкальный инструмент считают своим национальным башкиры, татары, русские, чуваши, марийцы, удмурдцы, мордва, и многие другие.)
Прекрасны башкирские песни, народные танцы, хороши традиции и обычаи башкирского народа. Предлагаем вашему вниманию татаро-башкирскую песню «Туган як» (край родной)
Ученик 16:
В народных танцах, так же как и в песнях, сказках и легендах, выражены лучшие черты и стремления свободного и трудолюбивого башкирского народа. Танцам свойственна повествовательность, многие имеют сложную структуру и содержат элементы пантомимы. Итак, встречайте башкирский танец.
Учитель:
А теперь, ребята, поиграем все вместе!
Игра “Юрта”. Юрта (Тирмэ)
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Ученик 1:
Вот такой мы увидели Башкирию
Ученик 2:
Это республика большой нефти.
Ученик 3:
Республика машиностроения.
Ученик 4:
Республика хлебных полей.
Ученик 5:
Республика душистого меда.
Ученик 6:
Республика целебного кумыса.
Ученик 7:
Республика певцов, поэтов, танцоров.
Ученик 8:
Республика ковров, платков.
Ученик 9:
Республика драгоценных камней.
Ученики все хором:
Мы уважаем тебя, башкирский народ!
Интернет-ресурсы:
http://globaltalents.ru/people/user/10914/blog/9846/
https://infourok.ru/prazdnik-cveti-moya-respublika-2363587.html
https://www.bashkortostan.ru/republic/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80
https://anaga.ru/bashkiry.html
https://nazaccent.ru/content/8589-bashkirskaya-nacionalnaya-kuhnya.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%83%D0%B9
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B
https://works.doklad.ru/view/686s1ETt9Fc.html
http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000019/st036.shtml