СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий "Блокадный Ленинград"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из направлений военно-патриотической работы в нашей школе является изучение страниц Великой Отечественной войны. Мы стараемся передать их в доступной и эмоциональной форме. Мероприятие проведено для учащихся 5-8 классов.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий "Блокадный Ленинград"»

Сценарий

«Блокадный Ленинград»

Место проведения: МКОУ «Большесолдатская СОШ»

Время проведения: 27.01.2023 г., 13-15

Участники: обучающиеся 5-7 классов

Цели:

•формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и подвигах;
•способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
•воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.

Ход мероприятия:

Во время мероприятия учащиеся выстраиваются на сцене «углом», по ходу мероприятия на интерактивной доске показывается презентация с фотографиями из Блокадного Ленинграда или видеоролики. По центру стоит стол, на котором кусочки «блокадного хлеба», алюминиевая кружка, свеча.

Музыка (учащиеся выходят на сцену, выстраиваются)

Ведущий: Внимание! Внимание! Внимание!

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).

Ведущий :

Это имя — как гром и как град:

Петербург, 
Петроград,
Ленинград.


Ведущий :

Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине,
Идут легенды о войне.



Учитель:

Я слышу иногда:

Ученик 1:

Опять война, опять блокада…

А может, нам о них забыть?

2



Учитель:

И снова слышу:

Ученик 2:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что

Устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне».

Учитель:

И может показаться правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда –

Такая правда не права!!!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть,

Она, как сила, нам нужна!

Ведущий:

Героическим защитникам, участникам прорыва и снятия блокады Ленинграда, всем, пережившим страшную девятисотдневную блокаду - посвящается!

Всем, ныне живущим и павшим смертью храбрых

Вместе: посвящается!

Ведущий :

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.

3

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба "О будущности Петербурга" от 22 сентября 1941 года : "Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России

нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерий всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей".

Ведущий :

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командования бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, полторы тысячи самолетов.

Ведущий :

Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.

Ведущий :

Ленинград! Для всех людей на планете стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.


Ведущий:

Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его.

Началась БЛОКАДА.

Ведущий : Что такое блокада?Это когда из окруженного города нельзя выехать ни на машине, ни на поезде, ни пешком. Блокада - самая трагическая страница в истории Ленинграда. В ней оказалось около 3-х миллионов человек. 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания. Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях всЁ человеческое и они, в конце концов, сдадут Ленинград.

Ведущий:

8 сентября, обычный день недели,
Начало осени, красивое и яркое,
Сентябрьский ветерок, и голуби летели,
И лес к себе манил людей подарками,

И тишиной, и свежестью дыхания.
Привычно занималось утро раннее…
Так было до того или потом,
Но в этот год беда стучалась в дом

(Слайд № 1 «Карта блокады Ленинграда»)

Ведущий:

Да, именно этот день, 8 сентября, стал первым днем Блокады. Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы.

Слайд № 2 «Метроном»

Ведущий:

В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он выглядит и работает

(Звучит стук метронома).

Мне тебя забыть бы надо,

Мне тебя забыть бы надо,

Только все напоминает об одном

Ленинградская блокада,

Ленинградская блокада

И стучащий неустанно

Ленинградский метроном

Ведущий:

Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. В короткий срок был превращен в город - крепость. В первые дни блокады гитлеровцы разгромили продовольственные склады и перед городом встала угроза голода. На 12 сентября 1941 год запасов продовольствия было не более чем на 30 суток. Но даже в этих условиях город продолжал жить и работать. Работали фабрики и заводы - выпускали снаряды и шили обмундирование.

(Слайд № 3 «Блокадный хлеб»

Ведущий:

В первые три месяца блокады умерло более 11 тысяч человек. Голодная смерть косила людей, несмотря на увеличение продовольственных норм. 20 ноября 1941 года суточная норма хлеба составляла для рабочих 250 гр., а для служащих и детей - 125 гр.

Ведущий:

( Слайд № 4 «Дорога жизни»)

Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Прогибается лед, трещит под колесами машин с продовольствием. Что если не выдержит?

Машины могли взять не более 20-30 мешков муки. В день по Дороге жизни перевозилось 5-6 тонн грузов. Приходилось преодолевать путь длинной в 36 км. Днем и ночью ожидали колонны с грузом фашистские бомбардировщики. Вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Но колонны шли и шли... Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь, поэтому ее и назвали Дорогой жизни. По этой же дороге из города на Большую землю вывозили обессиленных людей.




5

(Слайд № 5 «Дети блокады»)

Ведущий: Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей от младенцев до школьного возраста и подростков.

Детей надо было учить и кормить, спасать от голода. В городе работали школы и садики, они размещались в подвалах. История сохранила много печальных историй о детях блокадного Ленинграда. Ведь часто бывало так, что уходя из дома, родные ребенка просто умирали по дороге.

(Видео. Воспоминания детей блокады)



Ведущий:

 Едва ли не каждый десятый, живший в блокаду в Ленинграде, писал и продолжает писать дневники, воспоминания, стихи. И сегодня мы с вами немного полистаем некоторые из дневников детей.

Девочка-ленинградка:


Меня зовут Люда. Я пишу в своем дневнике: «3 ноября. Сегодня мы пошли учиться, как я рада! Обещали кормить обедом и давать 50 гр. хлеба в день без карточек. Учителя все новые».
«8 ноября. Пока учусь. По геометрии получила 4. Учительница по русскому все время нас ободряет. Она говорит, что к Новому году война кончится. А правда ли? Сейчас очень тяжело».
«12 ноября. Обед в школе давать прекратили. Все по карточкам. Положение тяжелое, учителя советуют подтянуть кушаки».
«15 ноября. Пока с учебой все благополучно. Имею две пятерки и одну четверку. С едой очень плохо. Сегодня во рту не было ни крошки».

(Слайд № 6 «Дети учились в школе»)


Ведущий:

Как вы поняли:Не прекращались занятия и в школе. И даже в зимние месяцы блокады дети продолжали учиться. Они каждое утро по сугробам, в любую стужу (зима 41-42 годов отличалась необычайной суровостью, температура опускалась до - 40º), голодные, часто попадая под артобстрелы, пешком, преодолевая 5-6, а то и 10 км шли из мёрзлых квартир в такие же мёрзлые классы. И учились! Вы согласитесь со мной, что самый великий подвиг школьников Ленинграда состоял в том, что они учились!!!

(Сценка 5-б класса о двух девочках-ленинградках, мечтающих о хлебе)

Ведущий: (на фоне документального фильма о детях Ленинграда)

Были это дети просто,

Лишь мечтавшие о хлебе,

Дети маленького роста,

А душой почти на небе.

Каждый час грозил им смертью,

Каждый день был в сотню лет, 

И за это лихолетье

Им положен целый свет.

6


Ведущий:
Голод и дети, блокада и дети

Самое большое преступление перед Ленинградом-

Детство в блокадном Ленинграде. Какое оно?

Девочка-ленинградка:

Меня зовут Жанна, мне 8 лет. Блокада мне вспоминается

Как холод, все время страшный холод,

Под одеялом, в шубе и все равно страшный холод

И еще огромная корзина, обитая кусками ватного одеяла,

В которой мать носила обед.

Хлеб, кусочками по 200 грамм клали в чемодан,

А чемодан клали в чулан, чтобы не съесть все сразу.

Как-то не существовало ни утра, ни вечера – ничего…

Казалось, что темень сплошная стоит все время

Девочка-ленинградка 3:

Я научилась различать циферблат часов

И до сих пор, к стыду своему, вспоминаю,

Когда мама должна была покормить меня

Иногда я знала, что утро, иногда не знала,

Потому что практически мы не спали.

Девочка-ленинградка 2:

Говорят: «Хлеб спит в человеке»,

А поскольку хлеба не было, нам не спалось.

Ведущий:

Дети – старички, безулыбчивые, молчаливые

Все понимающие и ничего не понимающие…

Немцы, война, фашисты где-то там за городом

Да и сама блокада

Оставалась для 6-10 летних детей

Понятием отвлеченным

Конкретными были темнота, сирены, взрывы



7



Ведущий:

Не понятно: зачем это обрушилось на людей?

Не понятно: куда пропала еда?

Куда пропали близкие?

Война не воплощалась в людях, во врагах,

В полицаях, в чужой немецкой речи,

Как это было на оккупированных землях.

Мы говорим о малышах.

Ведущий:

Те, кто были постарше, быстро взрослели.

У малышей же детство прекращалось.

Непросто было эти маленьким старичкам

Потом возвращаться в жизни, в детство
К самим себе.

Девочка-ленинградка:

Меня зовут Нина Иванова.

Я пишу , а сама так замёрзла.

У меня закоптело лицо и руки,

но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь .

У меня такое старое лицо.

Глаза провалились, а над глазами и под глазами опухоль.

Меня теперь зовут гражданкой,

и никто мне не даёт столько лет, сколько мне есть.

Какую печать наложила блокада на наше здоровье!

Люди или сильно опухли или похудели…

Жутко сейчас в нашем городе!»









8

Ведущий:

Когда они попадали на большую землю,

их узнавали сразу.

Ленинградских детей узнавали

По старческим личикам, по походке,

Но прежде всего по глазам, видевшим все

(Слайд 7 «Эвакуация детей»)

Девочка-ленинградка:

Меня зовут Галя.

«Когда нас вывезли в Вологодскую область, мне было 13 лет. Рядом оказалась деревня, в которой у моей соседки родные жили. А девчушка их приезжала когда-то в Ленинград, к нам заходила в гости. И вот она обратилась ко мне: «Бабушка, а где Галя?». Я была так одета, да и сама, кожа да кости. «Катя, – говорю, – Галя – это я». Она заревела и говорит: «Я тебя не узнала».

(Слайд 8 «Великий подвиг Ленинградских детей»)


Ведущий: А что же делали ленинградские дети постарше, которым тогда было 12-16 лет? 21 октября 1941 года молодежная газета: "Смена" опубликовала такой наказ: "Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер и братьев, ушедших на фронт:"

Делами ответили юные ленинградцы. Они вместе со взрослыми рыли окопы, делали светомаскировку, собирали цветной металл.

Пионеры и школьники заменили на заводах рабочих. Для тех, кто не мог дотянуться до станка, сколотили деревянные подставки. Иногда весь цех был в деревянных тротуарах. По 14 часов работали дети, руки краснели и пухли от холода.





Ведущий:

Ребята дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых, читали им газеты и книги, писали письма домой, помогали врачам и медсестрам. Чтобы поднять настроение раненых бойцов и развлечь их, юные ленинградцы выступали перед ними концертами.













9

Юноша в военной форме:

Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки - сыновья полков и юнги.

Горим! К бою! Трубы полковые,
Военный гром катился над горою.
Вставали в строй мальчишки боевые,
На левый фланг в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в боях они умели -
Не отступать и побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В 12 лет по взрослому сильны.
Они дошли с победой до рейхстага,
Сыны полков своей страны.

Юноша в военной форме:

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством где черта?

Нам в сорок третьем

Выдали медали,

И только в сорок пятом -

Паспорта.

И в этом нет беды…

Но взрослым людям,

Уже проживши многие года,

Вдруг страшно оттого,

Что мы не будем

Ни старше, ни взрослее,

Чем тогда…

(Музыкальная композиция 7-а класса)







10

Ведущий:

«Вы памятник «детям блокады» видали?»

- Стоит у дороги из камня цветок,

Он символ трагедии, символ печали,

Непрожитых жизней, надежд и тревог.

Тела истощались, глаза потухали,

И смех оборвался и голос умолк…

Он – память погибшим, он – гимн пережившим

Весь ужас тех страшных «девятисот».


Сердца замирали в надежде и страхе:

Недетские горести выпали им –

И тем, кто не выжил, и тем, кто остался;

И памятник мертвым, и память живым.


Ведущий:

В те далекие годы

дети смотрели в печали

С надеждой сжимая кулак,

В глубь синей, заоблачной дали

На тот бесконечный большак.

И каждый ждал мирного неба,

И каждый победы молил,

Краюхой последнего хлеба,

Делился, порою, с другим.

И каждый, в те годы лихие,

Отважно боролся за жизнь,

Помянем, друзья дорогие,

Их мужество и героизм!!!

Ведущий: Мы отдаем сегодня дань почтения и восхищаемся мужеством и стойкостью славных воинов, оборонявших Ленинград, жителей этого героического города от мала до велика, водителей грузовых автомобилей, доставлявших так необходимое продовольствие по ледяной Ладоге и всем рулевым барж и небольших суденышек, которые под сплошным огнем вывозили детей и стариков в эвакуацию в судоходный период, а также воинов, сумевших в январе 1944 года прорвать, наконец, кольцо блокады. Прошу всех встать и почтить их память минутой молчания!

( слайд № 10 «Слава героям!»)

(Метроном)



11

Ведущий:

Ленинградцы чашу горя выпили до дна, но враг не взял их никаким измором

И жизнью смерть была побеждена

И победили человек и город.

За 872 дня блокады в Ленинграде погибло:

от голода - 640 тысяч, от боевых действий – 235 тысяч

Ведущий:

27 января 1944 года в городе оставалось около 5000 тысяч жителей – это в 5 раз меньше, чем в довоенном Ленинграде. Это была самая кровопролитная осада в истории человечества. . За мужество и героизм, проявленные в войне городу присвоено звание «Город-герой».


(Видео. Хор русской Армии «Помни» (Блокада Ленинграда) рок-баллада)


Ведущий: В память о нашем мероприятии каждый из вас получит корочку черного хлеба, как дань памяти о людях и особенно детях блокадного Ленинграда. Постарайтесь бережно принести его домой и поделится со своими близкими, разделив на равные кусочки и еще раз представив, какой это тогда был бесценный клад.

Ведущий: Цените мир и ежедневный хлеб на вашем столе.

(Ведущие раздают кусочки черного хлеба)


Звучит песня о блокадном Ленинграде.

Разработала: Черножукова Е.А.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!