Сценарий
«Блокадный Ленинград»
Место проведения: МКОУ «Большесолдатская СОШ»
Время проведения: 27.01.2023 г., 13-15
Участники: обучающиеся 5-7 классов
Цели:
•формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и подвигах;
•способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
•воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.
Ход мероприятия:
Во время мероприятия учащиеся выстраиваются на сцене «углом», по ходу мероприятия на интерактивной доске показывается презентация с фотографиями из Блокадного Ленинграда или видеоролики. По центру стоит стол, на котором кусочки «блокадного хлеба», алюминиевая кружка, свеча.
Музыка (учащиеся выходят на сцену, выстраиваются)
Ведущий: Внимание! Внимание! Внимание!
Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).
Ведущий :
Это имя — как гром и как град:
Петербург,
Петроград,
Ленинград.
Ведущий :
Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине,
Идут легенды о войне.
Учитель:
Я слышу иногда:
Ученик 1:
Опять война, опять блокада…
А может, нам о них забыть?
2
Учитель:
И снова слышу:
Ученик 2:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что
Устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне».
Учитель:
И может показаться правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда –
Такая правда не права!!!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна!
Ведущий:
Героическим защитникам, участникам прорыва и снятия блокады Ленинграда, всем, пережившим страшную девятисотдневную блокаду - посвящается!
Всем, ныне живущим и павшим смертью храбрых
Вместе: посвящается!
Ведущий :
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.
3
Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба "О будущности Петербурга" от 22 сентября 1941 года : "Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России
нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерий всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей".
Ведущий :
Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командования бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, полторы тысячи самолетов.
Ведущий :
Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.
Ведущий :
Ленинград! Для всех людей на планете стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.
Ведущий:
Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его.
Началась БЛОКАДА.
Ведущий : Что такое блокада?Это когда из окруженного города нельзя выехать ни на машине, ни на поезде, ни пешком. Блокада - самая трагическая страница в истории Ленинграда. В ней оказалось около 3-х миллионов человек. 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания. Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях всЁ человеческое и они, в конце концов, сдадут Ленинград.
Ведущий:
8 сентября, обычный день недели,
Начало осени, красивое и яркое,
Сентябрьский ветерок, и голуби летели,
И лес к себе манил людей подарками,
И тишиной, и свежестью дыхания.
Привычно занималось утро раннее…
Так было до того или потом,
Но в этот год беда стучалась в дом
(Слайд № 1 «Карта блокады Ленинграда»)
Ведущий:
Да, именно этот день, 8 сентября, стал первым днем Блокады. Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы.
Слайд № 2 «Метроном»
Ведущий:
В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он выглядит и работает
(Звучит стук метронома).
Мне тебя забыть бы надо,
Мне тебя забыть бы надо,
Только все напоминает об одном
Ленинградская блокада,
Ленинградская блокада
И стучащий неустанно
Ленинградский метроном
Ведущий:
Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. В короткий срок был превращен в город - крепость. В первые дни блокады гитлеровцы разгромили продовольственные склады и перед городом встала угроза голода. На 12 сентября 1941 год запасов продовольствия было не более чем на 30 суток. Но даже в этих условиях город продолжал жить и работать. Работали фабрики и заводы - выпускали снаряды и шили обмундирование.
(Слайд № 3 «Блокадный хлеб»
Ведущий:
В первые три месяца блокады умерло более 11 тысяч человек. Голодная смерть косила людей, несмотря на увеличение продовольственных норм. 20 ноября 1941 года суточная норма хлеба составляла для рабочих 250 гр., а для служащих и детей - 125 гр.
Ведущий:
( Слайд № 4 «Дорога жизни»)
Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Прогибается лед, трещит под колесами машин с продовольствием. Что если не выдержит?
Машины могли взять не более 20-30 мешков муки. В день по Дороге жизни перевозилось 5-6 тонн грузов. Приходилось преодолевать путь длинной в 36 км. Днем и ночью ожидали колонны с грузом фашистские бомбардировщики. Вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Но колонны шли и шли... Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь, поэтому ее и назвали Дорогой жизни. По этой же дороге из города на Большую землю вывозили обессиленных людей.
5
(Слайд № 5 «Дети блокады»)
Ведущий: Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей от младенцев до школьного возраста и подростков.
Детей надо было учить и кормить, спасать от голода. В городе работали школы и садики, они размещались в подвалах. История сохранила много печальных историй о детях блокадного Ленинграда. Ведь часто бывало так, что уходя из дома, родные ребенка просто умирали по дороге.
(Видео. Воспоминания детей блокады)
Ведущий:
Едва ли не каждый десятый, живший в блокаду в Ленинграде, писал и продолжает писать дневники, воспоминания, стихи. И сегодня мы с вами немного полистаем некоторые из дневников детей.
Девочка-ленинградка:
Меня зовут Люда. Я пишу в своем дневнике: «3 ноября. Сегодня мы пошли учиться, как я рада! Обещали кормить обедом и давать 50 гр. хлеба в день без карточек. Учителя все новые».
«8 ноября. Пока учусь. По геометрии получила 4. Учительница по русскому все время нас ободряет. Она говорит, что к Новому году война кончится. А правда ли? Сейчас очень тяжело».
«12 ноября. Обед в школе давать прекратили. Все по карточкам. Положение тяжелое, учителя советуют подтянуть кушаки».
«15 ноября. Пока с учебой все благополучно. Имею две пятерки и одну четверку. С едой очень плохо. Сегодня во рту не было ни крошки».
(Слайд № 6 «Дети учились в школе»)
Ведущий:
Как вы поняли:Не прекращались занятия и в школе. И даже в зимние месяцы блокады дети продолжали учиться. Они каждое утро по сугробам, в любую стужу (зима 41-42 годов отличалась необычайной суровостью, температура опускалась до - 40º), голодные, часто попадая под артобстрелы, пешком, преодолевая 5-6, а то и 10 км шли из мёрзлых квартир в такие же мёрзлые классы. И учились! Вы согласитесь со мной, что самый великий подвиг школьников Ленинграда состоял в том, что они учились!!!
(Сценка 5-б класса о двух девочках-ленинградках, мечтающих о хлебе)
Ведущий: (на фоне документального фильма о детях Ленинграда)
Были это дети просто,
Лишь мечтавшие о хлебе,
Дети маленького роста,
А душой почти на небе.
Каждый час грозил им смертью,
Каждый день был в сотню лет,
И за это лихолетье
Им положен целый свет.
6
Ведущий:
Голод и дети, блокада и дети
Самое большое преступление перед Ленинградом-
Детство в блокадном Ленинграде. Какое оно?
Девочка-ленинградка:
Меня зовут Жанна, мне 8 лет. Блокада мне вспоминается
Как холод, все время страшный холод,
Под одеялом, в шубе и все равно страшный холод
И еще огромная корзина, обитая кусками ватного одеяла,
В которой мать носила обед.
Хлеб, кусочками по 200 грамм клали в чемодан,
А чемодан клали в чулан, чтобы не съесть все сразу.
Как-то не существовало ни утра, ни вечера – ничего…
Казалось, что темень сплошная стоит все время
Девочка-ленинградка 3:
Я научилась различать циферблат часов
И до сих пор, к стыду своему, вспоминаю,
Когда мама должна была покормить меня
Иногда я знала, что утро, иногда не знала,
Потому что практически мы не спали.
Девочка-ленинградка 2:
Говорят: «Хлеб спит в человеке»,
А поскольку хлеба не было, нам не спалось.
Ведущий:
Дети – старички, безулыбчивые, молчаливые
Все понимающие и ничего не понимающие…
Немцы, война, фашисты где-то там за городом
Да и сама блокада
Оставалась для 6-10 летних детей
Понятием отвлеченным
Конкретными были темнота, сирены, взрывы
7
Ведущий:
Не понятно: зачем это обрушилось на людей?
Не понятно: куда пропала еда?
Куда пропали близкие?
Война не воплощалась в людях, во врагах,
В полицаях, в чужой немецкой речи,
Как это было на оккупированных землях.
Мы говорим о малышах.
Ведущий:
Те, кто были постарше, быстро взрослели.
У малышей же детство прекращалось.
Непросто было эти маленьким старичкам
Потом возвращаться в жизни, в детство
К самим себе.
Девочка-ленинградка:
Меня зовут Нина Иванова.
Я пишу , а сама так замёрзла.
У меня закоптело лицо и руки,
но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь .
У меня такое старое лицо.
Глаза провалились, а над глазами и под глазами опухоль.
Меня теперь зовут гражданкой,
и никто мне не даёт столько лет, сколько мне есть.
Какую печать наложила блокада на наше здоровье!
Люди или сильно опухли или похудели…
Жутко сейчас в нашем городе!»
8
Ведущий:
Когда они попадали на большую землю,
их узнавали сразу.
Ленинградских детей узнавали
По старческим личикам, по походке,
Но прежде всего по глазам, видевшим все
(Слайд 7 «Эвакуация детей»)
Девочка-ленинградка:
Меня зовут Галя.
«Когда нас вывезли в Вологодскую область, мне было 13 лет. Рядом оказалась деревня, в которой у моей соседки родные жили. А девчушка их приезжала когда-то в Ленинград, к нам заходила в гости. И вот она обратилась ко мне: «Бабушка, а где Галя?». Я была так одета, да и сама, кожа да кости. «Катя, – говорю, – Галя – это я». Она заревела и говорит: «Я тебя не узнала».
(Слайд 8 «Великий подвиг Ленинградских детей»)
Ведущий: А что же делали ленинградские дети постарше, которым тогда было 12-16 лет? 21 октября 1941 года молодежная газета: "Смена" опубликовала такой наказ: "Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер и братьев, ушедших на фронт:"
Делами ответили юные ленинградцы. Они вместе со взрослыми рыли окопы, делали светомаскировку, собирали цветной металл.
Пионеры и школьники заменили на заводах рабочих. Для тех, кто не мог дотянуться до станка, сколотили деревянные подставки. Иногда весь цех был в деревянных тротуарах. По 14 часов работали дети, руки краснели и пухли от холода.
Ведущий:
Ребята дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых, читали им газеты и книги, писали письма домой, помогали врачам и медсестрам. Чтобы поднять настроение раненых бойцов и развлечь их, юные ленинградцы выступали перед ними концертами.
9
Юноша в военной форме:
Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки - сыновья полков и юнги.
Горим! К бою! Трубы полковые,
Военный гром катился над горою.
Вставали в строй мальчишки боевые,
На левый фланг в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в боях они умели -
Не отступать и побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В 12 лет по взрослому сильны.
Они дошли с победой до рейхстага,
Сыны полков своей страны.
Юноша в военной форме:
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством где черта?
Нам в сорок третьем
Выдали медали,
И только в сорок пятом -
Паспорта.
И в этом нет беды…
Но взрослым людям,
Уже проживши многие года,
Вдруг страшно оттого,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда…
(Музыкальная композиция 7-а класса)
10
Ведущий:
«Вы памятник «детям блокады» видали?»
- Стоит у дороги из камня цветок,
Он символ трагедии, символ печали,
Непрожитых жизней, надежд и тревог.
Тела истощались, глаза потухали,
И смех оборвался и голос умолк…
Он – память погибшим, он – гимн пережившим
Весь ужас тех страшных «девятисот».
Сердца замирали в надежде и страхе:
Недетские горести выпали им –
И тем, кто не выжил, и тем, кто остался;
И памятник мертвым, и память живым.
Ведущий:
В те далекие годы
дети смотрели в печали
С надеждой сжимая кулак,
В глубь синей, заоблачной дали
На тот бесконечный большак.
И каждый ждал мирного неба,
И каждый победы молил,
Краюхой последнего хлеба,
Делился, порою, с другим.
И каждый, в те годы лихие,
Отважно боролся за жизнь,
Помянем, друзья дорогие,
Их мужество и героизм!!!
Ведущий: Мы отдаем сегодня дань почтения и восхищаемся мужеством и стойкостью славных воинов, оборонявших Ленинград, жителей этого героического города от мала до велика, водителей грузовых автомобилей, доставлявших так необходимое продовольствие по ледяной Ладоге и всем рулевым барж и небольших суденышек, которые под сплошным огнем вывозили детей и стариков в эвакуацию в судоходный период, а также воинов, сумевших в январе 1944 года прорвать, наконец, кольцо блокады. Прошу всех встать и почтить их память минутой молчания!
( слайд № 10 «Слава героям!»)
(Метроном)
11
Ведущий:
Ленинградцы чашу горя выпили до дна, но враг не взял их никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город.
За 872 дня блокады в Ленинграде погибло:
от голода - 640 тысяч, от боевых действий – 235 тысяч
Ведущий:
27 января 1944 года в городе оставалось около 5000 тысяч жителей – это в 5 раз меньше, чем в довоенном Ленинграде. Это была самая кровопролитная осада в истории человечества. . За мужество и героизм, проявленные в войне городу присвоено звание «Город-герой».
(Видео. Хор русской Армии «Помни» (Блокада Ленинграда) рок-баллада)
Ведущий: В память о нашем мероприятии каждый из вас получит корочку черного хлеба, как дань памяти о людях и особенно детях блокадного Ленинграда. Постарайтесь бережно принести его домой и поделится со своими близкими, разделив на равные кусочки и еще раз представив, какой это тогда был бесценный клад.
Ведущий: Цените мир и ежедневный хлеб на вашем столе.
(Ведущие раздают кусочки черного хлеба)
Звучит песня о блокадном Ленинграде.
Разработала: Черножукова Е.А.