Мой выбор – не курить
Деловая игра
Цель: формирование навыков здорового образа жизни
Задачи:
закрепить и дополнить знания учащихся о причинах курения, его вреде и необходимости профилактики табакокурения;
помочь осознать взаимосвязь вредной привычки с социально-психологическими факторами;
развивать умение осознанно принимать решение и делать выбор в различных жизненных ситуациях, приводящих к возникновению вредных привычек;
создать условия для обучения работе в команде;
формировать чувство собственной ответственности за полученный результат.
Оборудование: мультимедийна установка……….
Участники игры: ученики 6-9 классов, их родители и педагоги школы, заведующая сельского фельдшерско-акушерского пункта
Ход игры
- Доброго вам здоровья! Сделайте, пожалуйста, глубокий вдох, затем выдох.
Почувствовали ли вы, каково качество вдыхаемого воздуха? Подберите по одному определению, выражающему вашу оценку воздуха в данный момент. (Чистый, свежий, приятный, без запаха, прозрачный, неощутимый и др.)
Что изменится, если в это помещение внести зажжённую сигарету? Подберите определения для нового состояния воздуха. (Воздух станет терпким, несвежим, неприятным, дымным, теперь труднее дышать, кто-то начал кашлять и др.)
Озвучивание темы игры
Целеполагание (2 минуты)
- Какой проблеме посвящена наша игра? (Проблеме курения.)
Педагог открывает плакат с названием темы: «Сделай свой выбор – не курить».
- Как вы думаете, почему мы выбрали именно эту тему, какие цели преследуем? (Получить новые сведения о вреде курения, о причинах курения, о его профилактике; сформулировать аргументы, подтверждающие вред курения, назвать положительные стороны отказа от курения.)
- Многие из детей, стараясь подражать взрослым, не задумываясь, берут сигарету в руки, не замечая и не осознавая, какой вред они наносят себе и своему здоровью. Я хочу, чтобы к концу мероприятия каждый из вас сделал выбор: «за» или «против» курения.
Выступление родителей, педагогов (сопровождается видеоматериалом)
-Замечательно то, что сегодня в мероприятии будут принимать участие родители и педагоги , которые подготовили для вас интересные сообщения.
1 родитель Табак имеет почти 500-летнбб историю. Открытие в 1492 г. Христофором Колумбом Америки связано с открытием европейцами многих новых для них растений, среди которых был и табак. Моряки с любопытством наблюдали, как жители Багамских островов вдыхали дым свёрнутых в трубочки листьев незнакомого растения. Вопреки строгому запрету Колумба, некоторые из его моряков тайно привезли листья и семена табака в Европу. Сначала табак был объявлен всеисцеляющей лечебной травой. Он быстро распространился и стал очень популярным. Мужчины, женщины и молодые люди начали курить, нюхать и жевать табак. Курение трубки тоже было принесено в Европу испанскими путешественниками в начале ⅩⅥ в. и очень быстро стало популярным. Рекомендуемый вначале как лекарственное средство от всех болезней, табак очень скоро приобрёл плохую славу, и испанская королева Изабелла первая прокляла его. Её примеру последовал французский король Людовик ⅩⅣ, а царь Михаил Романов приказал отрезать нос каждому, кто курит. Но уже ничто не могло остановить распространение этой «дымящейся отравы».
Заведующая сельского фельшерско-акушерского пункта «Влияние курения на организм»
Табак содержит губительные для организма вещества. Общее количество их около 2000, а самым вредным из них является никотин. С курением связывается рост ряда серьезных заболеваний, таких как болезни сердца, туберкулёз, рак лёгких, астмы, язва желудка, заболевания нервной системы.
Дыхательная система первой встречается с табачным дымом. Лёгкие сильно страдают от этого. Поэтому табачный дым способствует развитию заболевания лёгких: бронхит, бронхиальная астма, рак лёгких.
После первой затяжки учащается пульс человека. В результате сердце получает большую нагрузку и требует больше кислорода. При курении в связи с сужением кровеносных сосудов повышается кровяное давление, это заставляет сердце биться ещё быстрее. Отсюда и сердечно-сосудистые заболевания, которым подвержены курильщики.
Страшные последствия оказывает никотин и на пищеварительную систему человека. Более 80% курильщиков страдают заболеваниями желудка и двенадцатиперстной кишки.
Плохо влияет курение и на организм беременной женщины. А для плода эти последствия иногда бывают смертельными.
2 родитель Курение для детей – беда!
Привычка курить особенно опасна для детей и подростков. Задержка роста, общего развития, снижение слуха, зрения, ряд нервных расстройств – такова плата за детское и подростковое курение. Школьники-курильщики, как правило, отличаются пониженными умственными способностями, слабо успевают, очень часто нарушают дисциплину. У подростков никотин поражает в первую очередь ещё неокрепшие нервную и сердечно-сосудистую системы.
«Пассивное» курение также имеет пагубное воздействие на растущий организм. Курящий человек отравляет других – некурящих.
Социальный педагог «Меры по борьбе с курением»
В Беларуси запрещена реклама табака и сигарет, продажа сигарет несовершеннолетним, курение в пригородных электропоездах, метро, автобусах, троллейбусах, трамваях, в общественных местах. Хотя люди и согласны с тем утверждением, что курение опасно для здоровья, вредные последствия им кажутся очень далёкими и малоощутимыми. Вот почему главным фактором в борьбе с курением является убеждение. Успех зависит и от желания каждого здравомыслящего человека. Скажи «нет!» сигарете.
Игровые моменты
Задание № 1(2 минуты)
Из перечисленных причин (мотивов) курения выберите две, на ваш взгляд, самые главные.
Озвучивание результатов (1 минута)

Слово педагога (1 минута)
- Обратите внимание, что на первом месте оказались две причины: третья (все мои друзья курят) и пятая (чтобы выделиться среди сверстников, иметь авторитет). Эти данные подтверждаются и исследованиями социологов: на первом месте у подростков в качестве мотива курения представлено желание приобрести друзей, выделиться среди сверстников, повысить свой авторитет. А это значит, что именно социально-психологические причины лежат в основе формирования этой вредной для здоровья привычки.
Чтобы прояснить для себя ситуацию с причинами курения, предлагаем выполнить следующее задание.
Задание № 2 (4 минуты)
Приведите свои аргументы «за» и «против» курения. Запишите их маркерами на листах бумаги.
1-я группа: аргументы за курение (для здоровья).
2-я группа: аргументы за курение (для общения).
3-я группа: аргументы против курения (для здоровья).
4-я группа: аргументы против курения (для общения).
Представление результатов (4 минуты)
Представители каждой из команд прикрепляют листы с записями на доску
(примерный результат)
Аргументы за курение | Аргументы против курения |
Здоровье | Здоровье |
Курение успокаивает нервы | От табака становишься зависимым и несвободным |
Курение способствует похудению | Курение ухудшает внимание и память |
Курение – это приятные ощущения | Курение ухудшает показатели в спорте |
Курение даёт возможность собраться с мыслями | Курение способствует развитию онкологических, сердечно-сосудистых, лёгочных заболеваний, преждевременному старению кожи |
Общение | У курильщика зубы становятся жёлтыми, развивается кариес |
Курение – это интересное времяпрепровождение | Общение |
Курение повышает собственную значимость в глазах других | От курильщиков плохо пахнет, что часто не нравиться окружающим |
Курить – это круто | Помимо курения есть другие способы проводить время: занятие спортом, чтением, музыкой и др. |
Курение позволяет скоротать время | Авторитет среди товарищей можно заработать хорошей учёбой, умением быть настоящим другом, проявлением ответственности за свои поступки |
Совместно с участниками игры педагог анализирует предложенные аргументы и дополняет их другими вариантами.
Слово педагога (1 минута)
- Как видите, многие из аргументов за курение напоминают фрагменты рекламных роликов. Вывод напрашивается сам: каждый начинающий курить часто идёт на поводу у средств массовой информации, создателей рекламы, у своих сверстников, черпающих сведения всё из тех же источников, обладая при этом ещё недостаточным жизненным опытом.
И всё же реклама может иметь и позитивный характер, когда она помогает избавиться от вредных привычек, вскрывая их отрицательное воздействие на здоровье и жизнь человека. Поэтому предлагаем вам выполнить следующее задание.
Задание № 3 (4 минуты)
Нарисуй плакат-антирекламу на тему «Зажжённая сигарета – химический завод».
Представление результатов (4 минуты)
Представители групп комментируют рисунки.
Задание № 4 (4 минуты)
Создай антирекламу «Рифмой по вредной привычке».
Каждая группа получает лист с заготовкой для стихотворения, в которой подаются последние слова каждой строки.

(примерные варианты)
Брось, приятель, сигарету,
Лучше скушай ты конфету,
Если бросишь ты курить,
Будешь дольше, лучше жить.
Если бросишь ты сегодня сигарету,
Станешь здоровее – спору нету.
Так бросай скорее же курить,
Чтобы дольше и счастливее пожить.
Представление результатов (4 минуты)
- Участники объединения по интересам «Эврика» подготовили инсценировку, используя басню И.Крылова «Ворона и лисица».
Уж сколько раз твердили миру,
Что никотин вреден; но только всё не впрок,
И в сердце глупого сигарета всегда отыщет уголок.
Вороне как-то бог послал окурок сигареты;
На ель Ворона взгромоздилась,
Прикурить было совсем уж собралась,
Да зажигалку потеряла, а сигарету-то во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Сигарный дух лису остановил:
Лисица к дереву на цыпочках подходит
Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит
И говорит серьёзно, не спеша:
«Голубушка, как хороша!
Опомнись, ты сигарету брось скорей!
Ведь каждой сигаретой сокращаешь жизнь себе!
Займись зарядкой, шейпингом, пробежкой!
При красоте твоей была бы ты царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова.
И поняла она: здоровье-то дороже.
И на разумные Лисицыны слова
Ворона каркнула во всё воронье горло:
«Я больше никогда курить не буду,
Твои слова правы:
Что сигарета – яд, а никотин – отрава,
И я теперь не мыслю,
Как тратить жизнь без пользы и без смысла».
Слово педагога (1 минута)
- Можно много рассуждать о вреде курения, о необходимости отказа от этой вредной привычки. Выбор каждый будет делать самостоятельно. Но для того, чтобы ваш выбор в пользу отказа от курения был более осознанным, вы должны владеть проверенной, достоверной информацией, почему стоит бросить курить. Вот ещё несколько фактов.
Педагог предлагает слайд с информацией, который озвучивают участники групп (по 2 человека от каждой группы зачитывают по одному предложению) (3 минуты)

Слово педагога психолога (1 минута)
- К сожалению, не каждый взрослый человек может служить примером для молодых. К несчастью, очень многие взрослые люди курят. И уже не потому, что хотят что-то доказать своим сверстникам, а потому, что они стали заложниками своих слабостей, вредных привычек. Это уже их проблема, их беда.
Поэтому не все обращения уже состоявшихся людей доходят до сердец молодых.
Чтобы работа, проделанная вами сегодня, имела положительный результат, чтобы вы сами ещё раз задумались о том, что такое курение и какие последствия оно влечёт за собой, я предлагаю вам самим обратиться к своим сверстникам.
Задание № 5 (4 минуты)
напишите «Письмо сверстнику», где вы представите свой взгляд на проблему курения и предложите свои аргументы за и против курения.
Представление результатов (4 минуты)
Подведение итогов
- Заканчивается наше мероприятие. Я надеюсь, что вы сделали правильный выбор. Если вы «за» курение, станьте к этому знаку:

Если вы «против» курения, станьте к этому знаку:

Рефлексия (3 минуты)
- Вспомните, пожалуйста, какими определениями мы охарактеризовали воздух в помещении в начале нашей игры. (Свежий, чистый, прозрачный.)
Каким стал воздух в классе в конце нашей игры? (Несвежий, тяжёлый.)
А ведь мы с вами всего лишь позанимались здесь. Представьте, если бы кто-либо закурил. Каким бы стал воздух в классе тогда?...
Слово педагога (1 минута)
- В нашей игре нет ни победителей, ни проигравших. Каждый из вас станет победителем тогда, когда сделает свой выбор, примет своё решение об отказе от курения или, если не курит сам, поможет расстаться с этой вредной привычкой своему товарищу. Эта победа станет для вас, возможно, первой на пути к здоровью, к своей личной независимости и свободе. Потому, что настоящая свобода – это умение всегда оставаться собой.
Желаем вам чистого и свежего воздуха! И доброго всем здоровья!
Используемая литература
Ягодинский, В.Н. «Школьнику о вреде никотина и алкоголя»/ Москва «Просвещение». – 1985
Воспитание школьника № 8 2001 Научно-методический журнал. Издательство «Школа-Пресс»
Здаровы лад жыцця Навукова-метадычны часопіс № 6 2007, № 2 2006, № 2 2001, № 12 2008
Письмо приятелю
(фрагмент)
Если ты ещё не попробовал ни одной сигареты, если ты находишься на распутье и не решаешься сделать этот шаг – начать курить, лучше не спеши. Останься собой! Ведь быть здоровым – это здорово!
Если ты всё-таки попробовал закурить и знаешь, что табачный дым неприятен (от него кружится голова), что запах, исходящий от твоей одежды и одежды накурившегося товарища, - далеко не аромат, что привкус, оставшейся во рту после выкуренной сигареты, горек и терпок, значит, твой организм не хочет этого, о чём сигналят твои органы чувств. Остановись! Ведь никто из курящих не стал счастливее!
Если твоя рука непроизвольно достаёт из пачки очередную сигарету, если твой организм «просит» очередной затяжки, если от выкуренной сигареты тебя «приподнимает», а товарищ одобряюще похлопывает тебя по плечу… Но ведь ты же человек, наделённый разумом, силой воли, желанием жить! Ты и только ты отвечаешь за себя! Брось следующую сигарету, остановись, пока не поздно!
Вот «ступеньки», которые ведут вниз. Найди в себе силы подняться! И будь здоров!