КГБОУ «Заринская общеобразовательная школа-интернат»
«ДЕТИ ВОЙНЫ»
Составитель: Сторожевых Е.В.
педагог-организатор
г. Заринск
(выход )
Ученик1. Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Ученик2. Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный зной твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Ученик 3. Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называю
Одним широким словом Русь!
Сцена «Начало войны»
1(д) – Ну вот и прошёл наш долгожданный выпускной.
2(м) - И закончилась наша школьная жизнь.
3(д) - Смотри - вот и солнце встает!
4(м) - Начинается новый день!
1 - День нашей новой жизни. Мы уже не школьники.
2 - Да… А казалось, что до этого так далеко!
3 - Прощай, школа! Прощайте, учителя! Что нас ждет впереди?! Неизвестность…
1 - Почему «неизвестность»? Вот ты кем хочешь стать?
2 - Капитаном пассажирского судна. А ты?
1 - Я? Врачом.
3 - А я геологом.. Мечтаю колесить по стране, сидеть у костра с гитарою.
4 - А я стану знаменитым футболистом. Меня уже пригласили в киевское «Динамо». Буду отстаивать честь страны в международных соревнованиях.
1.Июнь…клонился к вечеру закат
И белой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят
Не знающих, не ведающих горя.
2. Июнь. Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров, шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м мая.
(Дети замирают.)
На экране кадры презентации о начале войны.
Звучит песня «Вставай страна огромная». Дети одевают пилотки. Уходят со сцены.
(выход ведущих)
Ведущий 1 - Ах, война, что ты сделала, подлая: Стали тихими наши дворы, Наши мальчики головы подняли, Повзрослели они до поры. На пороге едва помаячили И ушли — за солдатом солдат… До свидания, мальчики! Мальчики, Постарайтесь вернуться назад! Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, Не жалейте ни пуль, ни гранат, И себя не щадите… Но все-таки Постарайтесь вернуться назад!
Ведущий 2 - Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями. 4 года войны. 1418 дней беспримерного народного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.
Песня о мальчишках которые ушли на фронт (Надежда Ивановна)
(Выход)
1 чтец:
В далекий год ,простясь с учителями,
Длину дорог измерив фронтовых,
Они держали главный свой экзамен,
И в танковых боях, и в штыковых.
2 чтец:
Отзвенела юность школьными звонками,
Загремела взрывами гранат.
Провожала мама с мокрыми глазами,
До Победы спрятав аттестат.
Ведущий 1 . В страшные суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах. Собирали теплые вещи для фронтовиков, сражались на поле боя.
Инсценировка выходят дети.(связист, медсестра, моряк, автоматчик)
Связист (в наушниках):
С утра до ночи телеграммы,
Сплошные точки и тире.
Передавали шифрограммы.
Ведь на войне, как на войне!
Медсестра:
Не были страшны нам пули,
Не пугал нас автомат,
Если знали, что на поле
Раненый лежит солдат.
Моряк (в тельняшке):
Морские границы охранять
Доверила Родина нам.
Врага ни на милю не подпускать
Ни к суше, ни к кораблям!
(уход, выход )
Ведущий 2 : Да, война – не детское дело. Но эта война была особенной…Она и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту Родины. На хрупкие детские плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий.
1 чтец:
Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметна
Большая, тяжкая тоска.
2 чтец:
Она молчит, о чем не спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
Ведущий 1 - Дети войны.… Так часто называют тех, кто в начале сороковых еще ходил в школу, тех, кто очень рано встал у станка, тех, кто помогал в госпиталях ухаживать за ранеными, тех, кто стал сынами полка, кто воевал рядом со взрослыми.
Ведущий 2 - В те годы дети быстро взрослели. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и в действующей армии. Вместе с взрослыми подростки ходили в разведку, помогали партизанам подрывать эшелоны врага, устраивать засады… Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью. В тылу врага ребята дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, помогали строить оборонительные укрепления, работали в госпиталях, выступали с концертами.
(Песня 4 класс)
(выход)
Ведущий 1 - Подростки заменили на фабриках и заводах своих родителей, старших братьев и сестер. Днем и ночью работали они у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, приближая час долгожданной Победы. Это они в те годы сеяли, собирали урожай.
Ведущий 2 : Много детей погибло во время этой войны, многие из них были удостоены звания Героя Советского Союза. Юные герои, защитники Родины – обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами, отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время…
1 – Леня Голиков ушел в партизаны в 15 лет. Участвовал в 27 боевых операциях, лично уничтожил 78 вражеских солдат и офицеров. Принимал участие в подрыве 14 мостов, 9 автомашин противника.
2 – Валя Котик начал бороться с фашистами в партизанском отряде в 10 лет. Участвовал в подрыве телефонного кабеля. Он также участвовал в подрыве шести железнодорожных эшелонов, склада.
3 – Марат Козей. В 12 лет стал разведчиком партизанского отряда. Будучи раненным в руку, он несколько раз ходил в атаку. Позднее десятки раз проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные разведывательные данные. Неоднократно участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах.
1 – Зина Портнова отправилась на каникулы к бабушке, где ее и застала война. Она устроилась в немецкую столовую посудомойкой, и когда была возможность, отравила еду фашистам.
2 – Зоя Космодемьянская была отправлена к фашистам, чтобы поджечь дома, где они располагались, конюшни. Ей это удавалось не раз.
3 - Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в боях они умели
Не отступать и побеждать.
1 - Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага,
Сыны полков своей страны.
(уход)
Ведущий 1 - Вновь скупая слеза сторожит тишину.
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат.
Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –
Ты послушай святую минуту молчания.
Ведущий 2 - В память о погибших в Великую Отечественною Войну прошу всех встать. Склоним голову перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
(выход 4 класс)
Ведущий 2 - На этой фотографии мы видим советский танк Т-60 Малютка. У этого танка очень интересная история.
Ведущий 1 - В редакцию газеты «Омская правда» пришло письмо:
И редакцию завалили тысячи детских писем.
1 - «Мне папа с фронта прислал 136 рублей на новые сапоги, но я еще похожу в старых ботиночках… Адик Солодов, 6 лет».
2 - «Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко. Тамара Лоскутова».
3 - «Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне только пять лет, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, а потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага. Таня Чистякова»…
Ведущий 1 - Танк был сделан, и воевала на нем сержант 56-й танковой бригады Екатерина Петлюк. За первый же бой она получила благодарность. Вскоре была награждена орденом Красной Звезды, а позднее, за отличие в боях под Орлом – орденом Отечественной войны.
Ведущий 2 - «Прошу передать дошкольникам города Омска, собравшим на строительство танка «Малютка 60 886 рублей, мой горячий привет и благодарность Красной Армии.
Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И. Сталин». Май 1943.
(уход)
Ведущий 1-й: Дети в осажденном городе…О них особый разговор. Смотреть на голодающих детей – нет ничего ужаснее для матери. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали все, что имели, на хлебные карточки. Скудные размеры получаемых продуктов распределяли по дням, а в течение дня – по часам.
Ведущий 2 –
Иду в темноте, вдоль воронок,
Прожекторы щупают небо.
Прохожие. Плачет ребенок.
И просит у матери хлеба.
А мать надорвалась от ноши.
И вязнет в сугробах и ямах. –
Не плачь, потерпи, мой хороший,-
И что-то бормочет о граммах.
Ведущий 1 - Целые семьи гибли от холода и голода. Враги надеялись, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать Родину и, в конце концов, сдадутся. Но фашисты просчитались.
Ведущий 2 - Весной 1942 года в опустевшие цеха предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, реактивные снаряды. Над рабочими местами мальчишек и девчонок висели плакатики, написанные их руками: "Не уйду, пока не выполню норму". И даже бывалые солдаты, глядя позже на эти плакатики, плакали, глотая слезы.
Ведущий 1 - Дети, работали по 12 часов, а потом возвращались в холодный дом. В "буржуйку" была пущена мебель, книги, иногда удавалось добыть сломанные бочки от краски и топить ими печку. После работы ели хлеб, мороженную картошку, пили чай из морковки. Даже очистки от картошки не выбрасывали, а использовали для приготовления оладьев.
Ведущий 1- Война…Как она изменила судьбы, детство, сделала короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушила их светлые мечты.
(выход)
чтец
На небо глянешь ты...
Что стало, люди,
Ни выстрела, ни гула…
Ти-ши-на-а-а.
Уже зачехлены
Стволы орудий.
Все говорят:
- Окончена война!!!
Ведущий 1 - Все дальше в историю уходит от нас победный май сорок пятого года, но, сколько бы лет ни прошло, мы всегда будем помнить подвиги солдат.
Ведущий 2 - Пусть будет мир. Пусть мы всегда будем помнить о детях военного времени, о тех, кто отдал за нас жизнь. Помнить, что самая большая ценность на свете – ценность человеческой жизни. Я желаю всем нам никогда не знать ужасов войны.
.
Ученик1 Победа! Славная Победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо,
Ученик2. Пусть дети встречают рассвет
Улыбкой ясной, спокойной.
Давайте же скажем все вместе:
«Нет! Нет – грабительским войнам!
Ученик3. Нам нужен мир- тебе , и мне.
И всем на свете детям.
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.
Ученик 4.Нам нужен мир, трава в росе,
Улыбчивое детство.
Нам нужен мир, прекрасный мир,
Полученный в наследство.
Песня «День победы».