СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий детского фольклорного познавательно-развлекательного праздника «Осенины»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий фольклорного познавательно-развлекательного праздника «Осенины» разработан для педагогов дополнительного образования, воспитателей, работников культуры.

Праздник «Осенины» насыщен театральными элементами и его удобно проводить в помещениях, имеющих сцену и просторный зал для проведения народных игр.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий детского фольклорного познавательно-развлекательного праздника «Осенины»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования центр развития творчества детей и юношества

р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо

Хабаровского края

(МБУ ДО ЦРТДЮ р.п. Переяславка)










Сценарий

детского фольклорного познавательно-развлекательного праздника

«Осенины»

(для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста)



























Автор-составитель: Токарева Е.В.,

педагог дополнительного образования

1 категории

МБУ ДО ЦРТДЮ р.п. Переяславка







р.п. Переяславка

2018 г

Пояснительная записка


Сценарий фольклорного познавательно-развлекательного праздника «Осенины» разработан для педагогов дополнительного образования, воспитателей, работников культуры.

В данном сценарии активными участниками мероприятия являются обучающиеся детского музыкально-фольклорного театра «Народная копилка» центра развития творчества детей и юношества р.п. Переяславка. Это школьники в возрасте 6 – 7 лет, а также дошкольники МБДОУ детского сада №11 р.п. Переяславка подготовительной группы «Радуга» в возрасте 5 – 6 лет. В роли ведущих мероприятия (Осени, Гриба-озорника, Лешего-проказника) участвуют педагоги дополнительного образования.

Праздник «Осенины» насыщен театральными элементами и его удобно проводить в помещениях, имеющих сцену и просторный зал для проведения народных игр.

Для участия в мероприятии требуется предварительная подготовка. Заранее с помощью родителей дошкольники создают несложные стилизованные осенние костюмы. Народные игры, песни, частушки, считалки разучиваются дошкольниками заранее. Участники детского музыкально-фольклорного театра «Народная копилка» разучивают небылицы, потешки, осваивают игру на шумовых и духовых народных инструментах. Все народные игры исполняются под аккомпанемент аккордеона (или баяна).

Все формы, приемы, методы изучения русского фольклора, а также богатейший песенный материал, участие в театрализованных действиях детей, родителей и педагогов – все это, несомненно, способствует творческому развитию самих детей, вырабатывает у них интерес к познанию фольклорного наследия, повышает уровень культуры и воспитанности.

Данное мероприятие способствует развитию личностных качеств каждого ребенка.

Цель: развитие познавательной активности путем знакомства с русским музыкальным фольклором.


Задачи:

- организовать и провести массовый праздник «Осенины» с участием обучающихся детского музыкально-фольклорного театра «Народная копилка»;

- создать условия развития у детей интереса к изучению фольклорных произведений;

- формировать опыт коммуникативных навыков, навыков выразительности в исполнении произведений фольклора;

- воспитывать умение проявлять доброжелательность и дружелюбие;

- уметь применять на практике полученные знания.


Методы: словесный (инсценировка), игровой.


Целевая аудитория: дети дошкольного и школьного возраста (5 – 8 лет).


Необходимое оборудование:

Для педагога: музыкальный центр, баян (аккордеон).

Для дошкольников: стилизованные костюмы (осенние), деревянные ложки. Для младших школьников: стилизованные костюмы (народные), шумовые и духовые народные инструменты, деревянные ложки.


Оформление: помещение оформляется в стиле осенней лесной полянки.

Угощенье Осени (для детей): 2 подноса с яблоками и грушами.


Действующие лица:

Взрослые: Ведущая, Осень, Гриб-озорник, Леший-проказник.

Дети: девочка в осеннем костюме.


/ Звучит мелодия русской народной песни «Калинка-малинка», гости проходят в музыкальный зал и рассаживаются на зрительные места.

К гостям выходит ведущая вместе с девочкой, одетой в осенний костюм, музыка стихает/


Ведущая (обращается к гостям праздника): Дорогие наши гости! Мы рады видеть вас сегодня. И с удовольствием приглашаем на просмотр нашего праздничного сказочного представления «Решила как-то осень».

На нашем празднике вас ждут песни, хороводы, частушки, игры, сюрпризы! Я желаю вам приятного просмотра и активного участия в нашем театрализованном представлении.

Итак, мы начинаем!


Девочка: Утром мы во двор идем, листья сыпятся дождем,

Под ногами шелестят, и летят, летят, летят .

Пролетели паутинки с паучками в серединке,

И высоко от земли пролетели журавли.

Все летит, должно быть это – улетает наше лето…


Ведущая (обращается к гостям): Что же это, мы вас спросим?

Гости (отвечают): Это осень, осень, осень…

/ звучит мелодия русской народной песни «Ах, вы сени», в зале

появляется Осень, в руках у нее корзинка украшенная листьями,

Осень не спеша обходит лесную полянку, рассматривает деревья,

кустарники и останавливается возле ведущей, музыка стихает. /


Ведущая: Решила как-то Осень…

Осень: Ах, сколько можно мне листья и деревья одной раскрашивать? Нужно мне помощников искать. Работы в лесах и парках много. Кустарники и деревья нужно одеть в осенний наряд.

Ведущая: Кого бы мне пригласить? – думала Осень.

Осень: Может, белок? Прыгают высоко, до верхушек деревьев достанут.

Ведущая: Можно и зайцев – бегают быстро, всю траву разукрасят.

Осень: Так до леса, где белки и зайцы живут, долго идти придется.

Ведущая: А может, и вовсе не надо в лес отправляться, раз ты к нам в детский сад пришла, давай наших ребятишек с подготовительной группы позовем. Детки уж больно славные, ждали они тебя с нетерпением. Песни, частушки, игры тебе приготовили.

Осень: Ах, как я рада я слышать такие слова! А как поскорее деток можно позвать?

Ведущая: Ну, Осень дорогая, ты у нас настоящая волшебница. Придумай что-нибудь.

Осень: Тогда я сейчас хлопну в ладоши и скажу волшебные слова. А ну, детушки-малолетушки, побыстрее к нам спешите. Да меня, Осень золотую, осенними нарядами удивите!


/ Осень хлопает в ладоши, звучит мелодия русской народной песни

«Светит месяц», дети проходят в зал, в руках у детей осенние

листья. Они демонстрируют свои осенние наряды, а затем дарят

Осени свои разноцветные листья /

Осень: Спасибо большое, ребятишки! Какие вы молодцы! Какие вы разноцветные листья мне подарили, обязательно ими наряжу и лес, и парк.


/неожиданно зазвенел телефон/


Ведущая: Кто же это может быть?


/ берет трубку /


Ведущая: Алло, детский сад «Гималашка» слушает!

Гриб: Алло, алло, это детский сад?

Вас приветствовать я очень рад!

С вами говорит Гриб-боровик.

Ведущая: Что случилось, что случилось, говорите побыстрей,

Не задерживайте представление наших маленьких детей

Гриб: Мне чего-то неохота одному в лесу стоять,

Мне на праздник к вам охота поскорее прибежать!

Пригласите вы меня, мои лучшие друзья!


Ведущая: Что ж, ребята пригласим?

Дети (отвечают): Да!

Осень: Веселее будет с ним!


/ звучит веселая народная плясовая, появляется Гриб- озорник, в руках

у него корзинка, в ней лежат красочно оформленные загадки, Гриб-

озорник раскланивается всем и останавливается возле Осени/

Осень: Что за гость незваный, к нам на праздник нежданный?

Сегодня я на празднике хозяйка. А раз ты пришел, Гриб-боровик,

пляши под балалайку!


/ Гриб-боровик с Осенью исполняет фрагмент русской

плясовой /


Осень: Ну никак не сидится тебе, Гриб-боровик, в лесу! Откуда ты узнал про наш праздник?

Гриб: А вот и узнал, а вот и узнал! Сорока на хвосте принесла, да еще сказала, что ребята знают все ответы на осенние загадки.

Осень: Айда сорока, айда белобока! А давай-ка, мы это сейчас и узнаем!

Гриб: Ребята, я знаю, что у каждого из вас есть самые любимые фрукты и овощи! А давайте найдем их в загадках.

Осень: Внимание, мы начинаем загадывать, а вы все вместе дружно говорите нам правильный ответ.


/ дети отгадывают осенние загадки/


Осень: Ай, да молодцы, ребятки! На все загадки дали правильный ответ.

Гриб: Права была сорока, говорил я тебе. Все загадки дети отгадали. А еще сорока сказала, что ребята выучили для тебя, красавица – Осень, веселые частушки!

Осень: Где гармошка заиграла,

Там частушка зазвучала.

Русская, народная,

Веселая, задорная!


/ дети исполняют осенние частушки/


/ раздается шум ветра, свист, в зал вбегает Леший с мешком в руках/


Осень: А это еще что за чудище лесное? Чего разбегался, чего шумишь, зачем ребят пугаешь?


Гриб: А я сразу узнал его. Да это же мой сосед по лесной опушке, Леший-проказник.

Осень: Остановись, отдохни. И с чем ты к нам пришел, скажи!

Леший: Ничего я не пугаю, и шуметь я не желаю! Физкультурой занимаюсь. Каждый день водой холодной обливаюсь. Чтобы быть все время ловким и смелым!

Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки!


/ дети здороваются /


Леший: Бежал я по лесным тропинкам, занимался бегом и вдруг, услышал пение веселое. Ну как мне, Лешему, не забежать к вам. И открою вам ребята, я секрет! Я сам очень, очень люблю петь и играть в веселые игры! А чтобы у меня и у вас всегда голос был в порядке, давайте проведем - волшебную зарядку!

/Леший проводит зарядку с детьми/


Осень: Хороша была зарядка! Спасибо тебе, Леший! А вот сейчас, после твоих упражнений, наши детки звонко и весело споют русскую народную песню…

Вместе (Гриб и Осень): «Как у бабушки козел».


/дети исполняют русскую народную песню «Как у бабушки козел»/


Леший: Молодцы ребята! Веселая и задорная песня получилась!

Гриб: Леший, а Леший! А что у тебя в мешке лежит?

Леший: Ой, совсем забыл…


/Леший из мешка достает овощ – патиссон/


Леший: Настоящая звезда!

Гриб: Может, видим с вами дивный сон?

Осень: Да нет же, это – патиссон!

Гриб: Да, Осень не обманешь. Только в осеннюю пору вырастают такие удивительные овощи на грядках.

Леший: А теперь, мы поиграем! Кто же ловкий мы узнаем. И я предлагаю сыграть в игру – «Веселый патиссон»!


/проводится игра «Веселый патиссон»/


Осень: А у меня еще один сюрприз для всех. И для взрослых и для детей!

На наш праздник я пригласила участников музыкального фольклорного коллектива «Народная копилка».


/ звучит фрагмент мелодии русской песни «Светит месяц», участники

коллектива «Народная копилка» проходят в музыкальный зал и

исполняют небылицы/


Ведущая: Дорогие гости, спасибо вам за интересное выступление, просим вас к нам на праздник.


/участники коллектива проходят на заранее приготовленные для них

места/

Осень: Ребята! Я знаю, что вы старались, готовились на наш праздник.

Кто же теперь из вас порадует меня стихами?

Леший: А мы с большим интересом послушаем. Правда, Гриб-боровик?

Гриб: Конечно, правда! С удовольствием послушаем!


/ дети рассказывают стихи об осени/


Осень: Большое спасибо вам, ребята, за ваши замечательные стихи.

А кто мне подскажет, какую осеннюю игру мы можем с вами поиграть?

Дети (отвечают): Кабачок!

Леший: Тогда в круг скорей вставайте и игру вы начинайте!


/ дети становятся в круг/


Ведущая: Но прежде чем нам в игру сыграть, надо нам в считалочку сыграть. Кто у нас смелый, кто считалочку нам скажет?


/дети рассказывают считалочку, выбирают ведущего и начинают играть

в русскую народную игру «Кабачок»/


Ведущая: Ой, наигрались, ой, напотешились! А сейчас я всех ребят приглашаю занять свои места.

А продолжаем наш праздник. И я приглашаю на нашу сцену воспитателя подготовительной группы «Радуга» - Елену Владимировну Ланкину.


/ выступление педагога/


Ведущая: Дорогие друзья, вот так незаметно подходит наш праздник к завершению.

Гриб-боровик: Все. Пора, друзья, прощайте. Обо мне не забывайте!

Леший: И мне уже давно пора, до свиданья, детвора!


/ звучит мелодия русской плясовой, Гриб-боровик и Леший берутся за руки,

раскланиваются, машут руками и покидают музыкальный зал/

Осень: Ой, пора мне уходить. Долго буду я грустить. Вспоминать ваш детский сад, замечательных ребят! На прощанье от меня угощенье славное – яблоки да груши румяные!


/Осень берет поднос с яблоками, грушами и раздает их детям/


Осень: Угощайтесь, не стесняйтесь. Витаминами запасайтесь.

Ведущая: Ай, да яблоки! Ай, да груши какие! Вкусные и наливные! Ай, да Осень, молодец! А нашему празднику – конец!

Осень: Вы, ребята, не скучайте, а меня вы вспоминайте! Ешьте овощи и фрукты, все полезные продукты!


/ Осень прощается с детьми и уходит /

Ведущая: Понравился ли ребята вам праздник, угощение славное? (дети отвечают).

А были ли вам интересны песни русские да игры веселые? (дети отвечают).

А что больше всего понравилось? (дети отвечают).


Ведущая: Молодцы, ребята! И вы нас порадовали на нашем празднике. А теперь пришла пора проститься. До свиданья! До свиданья! Приходите в гости к нам! Всегда рады очень вам!


/ ведущая кланяется гостям, прощается с детьми/













Приложение к сценарию 1


Осенние загадки



Я – круглое, румяное,

Бываю кисло – сладкое,

Бываю очень жесткое,

А иногда и мягкое!

/яблоко/


Красивый красный овощ,

В борще незаменим!

И всеми он любим!

/помидор/


Вертится Антошка на одной ножке,

Где солнце стоит, туда он глядит.

/подсолнух/


Маленький и горький,

Луку младший брат.

/чеснок/


Я желтая, как солнышко,

Похожа я на колобок,

На шарик и на мячик.

Поешь меня, дружок!

/дыня/


Полосатый, не усатый,

И немножечко, хвостатый

/арбуз/


Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели и хвалили?

/картошка!





Приложение к сценарию 2

Осенние частушки

Мы осенние частушки

Пропоем сейчас для вас!

Громко хлопайте в ладоши,

Веселей встречайте нас!


Припев: Эх раз, еще раз

Пропоем сейчас для вас!

Мы поем сейчас для вас,

Очень, очень много раз.


Осень чудная пора,

Любит очень детвора!

В лес с корзинками мы ходим,

Много там грибов находим!


Припев:

Я осенний лес люблю,

Чистым воздухом дышу,

И корзинка не пуста,

Наша осень так щедра!

Припев:

Вот и осень наступила,

Можно в куртке походить.

Летом мне ее купили,

Не давали поносить!


Припев:

Любим свеклу мы, морковку

И капусту тоже есть,

Потому, что витамины

В овощах и фруктах есть!

Припев:

Осень, осень золотая,

Хорошо, что ты пришла.

Ты и яблок, ты и меду,

Ты и хлеба принесла!



Приложение к сценарию 3



Русская подвижная игра «Кабачок»


Правила игры.


Дети вместе с взрослыми образуют хоровод. Для того, чтобы выбрать главного героя игры – «кабачка», необходимо исполнить детскую считалку. После того, как выбрали «кабачок», участник игры размещается в середине хоровода. Хоровод движется по часовой стрелке и все поют: «Кабачок, кабачок, тоненькие ножки, красные сапожки. Мы тебя поили, мы тебя кормили. На ноги поставили, танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь!». На последних словах «кабачок» танцует и выбирает самого активного участника из хоровода, он и становиться следующим «кабачком».





Приложение к сценарию 4



Русская подвижная игра «Веселый патиссон»


Правила игры.


Дети вместе с взрослыми образуют хоровод. Ведущая праздника берет патиссон и становится в общий хоровод. Звучит фрагмент народной мелодии, патиссон из рук в руки передают друг другу участники игры. Неожиданно мелодия прерывается. У того, у кого на момент прерывания мелодии остался патиссон в руках, выходит в середину хоровода и исполняет танец.














Приложение к сценарию 5


Русская народная песня «Как у бабушки козел»


1 куплет

Как у бабушки козел,

У Варварушки козел

Тыр, тыр, тыры- ры

У Варварушки козел.


2куплет

Попросился козел,

У бабуси во лесок

Тыр, тыр, тыры- ры

У бабуси во лесок.


3куплет

Как на встречу козлу,

Идут семеро волков

Тыр, тыр, тыры-ры

Идут семеро волков.


4 куплет

Ты давай-ка, козелок,

Мы поборемся

Тыр, тыр, тыры-ры

Мы поборемся


5 куплет

Испугался козел,

Побежал он домой

Тыр, тыр, тыры-ры

Побежал он домой.


6 куплет

Отворяйте ворота,

Принимайте вы козла

Тыр, тыр, тыры-ры

Принимайте вы козла.

Лохматого! Бородатого!

Вот так!





Список использованной литературы:


  1. «Русские фольклорные традиции» (издательство «Учитель», 2007 год, автор-составитель О.В. Ворошилова).

  2. «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста» (методическое пособие, издание Ростов-на-Дону, «Феникс» 2008 г, составитель Л.В. Малахова).

  3. «Фольклорная арттерапия» (издательство «Речь», Санк–Петербург 2002 г, автор Назарова Л.Д.).

  4. «Круглый год» (сборник сценариев народных праздников, КТО «Культура», г. Хабаровск, 1998г, автор-составитель И.А. Тарасова).

  5. «Цветочная поляна» (серия «Мир вашего ребенка», издательство Ростов-на-Дону «Феникс», 2010 г, автор-составитель Л.Е. Кисленко).